Утверждена и вступила в силу  программа комплексного развития транспортной инфраструктуры Ульяновска на период 2020-2035 годов. Документ полностью опубликован официальной городской газетой «Ульяновск сегодня» и там много действительно интересного. Мы продолжаем публиковать фрагменты, касающиеся конкретных направлений развития. Мы уже рассматривали:

— социально-демографическую статистику, динамику автомобилизации и показатели транспортного спроса на улично-дорожную сеть Ульяновска, 

— характеристику работы городского транспорта общего пользования с анализом пассажиропотока,

— анализ уровня безопасности дорожного движения

оценка уровня негативного воздействия транспортной инфраструктуры на окружающую среду, безопасность и здоровье населения

Сегодня (по пунктам программы) – ключевые фрагменты из характеристики существующих условий и перспектив развития и размещения транспортной инфраструктуры.

Характеристика существующих условий

Протяжённость дорог общего пользования, проходящих по территории МО «город Ульяновск», составляет 1 040,3 км (с твёрдым покрытием 984,4 км, из них с усовершенствованным 755,2 км).

Город Ульяновск имеет характерную для городов, расположенных в прибрежной зоне реки Волги, вытянутую вдоль берега реки Волги форму, при этом учитывая его расположение на обоих берегах реки Волги город разделён водной преградой шириной 3 км и более на две неравные части. Для перемещения между левобережной и правобережной частями города Ульяновска используются два мостовых перехода – южный (Императорский мост в двухполосном исполнении, совмещённый с одноколейным путём железной дороги) и северный (Президентский мост в четырёхполосном исполнении с возможностью организации движения рельсового городского транспорта в подмостовом пространстве). Открытие в 2009 году Президентского моста через реку Волгу значительно улучшило связь двух половин города и позволило решить вопрос с транзитным транспортным потоком по направлению к городу Димитровграду, при этом на текущий момент остаётся ряд проблем:

Императорский мост по-прежнему не справляется с объёмами транспортного потока, так как является наиболее удобным мостовым переходом для жителей города;

подъезд к Императорскому мосту с правобережной стороны из-за особенностей рельефа узкий и имеет сложную проекцию, что затрудняет движение транспорта;

несмотря на наличие двух мостовых переходов обе автодороги, ведущие к ним в левобережной части города, стыкуются в одну (Димитровградское шоссе) в пределах городской черты, образуя зону пересечения нескольких транспортных потоков (конфликтную зону).

В Ульяновске ограничена связь между районами города по направлению «Север-Юг». Так, сейчас по факту существует два коридора для такого перемещения:

проспект Нариманова – улица Пушкарева – улица Октябрьская – улица Рябикова;

проспект Нариманова – улица Крымова (или улица Карла Маркса – улица Гончарова – улица Минаева) – улица Кирова (через центр города, где из-за планировки старого купеческого города движение осложнено).

Имеется ряд вопросов в части обеспечения жителей общественным транспортом:

более 80 % автобусных маршрутов регулярных перевозок обслуживается автобусами малого класса, что негативно влияет на качество транспортного обслуживания и нагрузку на улично-дорожную сеть в целом для города с численностью более 600 тысяч человек;

в городе существует развитая система трамвайных маршрутов, но она ограничивается правобережной частью города;

маршруты городского электротранспорта не обслуживают население в новых микрорайонах города в связи с отсутствием комплексного подхода при развитии территорий (при строительстве новых микрорайонов контактная сеть и пути горэлектротранспорта не продлевается до них).

Таким образом, необходимы прокладка новых коридоров магистральных улиц по направлению «Север-Юг» в правобережной части города, развитие подъездных путей к существующим мостовым переходам через реку Волгу, а также увеличение пропускной способности существующего Императорского моста. Необходима проработка вопросов строительства трамвайной ветки в левобережную часть города (Президентский мост позволяет это осуществить), обновления подвижного состава автобусов (замена подвижного состава на автобусы большей вместимости) и продления линий существующего городского наземного электрического транспорта в новые жилые микрорайоны.

Перспективы развития и размещения транспортной инфраструктуры

Перспективы развития и размещения транспортной инфраструктуры определены Стратегией социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года, Стратегией социально-экономического развития муниципального образования «город Ульяновск» до 2030 года, Генеральным планом города Ульяновска.

Стратегией социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года (п. 3.2.1.3) предусмотрена задача по развитию транспортного коридора «Москва – Ульяновск – Димитровград – Бугульма» (автомобильные дороги Р-241, Р-178 и железная дорога «Москва – Ульяновск – Димитровград – Бугульма»).

Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «город Ульяновск» до 2030 года (п. 3.1.1) одной из целей ставит повышение удобства передвижения по городу, а именно:

планирование транспортной и городской инфраструктуры в тесной интегрирации между собой;

лежащая в основе транспортной системы города единая комплексная мультимодальная сеть общественного транспорта;

чёткая разграниченность дорог, транзитных коридоров для автомобильного транспорта и улиц, удобных для пешеходов;

приоритет общественного транспорта над интересами автовладельцев, пешеходов и велосипедистов, которые соблюдаются в равной степени;

целенаправленное увеличение транспортной связности между районами города, формирование сети автобусных (в перспективе – трамвайных и троллейбусных) маршрутов в «критические точки» удалённых районов.

Планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования «город Ульяновск» до 2030 года предусмотрено:

1. Внедрение регуляторной модели общественного транспорта, направленное на снижение затрат бюджета на организацию транспортного обслуживания до 0 рублей и прекращение субсидирования муниципальных перевозчиков с 2023 года:

реализация проекта по организации системы платных парковок и внедрению автоматизированной информационной системы парковок (АИСП) в целях повышения скорости движения транспорта, улучшения качества городской среды, увеличения доходов бюджета города;

реализация плана мероприятий «Развитие муниципального унитарного предприятия «Ульяновскэлектротранс».

2. Повышение качества транспортного обслуживания населения города Ульяновска:

запуск проекта «Электронный проездной» на некоммерческом общественном транспорте;

внедрение электронной системы оплаты проезда пассажиров «электронная транспортная карта» во всём общественном транспорте;

оснащение остановочных пунктов информационным электронным табло (30 крупных пассажирообразующих остановочных пунктов);

развитие контактно-кабельной сети и трамвайной линии;

создание общегородской системы контроля и мониторинга за работой общественного городского пассажирского транспорта;

оснащение спутниковым навигационным оборудованием ГЛОНАСС наземного электрического транспорта;

обновление автобусов и наземного электрического транспорта (закупка новых автобусов, троллейбусов и трамваев, лизинговые платежи);

приобретение общественного электрического транспорта;

предоставление субсидий на компенсацию недополученных доходов от перевозки граждан городским наземным электрическим транспортом и городским регулярным общественным автомобильным транспортом, осуществляемой транспортными средствами категории М3.

3. Обеспечение безопасности дорожного движения на территории муниципального образования «город Ульяновск»:

обустройство пешеходных переходов вблизи образовательных организаций;

ремонт автомобильных дорог города Ульяновска;

устройство посадочных площадок и подходов к остановкам общественного транспорта;

строительство съезда с моста через реку Волгу по улице Оренбургской (перенос коммуникаций);

строительство автомобильной дороги от улице Пушкарева до улицы Репина (2,5 км);

строительство транспортной развязки на улице Розы Люксембург (мост через Волгу, левый поворот), разработка проектно-сметной документации (далее – ПСД);

строительство транспортной развязки на улице Минаева, улице Хлебозаводской, разработка ПСД;

строительство транспортной развязки на проспекте Нариманова, улице Юности;

капитальный ремонт автодороги посёлок Дачный – Сельдинское шоссе – трасса А-151 «Цивильск-Ульяновск»;

реконструкция путепровода по улице Кирова (автомобильный мост);

реконструкция автомобильной дороги п. Новосельдинский – мост через реку Свиягу.

Генеральным планом города Ульяновска до 2025 предусмотрено:

значительное расширение городских территорий за счёт освоения свободных северных, северо-западных и юго-западных территорий правобережной части города, благоприятных для строительства, за исключением территории в границах международного аэропорта Ульяновск-(Баратаевка) и его шумовой зоны;

в качестве основных территорий для развития города принимаются свободные от застройки территории с организацией новых планировочных районов:

Карлинское, Вырыпаевка, Поливно, Лаишевка, Новый город, Луговое;

реконструкция центральной части города;

реорганизация и развитие Южной промзоны, Засвияжской промзоны, западной части Заволжской промзоны;

развитие системы транспортных связей, в том числе городского общественного транспорта.

В связи с существенным развитием территорий и реорганизацией промышленных зон предполагается существенная модернизация транспортного каркаса улично-дорожной сети города, в рамках которой наиболее значимым является:

строительство нового участка автодороги федерального значения, формируемого на базе территориальной автодороги «Ульяновск – Димитровград – Самара» (трасса автодороги предполагает движение по Президентскому мосту, по Димитровградскому шоссе, с обходом посёлка Чердаклы и города Димитровграда);

перенос обходной автодороги по трассе «Цивильск – Ульяновск – Сызрань» западнее существующей автодороги с интегрированием существующего участка автодороги в городскую магистраль;

строительство автодороги регионального значения по направлению посёлок Майна – село Чуфарово вдоль железнодорожных путей «Рузаевка –    Ульяновск»;

строительство автодороги регионального значения вдоль левого берега реки Свияги в южном направлении;

соединение улицы Юности с улицей Пушкарева, улицы Октябрьская с улицей Шолмова, продление улицы Шолмова до федеральной автодороги на город Сызрань для формирования новой магистрали по направлению «Север-Юг»;

строительство новой автодороги в левобережной части города от Императорского моста вдоль железной дороги до соединения с Дмитровградским шоссе для формирования непрерывной магистрали по направлению «Восток-Запад» (Московское шоссе – улица Минаева – Императорский мост – новый участок автодороги – Димитровградское шоссе);

соединение северного мостового перехода через реку Волгу (Императорского моста) в левобережной части города магистралью по направлению улицы Врача Михайлова – проспекта Генерала Маргелова;

соединение улицы Промышленной с улицей Хрустальной через реку Свиягу и железнодорожную магистраль;

продление улицы Карла Маркса через посёлки Мостовая, Сельдь, село Карлинское до уже существующей западной объездной дороги города Ульяновска;

строительство новой магистрали вдоль железной дороги от Императорского моста до Сельдинского шоссе;

соединение улицы Оренбургской и проспекта Ленинского Комсомола;

строительство внутриквартальной сети общегородских дорог в районах освоения новых территорий города Ульяновска.

Одним из важнейших мероприятий, направленным на улучшение транспортных связей между левобережной и правобережной частями города, является строительство линии скоростного рельсового транспорта. Маршрут проложен из правобережной части города (Засвияжье – Центр – Север) по новому мостовому переходу через реку Волгу в Заволжский район.

Трасса маршрута предусмотрена как в эстакадном, так и подземном исполнении:

в эстакадном исполнении – вдоль проспекта Ленинского Комсомола, далее по улице Деева и улице Врача Михайлова, Президентскому мосту с выходом на проспект Нариманова и далее вдоль неё до улицы Кооперативной;

в подземном исполнении – от улицы Кооперативной через центральную часть города до улицы Минаева;

в эстакадном исполнении – по улице Минаева, Московскому шоссе, Западному бульвару, улице Пугачёва, улице Александра Невского,
улице Промышленной, улице Рябикова, улице Хваткова.

Также Генеральным планом города Ульяновска предусмотрено развитие городского наземного электрического транспорта:

строительство новых трамвайных линий посредством продления существующих линий по Московскому шоссе и улице Камышинской;

соединение трамвайных линий, проходящих по улице Марата и улице Радищева, по улице Островского и улице Рылеева;

строительство новых троллейбусных линий в районах развития новых территорий города посредством продления существующих линий по проспекту Авиастроителей и проспекту Дружбы Народов.

Генеральным планом города Ульяновска предлагаются мероприятия по развитию авиа- и железнодорожного транспорта:

перенос автовокзала в район Московского шоссе;

строительство автовокзала в районе проспектов Дружбы народов и Созидателей;

реконструкция существующего автомобильно-железнодорожного мостового перехода через реку Волгу (прокладка второго железнодорожного пути и расширение проезжей части автомагистрали).

С целью актуализации Генерального плана города Ульяновска, утверждённого решением Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 № 83, в 2017 году «РосНИПИУрбанистики» (г. Санкт-Петербург) был разработан Проект внесения изменений в Генеральный план города Ульяновска (далее – Проект Генплана).

Основные этапы проектирования:

исходный год – 2014 год;

расчётный срок – 2035 год.

Проектом Генплана предусмотрены следующие мероприятия по развитию и размещению планируемых объектов капитального строительства местного значения в области транспортной инфраструктуры:

строительство и реконструкция улично-дорожной сети Ленинского, Заволжского, Засвияжского и Железнодорожного районов города Ульяновска;

строительство и реконструкция транспортных сооружений на улично- дорожной сети Ленинского, Заволжского, Засвияжского и Железнодорожного районов города Ульяновска (транспортные развязки в разных уровнях, мосты, путепроводы, тоннели);

строительство линий скоростного рельсового транспорта ориентировочной протяжённостью 52,7 км с остановочными пунктами (34 пункта) в Засвияжском, Ленинском и Заволжском районах города Ульяновска;

строительство трамвайных путей протяжённостью 54,0 км в Засвияжском, Ленинском и Железнодорожном районах города Ульяновска;

строительство контактно-кабельной сети троллейбусов протяжённостью 44,0 км в Заволжском районе города Ульяновска;

выделение участков под размещение объектов транспортной инфраструктуры.

Проектом Генплана также учтены интересы Ульяновской области и Российской Федерации на территории МО «город Ульяновск» в сфере развития транспортной инфраструктуры, в частности:

строительство автомобильной дороги «Ульяновск–Майна–Вешкайма– Базарный Сызган»;

строительство автомобильной дороги «Ульяновск–Кузоватово»;

реконструкция автомобильной дороги «Ульяновск–Димитровград–Самара»;

размещение транспортно-логистических комплексов вблизи аэропорта «Ульяновск-Восточный» в границах МО «город Ульяновск»;

строительство двух автовокзалов вблизи международного аэропорта Ульяновск (Баратаевка) и на пересечении 1 проезда Инженерного и  40 проезда Инженерного;

реконструкция мостового перехода через реку Волгу и железнодорожных путей общего пользования на участке железной дороги «Ульяновск–Центральный – Акбаш» до 2020 года;

реконструкция автомобильной дороги Р-178 «Саранск – Сурское –Ульяновск», участок км 8+250 – км 219+060 протяжённостью 211,57 км, категория IА до 2020 года;

строительство и реконструкция подъезда к Ульяновску от автодороги М5 «Урал» «Москва – Рязань – Пенза – Самара – Уфа – Челябинск» до 2020 года;

реконструкция автомобильной дороги Р-241 «Казань–Буинск–Ульяновск», участок км 0 + 000 – км 212 + 000 протяжённостью 181,77 км, категория IБ до 2020 года;

реконструкция автомобильной дороги А-151 «Цивильск – Ульяновск», участок км 0 + 000 – км 199 + 000 протяжённостью 199 км, категория IБ до 2020 года;

строительство автомобильной дороги «Москва – Саранск – Ульяновск – Екатеринбург», в том числе строительство северного обхода города Ульяновска, категория IА – IБ до 2030 года.

Кроме этого, в городе Ульяновске утверждены проекты планировки территорий по каждому из четырёх районов города и дополнительно для центральной части города.

Проект планировки территории Ленинского района МО «город Ульяновск» (за исключением территории центральной части города Ульяновска площадью 1500 га) утверждён постановлением мэрии города Ульяновска от 29.06.2010 № 3242 (в редакции постановления администрации города Ульяновска от 15.02.2017 № 289).

Проектом предусмотрены следующие мероприятия в части развития транспортной инфраструктуры:

II пусковой комплекс 1 очереди строительства мостового перехода через реку Волгу (объект федерального значения);

реконструкция автодороги регионального значения на участке «Ульяновск – Лаишевка»;

реконструкция автодороги местного значения «Казань – Буинск – Ульяновск»;

размещение многоуровневой парковки в микрорайоне «Искра»;

размещение многоуровневой парковки на улице Юности;

размещение автомобильной заправочной станции по проспекту Нариманова;

размещение технического центра по обслуживанию и продаже автомобилей по проспекту Нариманова;

размещение автотехцентра на пересечении улицы Урицкого – улицы Карла Маркса.

Проект планировки территории центральной части города Ульяновска утверждённ постановлением Главы города Ульяновска от 23.07.2009 № 5845 (в редакции постановления администрации города Ульяновска от 06.06.2017 № 1444).

Проектом не предусмотрены мероприятия в части развития транспортной инфраструктуры.

Проект планировки территории Засвияжского района МО «город Ульяновск» утверждён постановлением Главы города Ульяновска от 07.07.2009 № 5293 (в редакции постановления администрации города Ульяновска от 08.07.2016 № 1992).

Проектом предусмотрены следующие мероприятия в части развития транспортной инфраструктуры:

размещение АГЗС по Московскому шоссе, дом 6в;

размещение гаражей по улице Шолмова, юго-западнее КНС-14 на земельном участке № 1;

размещение многоуровневой парковки по улице Шигаева;

размещение многоэтажной стоянки автотранспорта в микрорайоне 4 УЗТС;

размещение автомагазина с мастерской шиномонтажа по улице Пушкарева.

Проект планировки территории Заволжского района МО «город Ульяновск» утверждённ постановлением Главы города Ульяновска от 26.06.2009 № 5046 (в редакции постановления администрации города Ульяновска от 02.09.2019 № 1743).

Проектом предусмотрены следующие мероприятия в части развития транспортной инфраструктуры в Заволжском районе города Ульяновска:

размещение нового мостового перехода через реку Волгу (объект федерального значения);

размещение левобережного подхода к новому мостовому переходу с устройством транспортной развязки и выходом на Димитровградское шоссе (объект регионального значения);

размещение автодороги местного значения от пересечения улицы Оренбургской и улицы Врача Михайлова до левобережного подхода к новому мостовому переходу с устройством транспортной развязки в районе улицы Оренбургской и улицы Врача Михайлова;

размещение автодороги местного значения в северо-восточной части Нового города (промзона «САБМиллер»);

размещение автодороги местного значения на продолжении улицы Деева (от продолжения 4 проезда Инженерного до пересечения с продолжением 8 проезда Инженерного);

размещение автодороги местного значения на продолжении улицы Оренбургской до проспекта Ленинского Комсомола (от продолжения 4 проезда  Инженерного до пересечения с проспектом Туполева);

размещение паркинга в строящемся квартале № 5, севернее комплекса зданий по проспекту Созидателей, дом 106;

размещение административного здания с кафе, станции технического  обслуживания и мойки автомобилей (вторая очередь пассажирского автотранспортного комплекса) по проспекту Созидателей (северо-западнее здания № 37);

размещение гаражей восточнее гаражно – строительного кооператива  «Разъезд» по улице Заречной;

размещение подземных и надземных коммерческих гаражей по проспекту Созидателей, дом 31 юго-западнее гаражно – строительного кооператива «Крылья»;

размещение пункта технического обслуживания автомобилей по 1 проезду Инженерному;

размещение станции технического обслуживания легковых автомобилей по проспекту Туполева (севернее АЗС ОАО «Татнефть»);

размещение многоуровневой автостоянки по проспекту Туполева (северо- западнее существующей АЗС ОАО «Татнефть»);

размещение комплекса по ремонту и обслуживанию автомобилей по улице Алексея Наганова (северо-восточнее территории Заволжского рынка);

размещение АЗС по 40 проезду Инженерному (юго-восточнее завода ООО «ПКП «Завод ВТО»);

размещение пассажирского автотранспортного комплекса на пересечении  проспекта Дружбы народов – проспекта Созидателей;

размещение АГЗС (автогазонаполняющей компрессорной станции) по  проспекту  Созидателей.

Проект планировки территории Железнодорожного района МО «город Ульяновск» утверждён постановлением Главы города Ульяновска от 07.07.2009 № 5294 (в редакции постановления администрации города Ульяновска от 28.11.2019 № 2406). Проектом предусмотрены следующие мероприятия в части развития транспортной инфраструктуры в Железнодорожном районе города Ульяновска:

размещение гаражей по улице Вокзальной;

размещение гаражей по проезду Нефтяников, дом 1б;

размещение станции технического обслуживания по улице Автомобилистов, дом 3а;

размещение АЗС для легковых автомобилей по улице Локомотивной (северо-западнее здания ОМВД России по Железнодорожному району по улице Локомотивной, 146).