Сотни семей в Ульяновской области испытывают трудности из-за перехода на дистанционное образование. Меньше всего проблем в тех школах, где учителя выбрали единую для образовательного процесса платформу и подготовили для родителей и учеников разъяснения. Однако не в каждом доме есть компьютер или ноутбук, не все смартфоны тянут предложенные педагогами онлайн-площадки, да и не у всех есть подходящие по характеристикам телефоны. В семьях с несколькими детьми недостает техники. В муниципалитетах вопрос более-менее закрыт, основная часть запросов на помощь приходит из Ульяновска. Свою технику нуждающимся распределяют школы, благотворители, ИТ-компании. Также в регионе запустили уникальную для страны акцию CompSharing, а многодетным и малообеспеченным готовы компенсировать до 20 тыс рублей на покупку техники. 

По словам уполномоченного по защите прав детей Екатерины Смороды, проблема с дистанционным образованием фактически коснется сотни ульяновских семей. Ежедневно в аппарат и соцзащиту поступают десятки заявок. Министр образования и науки Наталья Семенова лично рассматривает каждый вопрос. Остро стоит проблема в многодетных семьях и семьях с низкими доходами: не у всех есть компьютеры, подходящие смартфоны, не каждый может ими пользоваться, либо техники не хватает на всех.

“Вопросов с дистанционными образованием возникает много, вся страна в один момент была вынуждена перейти на этот формат. Это достаточно тяжело и для педагогов, и детей, и родителей. Две недели мы смотрели, как в Ульяновской области будет организован процесс. К счастью, есть школы, которые выбрали одну платформу и сделали понятное разъяснение для детей и родителей. С учетом того, что многие школы не успели качественно подготовиться к процессу, возникло чрезвычайно много вопросов. Есть проблема обеспечения компьютерной техникой, так как учителя начали предлагать платформы, которые “тянут” только компьютеры, а не смартфоны. Например, не все телефоны поддерживают Zoom. Минобразования провело подробный мониторинг по каждой семье. Около 600 единиц техник распределили по нуждающимся школы, в основном подобные вопросы возникают по Ульяновску. Запустили уникальный для России проект CompSharing, откликнулись и поддержали акцию родительские сообщества, “Красный крест”, наши ИТ-компании, которые раздают свободную технику, предоставляют свои ресурсы и сотрудников для ремонта и чистки компьютеров от негативного контента. Агентство технологического развития Вадима Павлова также распределило часть техники по нуждающимся семьям”, – прокомментировала уполномоченный.

Губернатор Сергей Морозов прокомментировал, что школы проанализировали потребность учеников в технике и передали ее в 679 семей:

“Большинство школ, конечно, впервые столкнулись с такой формой обучения. Возможности в каждом районе разные, поэтому Министерство образования составило рекомендации для муниципалитетов по способам организации дистанционного обучения как для тех, у кого есть необходимая техника с выходом в интернет, так и для тех, у кого нет такой возможности. Для педагогов работают «горячие линии». Конечно, шероховатости в работе будут, всё-таки это не совсем обычный формат работы. Но мы настроены на то, чтобы максимально быстро помогать школам решить возникающие проблемы. Также для нас важно обеспечить детей, которые питаются в школе бесплатно, продуктовыми наборами. Кто-то собрал достойные наборы, а в некоторых муниципалитетах качество продуктовой корзины меня не устроило. Сейчас наборы меняют – вместе с родителями проконтролируем ещё раз”.

О личном примере рассказала экс-начальник н управления по семейной и демографической политике, многодетная мама Ольга Желтова: по ее словам, сложности с компьютерами есть в семьях с 2-4 учениками, но помимо отсутствия техники, не у всех есть и интернет:

“Эта тема среди родителей и детей сейчас очень острая.  Из личного опыта: у меня доченька 11 лет, 4 класс.  очень благодарна за выбранный подход нашему учителю – классному руководителю . У нас происходит процесс таким образом: учителем в “Вайбере” созданы 2 группы: отдельно для детей и отдельно для родителей Учитель записывает урок и методические рекомендации. Дети в течение дня смотрят, выполняют задания, задают вопросы учителю и отправляют фото с выполненными заданиями учителю. Мы, родители, контролируем выполнение заданий. Нагрузка на учителя, конечно, колоссальная. И мы, родители, к такому формату не привыкли, но в связи с такой ситуацией  это просто необходимо для сохранения здоровья наших ребятишек. И поэтому пользуясь случаем прошу всех соблюдать все меры безопасности и гигиены, чтобы предотвратить распространение коронавируса. Есть разные мнения, особенно в семьях где 2, 3 или 4 ученика. В них – сложности с компьютерами. Но надо отметить , что появляются добрые людей, которые передают временно в семьи компьютеры для обучения детям. Ну и конечно надо сказать о доступе в интернет, если есть возможность у семьи, проблем конечно меньше. Если нет интернета, то семьям пришлось подключиться”. 

Мы обратились к родителям и напрямую спросили в одном из крупнейших ульяновских пабликов (170 тысяч человек), как проходит дистанционное образование, какие платформы используют педагоги, у всех ли хватает техники, а если нет, то как выкручиваетесь?
Из основных проблем в комментариях родители выделили перегруженность сети, сбои в платформе “Сетевой город”, письменные задания по физкультуре, ИЗО и музыке, отсутствие разъяснений присылаемых заданий со стороны учителей.

По “Сетевому городу” в Министерстве образования прокомментировали, что в ситуации, когда на удаленное обучение переходит около 118 тысяч школьников региона, достаточно сложно полностью избежать технических сбоев: “Все они будут проанализированы, возможно будет скорректировано расписание, чтобы более равномерно распределить нагрузку на электронные ресурсы. В настоящее время наши специалисты работают над устранением неполадок. Уверены, что в ближайшее время мы сможем настроить данную работу”.