Утверждена и вступила в силу программа комплексного развития транспортной инфраструктуры Ульяновска на период 2020-2035 годов. Документ полностью опубликован официальной городской газетой «Ульяновск сегодня» и там много действительно интересного. Мы продолжаем публиковать фрагменты, касающиеся конкретных направлений развития. Мы уже рассматривали: — характеристику работы городского транспорта общего пользования с анализом пассажиропотока, — анализ уровня безопасности дорожного движения Сегодня (по пунктам программы) — ключевые фрагменты из характеристики существующих условий и перспектив развития и размещения транспортной инфраструктуры. Характеристика существующих условий Протяжённость дорог общего пользования, проходящих по территории МО «город Ульяновск», составляет 1 040,3 км (с твёрдым покрытием 984,4 км, из них с усовершенствованным 755,2 км). Город Ульяновск имеет характерную для городов, расположенных в прибрежной зоне реки Волги, вытянутую вдоль берега реки Волги форму, при этом учитывая его расположение на обоих берегах реки Волги город разделён водной преградой шириной 3 км и более на две неравные части. Для перемещения между левобережной и правобережной частями города Ульяновска используются два мостовых перехода – южный (Императорский мост в двухполосном исполнении, совмещённый с одноколейным путём железной дороги) и северный (Президентский мост в четырёхполосном исполнении с возможностью организации движения рельсового городского транспорта в подмостовом пространстве). Открытие в 2009 году Президентского моста через реку Волгу значительно улучшило связь двух половин города и позволило решить вопрос с транзитным транспортным потоком по направлению к городу Димитровграду, при этом на текущий момент остаётся ряд проблем: Императорский мост по-прежнему не справляется с объёмами транспортного потока, так как является наиболее удобным мостовым переходом для жителей города; подъезд к Императорскому мосту с правобережной стороны из-за особенностей рельефа узкий и имеет сложную проекцию, что затрудняет движение транспорта; несмотря на наличие двух мостовых переходов обе автодороги, ведущие к ним в левобережной части города, стыкуются в одну (Димитровградское шоссе) в пределах городской черты, образуя зону пересечения нескольких транспортных потоков (конфликтную зону). В Ульяновске ограничена связь между районами города по направлению «Север-Юг». Так, сейчас по факту существует два коридора для такого перемещения: проспект Нариманова – улица Пушкарева – улица Октябрьская — улица Рябикова; проспект Нариманова – улица Крымова (или улица Карла Маркса — улица Гончарова – улица Минаева) – улица Кирова (через центр города, где из-за планировки старого купеческого города движение осложнено). Имеется ряд вопросов в части обеспечения жителей общественным транспортом: более 80 % автобусных маршрутов регулярных перевозок обслуживается автобусами малого класса, что негативно влияет на качество транспортного обслуживания и нагрузку на улично-дорожную сеть в целом для города с численностью более 600 тысяч человек; в городе существует развитая система трамвайных маршрутов, но она ограничивается правобережной частью города; маршруты городского электротранспорта не обслуживают население в новых микрорайонах города в связи с отсутствием комплексного подхода при развитии территорий (при строительстве новых микрорайонов контактная сеть и пути горэлектротранспорта не продлевается до них). Таким образом, необходимы прокладка новых коридоров магистральных улиц по направлению «Север-Юг» в правобережной части города, развитие подъездных путей к существующим мостовым переходам через реку Волгу, а также увеличение пропускной способности существующего Императорского моста. Необходима проработка вопросов строительства трамвайной ветки в левобережную часть города (Президентский мост позволяет это осуществить), обновления подвижного состава автобусов (замена подвижного состава на автобусы большей вместимости) и продления линий существующего городского наземного электрического транспорта в новые жилые микрорайоны. Перспективы развития и размещения транспортной инфраструктуры Перспективы развития и размещения транспортной инфраструктуры определены Стратегией социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года, Стратегией социально-экономического развития муниципального образования «город Ульяновск» до 2030 года, Генеральным планом города Ульяновска. Стратегией социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года (п. 3.2.1.3) предусмотрена задача по развитию транспортного коридора «Москва — Ульяновск — Димитровград — Бугульма» (автомобильные дороги Р-241, Р-178 и железная дорога «Москва — Ульяновск — Димитровград — Бугульма»). Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «город Ульяновск» до 2030 года (п. 3.1.1) одной из целей ставит повышение удобства передвижения по городу, а именно: планирование транспортной и городской инфраструктуры в тесной интегрирации между собой; лежащая в основе транспортной системы города единая комплексная мультимодальная сеть общественного транспорта; чёткая разграниченность дорог, транзитных коридоров для автомобильного транспорта и улиц, удобных для пешеходов; приоритет общественного транспорта над интересами автовладельцев, пешеходов и велосипедистов, которые соблюдаются в равной степени; целенаправленное увеличение транспортной связности между районами города, формирование сети автобусных (в перспективе – трамвайных и троллейбусных) маршрутов в «критические точки» удалённых районов. Планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования «город Ульяновск» до 2030 года предусмотрено: 1. Внедрение регуляторной модели общественного транспорта, направленное на снижение затрат бюджета на организацию транспортного обслуживания до 0 рублей и прекращение субсидирования муниципальных перевозчиков с 2023 года: … реализация проекта по организации системы платных парковок и внедрению автоматизированной информационной системы парковок (АИСП) в целях повышения скорости движения транспорта, улучшения качества городской среды, увеличения доходов бюджета города; реализация плана мероприятий «Развитие муниципального унитарного предприятия «Ульяновскэлектротранс». 2. Повышение качества транспортного обслуживания населения города Ульяновска: запуск проекта «Электронный проездной» на некоммерческом общественном транспорте; внедрение электронной системы оплаты проезда пассажиров «электронная транспортная карта» во всём общественном транспорте; оснащение остановочных пунктов информационным электронным табло (30 крупных пассажирообразующих остановочных пунктов); развитие контактно-кабельной сети и трамвайной линии; создание общегородской системы контроля и мониторинга за работой общественного городского пассажирского транспорта; оснащение спутниковым навигационным оборудованием ГЛОНАСС наземного электрического транспорта; обновление автобусов и наземного электрического транспорта (закупка новых автобусов, троллейбусов и трамваев, лизинговые платежи); приобретение общественного электрического транспорта; предоставление субсидий на компенсацию недополученных доходов от перевозки граждан городским наземным электрическим транспортом и городским регулярным общественным автомобильным транспортом, осуществляемой транспортными средствами категории М3. 3. Обеспечение безопасности дорожного движения на территории муниципального образования «город Ульяновск»: обустройство пешеходных переходов вблизи образовательных организаций; ремонт автомобильных дорог города Ульяновска; устройство посадочных площадок и подходов к остановкам общественного транспорта; строительство съезда с моста через реку Волгу по улице Оренбургской (перенос коммуникаций); строительство автомобильной дороги от улице Пушкарева до улицы Репина (2,5 км); строительство транспортной развязки на улице Розы Люксембург (мост через Волгу, левый поворот), разработка проектно-сметной документации (далее — ПСД); строительство транспортной развязки на улице Минаева, улице Хлебозаводской, разработка ПСД; строительство транспортной развязки на проспекте Нариманова, улице Юности; капитальный ремонт автодороги посёлок Дачный — Сельдинское шоссе — трасса А-151 «Цивильск-Ульяновск»; реконструкция путепровода по улице Кирова (автомобильный мост); реконструкция автомобильной дороги п. Новосельдинский — мост через реку Свиягу. Генеральным планом города Ульяновска до 2025 предусмотрено: значительное расширение городских территорий за счёт освоения свободных северных, северо-западных и юго-западных территорий правобережной части города, благоприятных для строительства, за исключением территории в границах международного аэропорта Ульяновск-(Баратаевка) и его шумовой зоны; в качестве основных территорий для развития города принимаются свободные от застройки территории с организацией новых планировочных районов: Карлинское, Вырыпаевка, Поливно, Лаишевка, Новый город, Луговое; реконструкция центральной части города; реорганизация и развитие Южной промзоны, Засвияжской промзоны, западной части Заволжской промзоны; развитие системы транспортных связей, в том числе городского общественного транспорта. В связи с существенным развитием территорий и реорганизацией промышленных зон предполагается существенная модернизация транспортного каркаса улично-дорожной сети города, в рамках которой наиболее значимым является: строительство нового участка автодороги федерального значения, формируемого на базе территориальной автодороги «Ульяновск – Димитровград – Самара» (трасса автодороги предполагает движение по Президентскому мосту, по Димитровградскому шоссе, с обходом посёлка Чердаклы и города Димитровграда); перенос обходной автодороги по трассе «Цивильск – Ульяновск – Сызрань» западнее существующей автодороги с интегрированием существующего участка автодороги в городскую магистраль; строительство автодороги регионального значения по направлению посёлок Майна – село Чуфарово вдоль железнодорожных путей «Рузаевка – Ульяновск»; строительство автодороги регионального значения вдоль левого берега реки Свияги в южном направлении; соединение улицы Юности с улицей Пушкарева, улицы Октябрьская с улицей Шолмова, продление улицы Шолмова до федеральной автодороги на город Сызрань для формирования новой магистрали по направлению «Север-Юг»; строительство новой автодороги в левобережной части города от Императорского моста вдоль железной дороги до соединения с Дмитровградским шоссе для формирования непрерывной магистрали по направлению «Восток-Запад» (Московское шоссе – улица Минаева – Императорский мост – новый участок автодороги – Димитровградское шоссе); соединение северного мостового перехода через реку Волгу (Императорского моста) в левобережной части города магистралью по направлению улицы Врача Михайлова – проспекта Генерала Маргелова; соединение улицы Промышленной с улицей Хрустальной через реку Свиягу и железнодорожную магистраль; продление улицы Карла Маркса через посёлки Мостовая, Сельдь, село Карлинское до уже существующей западной объездной дороги города Ульяновска; строительство новой магистрали вдоль железной дороги от Императорского моста до Сельдинского шоссе; соединение улицы Оренбургской и проспекта Ленинского Комсомола; строительство внутриквартальной сети общегородских дорог в районах освоения новых территорий города Ульяновска. Одним из важнейших мероприятий, направленным на улучшение транспортных связей между левобережной и правобережной частями города, является строительство линии скоростного рельсового транспорта. Маршрут проложен из правобережной части города (Засвияжье – Центр – Север) по новому мостовому переходу через реку Волгу в Заволжский район. Трасса маршрута предусмотрена как в эстакадном, так и подземном исполнении: в эстакадном исполнении – вдоль проспекта Ленинского Комсомола, далее по улице Деева и улице Врача Михайлова, Президентскому мосту с выходом на проспект Нариманова и далее вдоль неё до улицы Кооперативной; в подземном исполнении – от улицы Кооперативной через центральную часть города до улицы Минаева; в эстакадном исполнении – по улице Минаева, Московскому шоссе, Западному бульвару, улице Пугачёва, улице Александра Невского, Также Генеральным планом города Ульяновска предусмотрено развитие городского наземного электрического транспорта: строительство новых трамвайных линий посредством продления существующих линий по Московскому шоссе и улице Камышинской; соединение трамвайных линий, проходящих по улице Марата и улице Радищева, по улице Островского и улице Рылеева; строительство новых троллейбусных линий в районах развития новых территорий города посредством продления существующих линий по проспекту Авиастроителей и проспекту Дружбы Народов. Генеральным планом города Ульяновска предлагаются мероприятия по развитию авиа- и железнодорожного транспорта: перенос автовокзала в район Московского шоссе; строительство автовокзала в районе проспектов Дружбы народов и Созидателей; реконструкция существующего автомобильно-железнодорожного мостового перехода через реку Волгу (прокладка второго железнодорожного пути и расширение проезжей части автомагистрали). С целью актуализации Генерального плана города Ульяновска, утверждённого решением Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 № 83, в 2017 году «РосНИПИУрбанистики» (г. Санкт-Петербург) был разработан Проект внесения изменений в Генеральный план города Ульяновска (далее – Проект Генплана). Основные этапы проектирования: исходный год – 2014 год; расчётный срок – 2035 год. Проектом Генплана предусмотрены следующие мероприятия по развитию и размещению планируемых объектов капитального строительства местного значения в области транспортной инфраструктуры: строительство и реконструкция улично-дорожной сети Ленинского, Заволжского, Засвияжского и Железнодорожного районов города Ульяновска; строительство и реконструкция транспортных сооружений на улично- дорожной сети Ленинского, Заволжского, Засвияжского и Железнодорожного районов города Ульяновска (транспортные развязки в разных уровнях, мосты, путепроводы, тоннели); строительство линий скоростного рельсового транспорта ориентировочной протяжённостью 52,7 км с остановочными пунктами (34 пункта) в Засвияжском, Ленинском и Заволжском районах города Ульяновска; строительство трамвайных путей протяжённостью 54,0 км в Засвияжском, Ленинском и Железнодорожном районах города Ульяновска; строительство контактно-кабельной сети троллейбусов протяжённостью 44,0 км в Заволжском районе города Ульяновска; выделение участков под размещение объектов транспортной инфраструктуры. Проектом Генплана также учтены интересы Ульяновской области и Российской Федерации на территории МО «город Ульяновск» в сфере развития транспортной инфраструктуры, в частности: строительство автомобильной дороги «Ульяновск–Майна–Вешкайма– Базарный Сызган»; строительство автомобильной дороги «Ульяновск–Кузоватово»; реконструкция автомобильной дороги «Ульяновск–Димитровград–Самара»; размещение транспортно-логистических комплексов вблизи аэропорта «Ульяновск-Восточный» в границах МО «город Ульяновск»; строительство двух автовокзалов вблизи международного аэропорта Ульяновск (Баратаевка) и на пересечении 1 проезда Инженерного и 40 проезда Инженерного; реконструкция мостового перехода через реку Волгу и железнодорожных путей общего пользования на участке железной дороги «Ульяновск–Центральный – Акбаш» до 2020 года; реконструкция автомобильной дороги Р-178 «Саранск – Сурское –Ульяновск», участок км 8+250 – км 219+060 протяжённостью 211,57 км, категория IА до 2020 года; строительство и реконструкция подъезда к Ульяновску от автодороги М5 «Урал» «Москва – Рязань – Пенза – Самара – Уфа – Челябинск» до 2020 года; реконструкция автомобильной дороги Р-241 «Казань–Буинск–Ульяновск», участок км 0 + 000 — км 212 + 000 протяжённостью 181,77 км, категория IБ до 2020 года; реконструкция автомобильной дороги А-151 «Цивильск – Ульяновск», участок км 0 + 000 — км 199 + 000 протяжённостью 199 км, категория IБ до 2020 года; строительство автомобильной дороги «Москва – Саранск – Ульяновск – Екатеринбург», в том числе строительство северного обхода города Ульяновска, категория IА – IБ до 2030 года. Кроме этого, в городе Ульяновске утверждены проекты планировки территорий по каждому из четырёх районов города и дополнительно для центральной части города. Проект планировки территории Ленинского района МО «город Ульяновск» (за исключением территории центральной части города Ульяновска площадью 1500 га) утверждён постановлением мэрии города Ульяновска от 29.06.2010 № 3242 (в редакции постановления администрации города Ульяновска от 15.02.2017 № 289). Проектом предусмотрены следующие мероприятия в части развития транспортной инфраструктуры: II пусковой комплекс 1 очереди строительства мостового перехода через реку Волгу (объект федерального значения); реконструкция автодороги регионального значения на участке «Ульяновск – Лаишевка»; реконструкция автодороги местного значения «Казань – Буинск – Ульяновск»; размещение многоуровневой парковки в микрорайоне «Искра»; размещение многоуровневой парковки на улице Юности; размещение автомобильной заправочной станции по проспекту Нариманова; размещение технического центра по обслуживанию и продаже автомобилей по проспекту Нариманова; размещение автотехцентра на пересечении улицы Урицкого – улицы Карла Маркса. Проект планировки территории центральной части города Ульяновска утверждённ постановлением Главы города Ульяновска от 23.07.2009 № 5845 (в редакции постановления администрации города Ульяновска от 06.06.2017 № 1444). Проектом не предусмотрены мероприятия в части развития транспортной инфраструктуры. Проект планировки территории Засвияжского района МО «город Ульяновск» утверждён постановлением Главы города Ульяновска от 07.07.2009 № 5293 (в редакции постановления администрации города Ульяновска от 08.07.2016 № 1992). Проектом предусмотрены следующие мероприятия в части развития транспортной инфраструктуры: размещение АГЗС по Московскому шоссе, дом 6в; размещение гаражей по улице Шолмова, юго-западнее КНС-14 на земельном участке № 1; размещение многоуровневой парковки по улице Шигаева; размещение многоэтажной стоянки автотранспорта в микрорайоне 4 УЗТС; размещение автомагазина с мастерской шиномонтажа по улице Пушкарева. Проект планировки территории Заволжского района МО «город Ульяновск» утверждённ постановлением Главы города Ульяновска от 26.06.2009 № 5046 (в редакции постановления администрации города Ульяновска от 02.09.2019 № 1743). Проектом предусмотрены следующие мероприятия в части развития транспортной инфраструктуры в Заволжском районе города Ульяновска: размещение нового мостового перехода через реку Волгу (объект федерального значения); размещение левобережного подхода к новому мостовому переходу с устройством транспортной развязки и выходом на Димитровградское шоссе (объект регионального значения); размещение автодороги местного значения от пересечения улицы Оренбургской и улицы Врача Михайлова до левобережного подхода к новому мостовому переходу с устройством транспортной развязки в районе улицы Оренбургской и улицы Врача Михайлова; размещение автодороги местного значения в северо-восточной части Нового города (промзона «САБМиллер»); размещение автодороги местного значения на продолжении улицы Деева (от продолжения 4 проезда Инженерного до пересечения с продолжением 8 проезда Инженерного); размещение автодороги местного значения на продолжении улицы Оренбургской до проспекта Ленинского Комсомола (от продолжения 4 проезда Инженерного до пересечения с проспектом Туполева); размещение паркинга в строящемся квартале № 5, севернее комплекса зданий по проспекту Созидателей, дом 106; размещение административного здания с кафе, станции технического обслуживания и мойки автомобилей (вторая очередь пассажирского автотранспортного комплекса) по проспекту Созидателей (северо-западнее здания № 37); размещение гаражей восточнее гаражно — строительного кооператива «Разъезд» по улице Заречной; размещение подземных и надземных коммерческих гаражей по проспекту Созидателей, дом 31 юго-западнее гаражно — строительного кооператива «Крылья»; размещение пункта технического обслуживания автомобилей по 1 проезду Инженерному; размещение станции технического обслуживания легковых автомобилей по проспекту Туполева (севернее АЗС ОАО «Татнефть»); размещение многоуровневой автостоянки по проспекту Туполева (северо- западнее существующей АЗС ОАО «Татнефть»); размещение комплекса по ремонту и обслуживанию автомобилей по улице Алексея Наганова (северо-восточнее территории Заволжского рынка); размещение АЗС по 40 проезду Инженерному (юго-восточнее завода ООО «ПКП «Завод ВТО»); размещение пассажирского автотранспортного комплекса на пересечении проспекта Дружбы народов – проспекта Созидателей; размещение АГЗС (автогазонаполняющей компрессорной станции) по проспекту Созидателей. Проект планировки территории Железнодорожного района МО «город Ульяновск» утверждён постановлением Главы города Ульяновска от 07.07.2009 № 5294 (в редакции постановления администрации города Ульяновска от 28.11.2019 № 2406). Проектом предусмотрены следующие мероприятия в части развития транспортной инфраструктуры в Железнодорожном районе города Ульяновска: размещение гаражей по улице Вокзальной; размещение гаражей по проезду Нефтяников, дом 1б; размещение станции технического обслуживания по улице Автомобилистов, дом 3а; размещение АЗС для легковых автомобилей по улице Локомотивной (северо-западнее здания ОМВД России по Железнодорожному району по улице Локомотивной, 146). ![]() |
|