Во вторник состоялось предварительное заседание по иску к Ульяновскому суворовскому училищу об открытии дорог общего пользования, в советские годы безо всяких оснований перекрытых военными. Истцом признан известный в городе юрист Алмаз Кучембаев, который надеется добиться, чтобы жители Ульяновска могли пользоваться тем, что им принадлежит.

Огромное пустое пятно в самом центре города на карте – это территория Суворовского училища, которая огорожена забором примерно с 70-х годов ХХ века. Почему огородили? А, судя по всему, просто захотели: никаких распоряжений и постановлений на этот счет нет. На территории между улицами Кузнецова и Гончарова пообещали масштабное строительство, да так пока и оставили. Там что-то происходит – то котлованы копают, то сносят старые советские постройки, но по-настоящему никто толком не понимает, что именно делают военные.

И не было бы нам никакого дела до этого, да только Суворовское училище «слопало» две дороги общего пользования, которые были бы очень удобны для жителей Ульяновска. Улица Льва Толстого по генплану имеет выход на улицу Кузнецова, но упирается в забор училища возле Дома печати, а про переулок Краснознаменный непосвященные вообще не знают – он проходит параллельно улице Ленина от дома Гончарова к гостинице «Советской». По идее, все мы можем пользоваться этими улицами – было бы очень удобно пройти от Главпочтамта, например, сразу к мэрии, не делая большой крюк через улицу Ленина.

В прошлом году в Ульяновске появилось сообщество 3sila («Третья сила»), в которое вошли архитекторы, юристы, журналисты, врачи, педагоги. Они написали коллективное письмо главе Ульяновска Сергея Панчину и прокурору региона Сергею Хуртину с просьбой вернуть через суд городу улицу Льва Толстого и переулок Краснознаменный.

Обоснование у сообщества 3sila было вполне ясное: училище не имело права на закрытие улицы Льва Толстого, так как в постановлении мэра Ульяновска от 1 июня 1992 года земельные участки в пользовании Вооруженных сил подтверждаются без этой улицы. По генплану города в этом месте проходит дорога общего пользования.

Реакции не последовало, и тогда сообщество обратилось в суд, однако иск отказывались принимать – по не всегда понятным основаниям. Пробился через эту стену только юрист Алмаз Кучембаев, который и стал единственным истцом по делу. То, что дело вообще дошло до суда, – уже прецедент.

Во вторник в суде состоялась первая беседа по делу. Следующая встреча – через неделю.

– Суд должен понять, можно ли выйти в судебное разбирательство или нужно истребовать еще доказательств, – рассказал Кучембаев. – Решено было, что нужны еще доказательства – с помощью военной прокуратуры нам удалось получить градостроительный план, но Суворовское училище не предоставляет документ о разрешении на строительство. Мы поставили вопрос об освобождении дорог, а параллельно идет вопрос о том, что эти дороги еще и застраивают. Мы запросили, как выглядит разрешение на строительство, училище заявило, что им нужно время на то, чтобы его предоставить. В общем, неделю они выиграли.

Юрист отметил, что его цель – либо отстоять дороги, либо хотя бы заставить Минобороны действовать по закону: нельзя, не решив вопрос с генпланом, что-то там строить и закрывать забором. По идее, отметил он, военные должны выставить на общественные слушания вопрос об отказе ульяновцев от дорог. Чтобы все мы с вами сказали: нам не нужна эта дорога. Ясно, что ответ будет «нет».

– Но представляете, какой будет прецедент: от дороги откажутся без расчетов, кто по ней может ездить и так далее. А потом можно будет сказать: а давайте мы кусок дороги на улице Воробьева вырежем и там что-нибудь построим, – говорит Кучембаев. – Пусть обоснуют, расскажут, как дальше будут нас лишать дорог. В ряде других стран, например, забором тропинку перекрывать нельзя – даже ту, по которой ходят животные.

Кучембаев рассказал, что училище ссылается на министра обороны Сергея Шойгу, который якобы подписал секретный протокол, что до 2021 года новое Суворовское училище будет построено. Где этот приказ и что там – неясно. Очевидно лишь, что 2021 год уже скоро, а работы там практически не начинались. И главное – нет никакого проекта, из которого было бы ясно, где и что будут строить, коснется ли это строительство дорог и т.д.

Он поясняет, что открытие дорог не подразумевает, что на территории училища невозможно строительство. Просто нужно будет, например, поставить надземные переходы между корпусами, разделенными дорогой общего пользования, раз уж военные так сильно опасаются, что курсанты разбегутся, если не будет одного общего забора.

– Что такого секретного с нашими детьми делают – совершенно непонятно, – отметил Кучембаев. – И неясно, что защищают ветераны. Зато посмотрите, насколько безжизненна улица Гончарова от улицы Ленина до Обелиска. Только перекрестный маршрут, чтобы люди ходили не только вдоль, но и поперек, оживит улицу.

Он подчеркнул, что по генплану на территории училища находятся дороги, которые были всегда – на всех картах от основания Симбирска они есть.

Кучембаев отметил, что и самим чиновникам было бы гораздо удобнее, если эти дороги откроют, однако в ситуации, когда бороться приходится против Минобороны, не помогают ни чиновники, ни депутаты, которые от темы полностью отстранились.

Однако это тот случай, когда закон, кажется, на стороне ульяновцев. Осталось добиться того, чтобы еще и правосудие к этому закону прислушалось. В нашей стране это работает немного странно: для этого нужно, чтобы на сторону людей встал, например, губернатор. Главе региона должно быть понятно, насколько важны для развития города станут эти две дороги – они упростят логистику, оживят мертвый участок улицы Гончарова. А еще – покажут его действительно сильным лидером, что перед выборами губернатора в следующем году дало бы плюсов к «карме».