Публикация группы “Старый Ульяновск. Brandergofer”

С первых самостоятельных шагов в искусстве А.В.Моторин работал в историко-революционном жанре. Сейчас художников, обращавшихся к ленинской теме, порой упрекают в конъюнктуре. Но в то время для многих это было велением души. Да, были авторы, сделавшие имя и карьеру, поставив изображения вождя на поток. Ленинская тема открывала дорогу к официальному признанию. С другой стороны – право на эту тему надо было заслужить. Немногочисленные «ленинские» работы Моторина искренни, лишены пафоса и органично вписываются в контекст творчества художника.

Приехав в Ульяновск, Алексей Васильевич начал работу над картиной «Разговор о земле» (В.И.Ленин в Шушенском), завершенной в 1957 году. При ее создании он использовал этюды, привезенные из Сибири. Эмоциональный настрой картины дополняет прекрасно выполненная пейзажная часть. В 1961 г. Моторин создает полотно «Освобождение Симбирска в 1918 году»

Несомненной творческой удачей стала картина «Весна идет», написанная к зональной выставке «Большая Волга-67» (фото 1, слева). «Широко шагает навстречу весне юноша Володя Ульянов. Работа выполнена в традициях русской живописной школы. Глядя на нее, вспоминаются работы Б.М.Кустодиева – яркая пестрота волжского города, вписанные в пейзаж жанровые сценки, сияющее солнце и длинные синие тени на снегу. Единственное мрачное пятно на картине – сутулая спина городового – не нарушает общего радостного колорита. Фигура юноши в накинутой шинели, яркое солнце, светлые дали побеждают темноту, несут радость и веру в скорую весну…» (Р.А.Айрапетян).

Созданию этой простой по сюжету картины предшествовал долгий поиск композиции, огромная этюдная работа. В этот период (1968) Моторин создает серию рисунков «Володя Ульянов. Симбирск, 1870-1887»: «На прогулке», «За уроками», «В гимназии», «Брат Саша» и др. Их можно рассматривать и как подготовку к будущим полотнам, и как самостоятельную графическую серию.

Ульянов-гимназист вновь появляется на картине «Экзамен» (1969; фото 1, справа). «Художник взял очень ответственный, переломный момент. Володя сдает экзамен на зрелость. У него уже сложились определенные убеждения и отношение к социальному устройству общества. Он чувствует себя уверенным. Это – лейтмотив всего произведения. Но автор проводит и другую линию – борьбу нового со старым, отживающим» (Р.А.Айрапетян). Эта работа экспонировалась на выставках «Большая Волга», «Советская Россия» и др.

Мощным аккордом ленинской темы в творчестве Моторина стала гигантская монументальная роспись в фойе Ульяновского пединститута (1973-1974; фото 2). Панно «Илья Николаевич Ульянов – выдающийся просветитель и педагог» (18х32 м.) было создано в соавторстве с московскими монументалистами Я.Н.Скрипковым и Б.Н.Казаковым. В 1975 году работа выдвигалась на соискание Государственной премии. В центре композиции, включающей множество исторических сюжетов и лиц, – образы Владимира Ульянова, его брата Александра и И.Н.Ульянова. «В композиции панно отражена богатая на события история Симбирска-Ульяновска и в целом России, жизнь семьи Ульяновых, подвижническая деятельность И.Н.Ульянова, революционные события, начиная с декабристов и тайных сходок до штурма Зимнего» (Н.Малинин)

Живописные и графические работы А.В.Моторина очень разнообразны по жанрам и технике: тематические картины, портреты, пейзажи: городские, сельские, природа разных уголков области и страны. «Станковая картина и натюрморт, портрет и пейзаж – предметы творческих исканий художника. Любовь к человеку труда и мысли – первооснова его творчества. И не случайно художник более всего работает над сюжетной картиной, портретом» (И .В.Лежнин).
«Облик Ульяновска, его новостройки, исторические достопримечательности, трудовая жизнь рабочих, строителей, речников, колхозников, образы современников – все это входит в широкий круг явлений, который художник стремится запечатлеть…» (С.М.Червонная)
Не всегда Моторин следовал строгим канонам соцреализма. В 70-х годах его картину «Хоста» обвиняли в формализме, чуть ли не абстракционизме. В то время художник был уже настолько известен, что «вольность» сошла с рук.

Алексею Васильевичу не сиделось дома. «Уроженец забайкальской степи, выросший в сибирской тайге, на берегах красавицы Ангары, он объездил да, наверное, и обошел пешком, с привычным этюдником за плечами, полмира» (С.М.Червонная). Он много ездил по области, подолгу жил в колхозах. Его можно было встретить в Ундорах, на берегах Суры, в Майнском, Мелекесском и других районах, на строительстве Куйбышевской ГЭС. Поволжье, Башкирия, Крым, Алтай, Сибирь, берега Байкала, Испания – далеко не полная география путешествий Моторина. Отовсюду вез этюды, эскизы, наброски. И в первую очередь его везде интересовали люди. «Люблю простые открытые лица людей, занятых трудом. Мне кажется, на них вся биография, мудрость их жизни», – говорил художник.

«Сколько внимания к людям, понимания жизни, духовной деликатности в его портретах. … В портретах Моторина, изображающих людей нелегкого физического труда – пастухов, доярок, механизаторов, – есть интеллектуальная глубина и тонкость» (С.М.Червонная). Детально прописанные образы людей присутствуют в его жанровых картинах, пейзажах. «Герои Моторина показаны в обычной для них обстановке. Они могут быть несколько суровыми, подчас грустными, иногда лукавыми, но всегда – духовно щедрыми. В их образах – тепло и красота нашей земли» (А.Ефимов)

Уже первые портретные работы Моторина отличала эта зоркость и чуткость. На Всесоюзной выставке 1957 года внимание зрителей привлекла «Маринка» – теплый и лиричный портрет девочки в красном платочке (фото 5 к 1-й части).

В начале 60-х художник подолгу жил в колхозе, писал этюды, зарисовки, портреты сельчан. Тогда были созданы живописный портрет «Пастух Г.С.Афанасьев» (1961), рисунки углем «Пастух Я.И.Лазарев», «Тракторист И.Ф.Суслов» (1963) и др. Накопленный материал послужил основой для картины «Пастухи» (1963), которая экспонировалась на выставке «Большая Волга-64», а потом была приобретена Министерством культуры.
«Алексей Васильевич показывает своих героев в момент полуденного отдыха. Один пастух, только что пообедав, покуривает, другой задумался над прочитанной газетой. Вдали хлопочут доярки около коров. Художник построил композицию очень просто. Первый и второй планы подчинены общему замыслу…» (Р.А.Айрапетян)
Моториным созданы портреты доярки У.Ермошкиной, пастуха В.Латыпова, комбайнера А.Зотова, «Таня Щеглова», «Наташа Юдина», «Тетка Анисья» (1982; фото 5 к 1-й часии), серия портретов ветеранов Великой Отечественной войны и многие другие. Каждая поездка по области и стране пополняла портретную галерею его героев.

А.В.Моторин положил начало практике групповых поездок ульяновских художников в колхозы и совхозы области. Сначала «творческой базой» был колхоз «Маяк революции» Сурского района. В начале 70-х Алексей Васильевич стал организатором и руководителем творческой группы художников, многие годы работавшей в совхозе им. Крупской Мелекесского района. Активными членами группы были И.В.Лежнин, И.А.Щеголев и другие художники. По инициативе и при живом участии Моторина в совхозе была создана картинная галерея. Сам он нарисовал здесь множество этюдов, зарисовок, портретов жителей села. Наработанный материал становился основой больших полотен.

Главной работой этого цикла стал групповой портрет членов совхоза имени Крупской (1974; фото 3). Художник изобразил своих героев не за работой, а на отдыхе, на сельском празднике. Чувствуется, что это хорошо знакомые и близкие ему люди. Важную роль в картине играет окружающий людей пейзаж. «Яркая, пронизанная солнцем природа – лес, открывающиеся дали – словно еще один герой полотна» (Е.Н.Сергеева). Работа экспонировалась на выставке «Большая Волга-74»

Пейзаж – главный жанр в творчестве художника. «Алексей Моторин – прирожденный пейзажист. Обостренное чувство цвета дает о себе знать и в сюжетных картинах, однако именно в пейзажах ощущаются та самозабвенность и влюбленность художника в избранный жанр, которые возможны лишь тогда, когда ты чувствуешь его всей душой» (Р.А.Айрапетян)

География пейзажей много поездившего по свету художника очень широка: от Поволжья и Подмосковья до Дальнего Востока, Крыма, Испании. Больше всего привлекала Моторина неброская красота среднерусской и волжской природы. «Мне ближе всего русский пейзаж и люди, связанные с ним трудом, люди от земли». И, конечно, большая часть его пейзажей изображает разные уголки Ульяновской области.

В своих пейзажных работах художник избегал внешних эффектов. Его влекли скромные, незаметные уголки, он умел видеть прекрасное в обыденном. Лаконичные и неброские, его работы хорошо передают сдержанную красоту русской природы. Таковы «Ветлы», «Щучий ручей», «Туманный день» и т.д.

Зимние пейзажи Моторина – «Зимой в лесу», «Мокрый снег», «Красная речка» и др. – светлы, лиричны, передают зрителю ощущение тишины и свежести. На картине «Вьюжит» тусклое зимнее солнце, затянутое пеленой снега, сугробы, занятая повседневными хлопотами женщина необъяснимым образом создают ощущение близкой весны.

Весна – любимое время года художника. «Последний снег», «Апрельское солнце», «Весенние березки», «Верба цветет» и многие другие весенние работы при скромности сюжетов – очень оптимистичны, создают настроение, ощущение пробуждения природы. Недаром в книге отзывов персональной выставки Моторина 1974 года появилась запись: «Спасибо Вам за солнечный мир, мир побеждающей весны»

В пейзажах Моторина много уголков нетронутой природы. Но не менее важна для него взаимосвязь природы и человека. В картинах «Жигулевские карьеры», «Лесосплав на Суре» и других образы природы и людей дополняют друг друга; во многих пейзажах явно видно или ощущается присутствие человека.
Художник часто бывал на Суре. Результатом этих поездок стала целая серия картин: «Вечер на Суре», «Бурный день», «Хмурый день на Суре», «В пойме рении Суры» и др.

Если картины русской природы у Моторина сдержанные и неброские, то серия крымских пейзажей очень колоритна, темпераментна. Солнце, зелень, сияющее море, старинные крымские города – везде буйство красок, декоративность, резкие контрасты цветовой гаммы. Художник несколько раз был в Крыму (1963, 1970, 1971). «Закат в Крыму», «Цветет урюк», «Синие горы», «Море ласкает», «Прибой», «Старая улица Бахчисарая», «Переулок в Гурзуфе», «У дома Чехова» – лишь некоторые работы этого цикла.

На картинах Моторина – старинная русская архитектура («Торжок»), берега Байкала («Бухта Песчаная», «Штормит»), камни Алтая («Вечер в степи»), небо Испании («Испанский пейзаж»). Пейзаж – важная часть его сюжетных полотен и многих портретов.

Особое место в творчестве А.В.Моторина занимает городской пейзаж. С первых лет жизни в Ульяновске художник стремился запечатлеть его облик: этюд «Осень на Венце» (1956), картины «Весна» (1957), «Речной порт» (1958) и др. В 1958 году им создан небольшой этюд «1 Мая в Ульяновске». С высоты балкона открывается перспектива улицы Гончарова, на которой красные полотнища над колонной демонстрантов контрастируют с весенней зеленью бульвара. Празднично выглядит город на картинах «Салют над Мемориалом» (1980), «Площадь Ленина» (1982; фото 10). Алексей Васильевич рисовал уголки старого города, исторические места и новостройки («Улица Советская», 1968). Небольшая серия посвящена улице Ульянова, бывшей Стрелецкой. «Весна на улице Ульяновых» (1969): синий в ярких лучах солнца снег, яркие дома, силуэты прохожих. На другой картине тот же вид на улицу, но сквозь ветви деревьев проглядывает белая громада строящегося Мемориала. На третьей картине цикла почти построенный Мемориал доминирует над доживающими последние дни домами (фото 8-9)

Талант и многолетний труд Алексея Васильевича Моторина отмечены орденом Знак почета, званиями заслуженный художник РСФСР (1977) и народный художник РСФСР (1984). В 1998 году его имя занесено в Золотую книгу почета Ульяновской области.

Работы А.В.Моторина хранятся в музеях Ульяновска, Чебоксар, Саранска, Белгорода, Оренбурга, Иркутска, Череповца и других городов; в фондах Министерства культуры и Союза художников России, частных коллекциях. В собрании Ульяновского областного художественного музея более 50 его работ; немало их и в Краеведческом музее. Сколько всего произведений создано Алексеем Васильевичем – не мог сказать даже он сам. Каталог «Народный художник РСФСР А.В.Моторин», изданный в 1986 году, включает 130 наименований. Перечень далеко не полный, а сколько еще было создано позже!

Еще несколько слов о выставочной деятельности. Именно выставки наиболее полно представляют труд художника и служат вехами его творческого пути. А.В.Моторин принимал участие практически во всех областных выставках, начиная с 1956 года. Его работы были представлены на передвижных выставках «Художники Поволжья» (1958, 1965); зональных выставках «Большая Волга» в 1964, 1967, 1969, 1974, 1980 и 1985 годах. Моторин был участником всесоюзных и республиканских выставок, в т.ч. посвященных 40-летию Октябрьской революции (1957), «Советская Россия» (1985) и других.

Пожалуй, наиболее интересны персональные выставки уже зрелого художника. В 1974 г. в выставочном зале Дома художника прошла выставка произведений А.В.Моторина, посвященная его 50-летию. Было представлено более 100 работ: пейзажи, портреты, жанровые картины, рисунки, наброски. Центральное место занимали картины «Весна идет» и «Экзамен». Ульяновцы очень тепло встретили выставку, о чем свидетельствует множество благодарных записей в книге отзывов. В начале 1985 г. в Доме художника открылась персональная выставка живописи и графики А.В.Моторина, посвященная 60-летию художника.

1987 год был отмечен персональной выставкой Алексея Васильевича в Москве, в выставочном зале Союза художников РСФСР на улице Горького. На открытие выставки пришли выдающиеся художники и представители Министерства культуры. Обширная экспозиция представляла весь творческий путь А.В.Моторина и многогранность его таланта. Особое внимание привлек «Групповой портрет членов совхоза им. Крупской»

В 1999 г. состоялась персональная выставка художника, посвященная его 75-летию, на которой было представлено более 150 работ различных жанров. В конце того же года в Музее современного изобразительного искусства открылась выставка пейзажей А.В.Моторина. Были представлены пейзажи Поволжья, Байкала, Алтая, Крыма, Испании.

Январь 2004 года. В Музее современного изобразительного искусства открылась персональная выставка А.В.Моторина, посвященная 80-летию со дня рождения художника. Экспозиция небольшая, но представившая лучшие работы художника на протяжении всего творческого пути: от студенческих до последних. Зрители увидели и ряд городских пейзажей: «1 Мая в Ульяновске», «Дворик Дома-музея В.И.Ленина», «Весна на улице Ульяновых». Алексей Васильевич, несмотря на преклонный возраст, смог приехать на открытие.

Это была его последняя прижизненная выставка. В июне 2005 года Алексея Васильевича Моторина не стало.

Использованы книги и публикации А.В.Моторина, И.В.Лежнина, Р.А.Айрапетяна, А.Е.Егуткина, К.П.Анисовой, Н.В.Спешиловой, С.М.Червонной, Е.Н.Сергеевой, Н.И.Яценко, А.Ефимова, Н.Малинина и др. (1965-2004)


А.В.Моторин.
Слева: Весна идет. 1967.
Справа: Экзамен. 1969.


Панно в фойе Ульяновского педагогического института. 1970-ые годы.
Авторы: А.В.Моторин, Я.Н.Скрипков, Б.Н.Казаков (1973-1974)


А.В.Моторин. Групповой портрет членов совхоза имени Крупской. 1974.
УОХМ


А.В.Моторин. Верба цветет. 1979.
УОХМ


А.В.Моторин
Слева: Крымский дворик. 1971.
Справа: Цветет урюк. 1971.
УОХМ


А.В.Моторин. У подножия гор.
Тольяттинский художественный музей


А.В.Моторин. Улица Советская. 1968.
УОКМ


А.В.Моторин.
Слева: Весна на улице Ульяновых. 1969.
Справа: Весна на улице Ульяновых. 1971.
УОХМ


А.В.Моторин. Мемориал строится (Весна на улице Ульяновых).
УОНБ.


А.В.Моторин
Вверху: Площадь Ленина. 1982.
Внизу: Салют над Мемориалом. 1980.