Публикация группы “Старый Ульяновск. Brandergofer”

Двухэтажный дом с мезонином на углу улиц Л.Толстого и Матросова (№ 91/15) в Ульяновске называли и «домом Баратаевых», и «домом Варламовых». Люди более сведущие добавляли: «и дом Глинок». Нынешнее краснокирпичное здание на этом месте, хоть и напоминает своими очертаниями старинный особняк, трудно ассоциировать с этими славными именами…

Дом был построен в начале XIX века. На плане Симбирска 1800 г. уже обозначена усадьба на углу Покровской улицы и Жаркова (Жарковского) переулка. Показан на усадьбе и какой-то дом. Трудно сказать, как он выглядел, но на известное нам здание этот дом не похож. А вот на плане 1871 года (фото 3) особняк на углу и сохранившийся деревянный флигель (Матросова, 17) вполне узнаваемы. И на снимке 1867 года (фото 1-2), сделанном с колокольни Вознесенского собора, хорошо видны каменный дом и флигель по Жарковскому переулку.

Первые известные владельцы усадьбы – семья дворян Глинок. Было две ветви симбирских Глинок. Первая происходила от Сергея Николаевича Глинки – пятиюродного брата композитора М.И.Глинки. Участник Отечественной войны 1812 года, издатель журнала «Русский вестник», он часто бывал в Симбирске, а трое из его сыновей – Сергей, Владимир и Павел – поселились здесь. В Симбирске прошло детство литератора Александра Сергеевича Глинки («Волжского»), внука Владимира Сергеевича, позже он жил тут в ссылке. Этот дом находится на улице Радищева, 28.

Представителем другой ветви этого рода был Сергей Петрович Глинка (1782-1867). Он служил управляющим Симбирской удельной конторой, погребен на кладбище Покровского монастыря. С.П.Глинке и принадлежала усадьба на Покровской улице. Его дочь Александра Сергеевна вышла замуж за князя Михаила Михайловича Баратаева.

Более известен его отец – князь Михаил Петрович Баратаев (1784-1856). Участник войн, отставной штабс-ротмистр, владелец имения Баратаевка, основатель масонской ложи «Ключ к добродетели», губернский предводитель дворянства в 1820-1835 гг. Коллекционер, нумизмат, историк, поэт. С именем М.П.Баратаева связаны возведение Троицкого собора в Симбирске, создание Общества христианского милосердия, открытие Дома трудолюбия. Похоронен на Покровском кладбище. У Михаила Петровича и Александры Николаевны Баратаевых было 14 детей.

Михаил Михайлович (1814-1879), ставший мужем Александры Сергеевны Глинки, являлся симбирским уездным предводителем дворянства, членом комитета Карамзинской библиотеки. Их сын Сергей Михайлович Баратаев в 1901-1906 г. был председателем губернской земской управы, в 1906 г. стал членом 1-й Государственной думы от партии кадетов (левое крыло)

Но вернемся к усадьбе на Покровской улице. Уже в начале 1870-х гг. она принадлежала Александре Сергеевне Баратаевой, урожденной Глинка. В областном архиве хранится несколько дел о постройках и перестройках строений с планами. Они дают представление о том, как выглядела и менялась усадьба (фото 4)

Главный каменный дом на углу Покровской улицы и Жарковского переулка (Л.Толстого, 91/15) в этот период внешних изменений почти не претерпел. В 1879 г. А.С.Баратаева хотела возвести пристрой со стороны двора, но городская управа согласия не дала. Позже было сломано два деревянных крыльца в дворовой части.

Деревянный на каменном фундаменте флигель (Матросова, 17), построенный в середине XIX в., постепенно расширялся в сторону двора. Сначала к нему была пристроена кухня (1880), затем деревянная жилая пристройка с подвалом (1885), каменный пристрой (1886), а также крыльцо, крытая площадка и пр. Судя по проекту, приложенному к прошению 1880 г., предполагалось облагородить и фасад (фото 8). Сейчас на этом доме висит доска, почему-то сообщающая о постройке его в 1902 году.

В северо-восточном углу усадьбы, на месте существующего дома № 19 по ул. Матросова, в 1880-х гг. была построена холодная служба. С севера усадьбу замыкали деревянный флигель и примыкающие к нему хозяйственные службы. Вдоль западной ограды тянулось длинное деревянное строение – каретник и конюшни. Незначительные перестройки и усовершенствования в усадьбе производились постоянно. В конце 1880-х – 1890 гг. за разрешениями на них в управу обращался князь Сергей Михайлович Баратаев – по поручению матери, княгини А.С.Баратаевой (она умерла в 1893 г.), или от своего имени.

В начале ХХ века усадьбу на Покровской улице приобрел дворянин, юрист, член Окружного суда Владимир Александрович Варламов – внучатый племянник известного композитора А.Е.Варламова, автора романсов («Белеет парус одинокий», «На заре ты ее не буди» и др.), певца, музыкального критика. Кстати, В.А.Варламов был одноклассником Владимира Ульянова в Симбирской классической гимназии. Он серьезно увлекался музыкой, театром, литературой. Жена Владимира Александровича – Мария Николаевна (урожденная Медведева), родившаяся в богатой купеческой семье, окончила Московскую консерваторию, обладала хорошим голосом. Профессиональной певицей она не стала (не позволяло положение в обществе), но часто пела в любительских концертах и постановках. В доме Варламовых устраивались музыкальные вечера с участием известных оперных певцов и любителей.

Неудивительно, что сын В.А. и М.Н.Варламовых Александр, родившийся 19 июня 1904 года, нашел свое призвание в музыке. В Симбирске он окончил гимназию и частную музыкальную школу; здесь им были сочинены первые музыкальные произведения. Учился в Москве на актерском факультете ГИТИС у В.Э.Мейерхольда, играл в спектаклях. По совету Мейерхольда (и по своему желанию) А.В.Варламов оставил ГИТИС и окончил музыкальный техникум Гнесиных. Вскоре он увлекся новым тогда направлением в музыке – джазом, в 1930-х еще не попавшим под запрет, и стал одним из лучших композиторов, аранжировщиков и музыкантов в этом стиле.

Александра Владимировича Варламова по праву называют основоположником советского джаза. Он был организатором джаз-оркестра при Центральном доме Красной Армии (1934), дирижером оркестра Всесоюзного радио (1937-39), руководителем Государственного джаз-оркестра СССР (начало 40-х) и т.д. Является автором более 400 музыкальных произведений. Эпизоды из жизни А.В.Варламова легли в основу фильма «Мы из джаза». Последний раз он побывал в Ульяновске в 1935 году, когда снимались некоторые сцены фильма «Парень из тайги», музыку к которому сочинил Варламов.

В 1943 г. Александр Владимирович был репрессирован, 8 лет провел в лагерях, еще пять – в казахстанской ссылке. Вернувшись в Москву, вновь руководил оркестрами, сочинял джазовые композиции, музыку для кинофильмов и мультфильмов. Родному городу Ульяновску композитор посвятил «Концерт для трубы с оркестром». Скончался 20 августа 1990 года, похоронен в Москве.

Вновь вернемся в усадьбу на Покровской улице, где прошло детство А.В.Варламова. Став хозяином усадьбы, его отец произвел некоторые перестройки в соответствии со своим вкусом и потребностями. Так, в 1909 г. был снесен длинный сарай с каретником и конюшнями, занимавший всю западную сторону участка. Надо полагать, выезд Варламовых был более скромным, чем княжеский, и обширные конюшни не требовались. Был сломан деревянный флигель и часть служб в северной части, а взамен возведена более скромная хозяйственная постройка в северо-западном углу. В результате участок стал более просторным (фото 4)

На плане 1909 года в северо-восточном углу усадьбы еще показана кладовая. А в 1911 г. на этом месте был построен деревянный 2-этажный доходный дом Варламовых (ныне ул. Матросова, 19). Квартиры в нем и в деревянном флигеле (Матросова, 17) сдавались внаем. В 1916 г. в доме Варламовых квартировал и принимал больных известный врач Владимир Семенович Левит, бывший тогда заведующим хирургическим отделением Симбирской губернской земской больницы.

В 1912-1913 гг. главный каменный дом усадьбы (Л.Толстого, 91/15) был расширен за счет пристроя с северо-запада с высоким трехчастным арочным окном. По мнению А.С.Сытина эта перестройка здания производилась по проекту известного симбирского архитектора Федора Осиповича Ливчака.

Пропустим советский период истории зданий, входивших в состав усадьбы Глинок-Баратаевых-Варламовых. Деревянные дома №№ 17 и 19 по улице Матросова (до 1973 г. Красно-Партизанской) оставались жилыми, постепенно ветшая. Старинный каменный дом на углу улиц Л.Толстого и Матросова занимали различные учреждения. Казалось, ничто ему не угрожает. Гром грянул в 1997 году.

В начале 1990-х гг. здание занимало предприятие «Ульяновскнефтепродукт». Через несколько лет организация, ставшая акционерным обществом, вошла в состав компании «Юкос». В середине 90-х «Юкос» озаботился вопросом ремонта и реконструкции офиса своей ульяновской «дочки». Надо сказать, первоначальный проект предусматривал полное изменение облика исторического здания. Планировалось надстроить третий этаж, возвести башенки, сделать большие окна и т.д. Словом, здесь должен был вырасти типичный помпезный «новорусский» особняк. На защиту здания, являвшегося памятником архитектуры и входившего в состав заповедника «Родина В.И.Ленина», встали его директор А.Н.Зубов, ульяновские краеведы и общественность.

Казалось, закон и здравый смысл победили. Проектные работы поручили институту «Спецпроектреставрация», имеющему соответствующую лицензию. Был утвержден проект реставрации, максимально сохраняющий вид здания, за исключением нескольких наиболее поздних элементов. А дальше… имела место серия то ли грубых просчетов из-за недостаточной компетентности и халатности, то ли умышленных действий, направленных на разрушение памятника истории и архитектуры.

Институт не провел детальную экспертизу состояния грунта, фундамента, несущих стен, положившись на результаты исследований, сделанных ранее другими организациями. «Реставрация» началась с того, что разобрали кровлю, перекрытия; удары тяжелой чугунной бабы день за днем рушили конструкции. От дома осталось четыре стены. В таком виде – без крыши и перекрытий – он простоял три месяца, под обильными дождями. После этого специалисты «Спецпроектрестврации» заявили: фундамент ненадежен, укрепить его невозможно из-за неустойчивого грунта, несущие стены начали разрушаться. Итог: здание восстановлению не подлежит. Сотрудниками Музея-заповедника и краеведами высказывалось иное мнение: все это стало итогом просчетов в проектировании, усугубленных грубой разборкой (разрушением) здания, которое могло бы стоять еще долго.

Ситуация неприятная – аутентичное здание безвозвратно утрачено. Мэрия постановила: остатки дома снести и возвести на этом месте, на прочном фундаменте, его точную копию. Вариант не лучший – новодел есть новодел, но иного выхода не оставалось. Современные технологии и средства богатой нефтяной компании позволяли воссоздать здание в его подлинном виде. Но было ли такое желание? Заметим, работы продолжил все тот же институт «Спецреставрация». И, похоже, его специалисты ориентировались главным образом на прихоти владельца здания, а не на историческую достоверность. Результат закономерен: вместо копии памятника архитектуры был построен дом «по мотивам» разрушенного здания.

Объяснения директора «Спецреставрации» Ю.В.Козлова были тогда путанными и противоречивыми. Вот он говорит: «Практически все остается в прежнем виде…». И тут же, под давлением неопровержимых возражений, заявляет: «Новодел имеет право быть иным, с изменениями во внешнем облике».

Пусть даже так. С незначительными изменениями, незаметными с улицы, можно было бы примириться. Но… в отличие от подлинника новое здание было облицовано красным кирпичом. Как объяснил Ю.В.Козлов: «по требованию заказчика – нефтяной компании «Юкос». Кто бы сомневался… Дальнейшие его оправдания звучали более чем странно. Мол, в городе есть краснокирпичные здания, возведенные до революции, а значит, этот материал можно считать традиционным. И это говорит специалист по реставрации, который обязан разбираться в эпохах и архитектурных стилях? Здания из красного кирпича (неорусский стиль, псевдоготика) возводились в Симбирске в конце XIX – начале ХХ вв. и были новым веянием для того времени. В начале XIX века, когда построен особняк, это было немыслимым: дома тогда штукатурились. Это все равно, что украсить здание Ленинского мемориала шпилем со звездой и снопами колосьев, мотивируя это тем, что и совмод, и сталинский ампир – архитектурные стили советского времени.

Заказчика – владельца здания – понять можно. Его интересы и задача сохранения памятника старины лежали в разных плоскостях. Исполнитель – институт – по тем или иным причинам пошел на поводу у заказчика, лишь для проформы обозначив некое подобие утраченного здания. Громкие протесты общественности, историков, руководства Музея-заповедника были попросту проигнорированы. Тоже знакомая история. А вот позиция тогдашней мэрии, областного комитета по делам культуры и искусства, занимавшегося тогда вопросами сохранения культурного наследия, – тех, кто согласовывал и утверждал проект – вызывает большие вопросы.

Давно нет компании «Юкос». АО «Ульяновскнефтепродукт», по-прежнему занимающее дом № 91 по улице Л.Толстого, входит в структуру «Роснефти». Разрушенный старинный особняк – лишь одна из многих утрат старого Симбирска, нашего прошлого, которым можно гордиться. За последние десятилетия мы так привыкли к ним, что эти потери уже не воспринимаются столь болезненно. Значительная часть горожан относится к ним равнодушно или даже с одобрением: «Зачем сохранять старье?». А зачем вообще помнить о прошлом? Можно жить одним сегодняшним днем – так проще и удобнее. Вот только в кого превратимся?

Здание на углу улиц Л.Толстого и Матросова не отмечено мемориальной доской. Наверное, правильно: дом-то не настоящий. А может, и стоило бы установить на нем доску: «Здесь находился дом дворян Глинок, князей Баратаевых, дворян Варламовых, разрушенный в 1997 году»…


Панорама южной части Симбирска. Вид с колокольни Вознесенского собора на юго-запад. Справа – каменный дом и флигель усадьбы Глинок-Баратаевых. Вдали – корпуса Александровской больницы.
Фото А.Баха. 1867 год.


Увеличенный фрагмент панорамной фотографии А.Баха 1867 года. Дом и флигель усадьбы Глинок-Баратаевых по Жарковскому переулку.


Фрагмент Топографического хозяйственного плана губернского города Симбирска 1871-1872 гг. ГАУО.
Красным обведена усадьба на углу Покровской улицы и Жарковского переулка с большим угловым домом, флигелем и службами.


Планы усадьбы Баратаевых и Варламовых на углу Покровской улицы и Жарковского переулка.
По планам из фондов ГАУО


«Дом Баратаевых». Вид со стороны улицы Л.Толстого. Фото И.П.Иноземцева.
Из архива Л.В.Мироновой (Иноземцевой)


Бывший дом Баратаевых-Варламовых. Вид со стороны улицы Матросова.
«Ульяновская правда» от 25 октября 1997 г.


Современное здание на углу улиц Л.Толстого и Матросова, построенное «по мотивам» дома усадьбы Варламовых. Вид со стороны улицы Матросова.


Проект «на исправление» деревянного флигеля на месте, принадлежащем княгине А.С.Баратаевой на углу Покровской улицы и Жарковского переулка (Матросова, 17). Фасад. 1880 год.
ГАУО, Ф.137, оп.34, д.1633


Дом № 17 по улице Матросова – бывший флигель усадьбы Баратаевых-Варламовых, построенный в 1850-1860-х гг. Современный вид.


Дом № 19 по улице Матросова – бывший доходный дом Варламовых, построенный в 1911 году. Современный вид.