Процедура общественных слушаний – откровенная профанация. Под видом согласования и обсуждения с людьми вопросов (зачастую – масштаба города) проходит формальная бюрократическая отписка. Подробнее, на конкретной ситуации я разобрал это на прошлой неделе (“Вместо детской площадки опять клубник”). Анонсы, якобы, публикуются в недрах официального сайта Администрации и находятся почему-то только после обращения. В рабочее время, якобы, собираются некие люди которые, опять же, якобы, обсуждают и совершенно определенно согласовывают вопрос. Скандалы по этому поводу происходят периодически и стали достаточно стандартны. Из последних – год назад по поводу “общественных слушаний” по поводу строительства храма у бывшего “5 солнца”. Тогда к ОП, на тогда еще аппаратном (сейчас – штаб по развитию региона), обратился губернатор и предложил изучить вопрос. Параллельно критический текст написал журналист Сергей Титов и мы совместно провели слушания, где спросили экспертов и чиновников: что нужно изменить, чтобы процедура стала не виртуальной (в плохом смысле) и прозрачной. Выводы были просты:

1. Необходимо выстроить понятный алгоритм информирования – публикации объявлений о общественных слушаниях. Главное – о обсуждаемых на них решениях. Сейчас информация публикуется в приложении к официальной газете тиражом 200 экземпляров и, якобы, где-то на сайте Администрации. Изобретать велосипед здесь не нужно – зампред Думы Николай Лазарев, например, предложил просто выделить колонку на сайте (в ГорДуме тоже обсуждали эту проблему);
2. Уровень выносящихся на слушания вопросов  разный, но они всегда касаются конкретного места и совершенно конкретных интересов. И муниципалы должны выстроить механизм информирования жителей, которых вопрос касается непосредственно. Тех, кто живет рядом или на данной конкретной территории. С тем же храмом – жителей всех прилегающих к территории вокруг бывшего ДК УАЗ домов.

Решения были направлены в Администрацию. За год не сделано ничего, кроме формального (и компромиссного) приведения муниципальных норм федеральному законодательству.
Через год мы провели еще одни с почти дублирующей формулировкой «О легитимности процедуры общественных слушаний”. От Городской Думы был заместитель председателя, от Администрации города-специалист Управления по делам молодежи (!!!). Признаюсь, что организованы они были только для того, чтобы показать: Администрация за год не сделала ничего, голос в том числе Общественной Палаты полностью проигнорирован. Администрация даже не прислала запрошенную информацию.
По факту сказано прямым текстом: заседайте сколько хотите. С городской землей мы продолжим распоряжаться так, как хотим, и никакие помехи здесь нам не нужны.

Это были последние экспертные слушания, организованные мной в качестве председателя ОП. В ближайшее время опубликую отчет с анализом сделанного-не сделанного, механизмах и месте общественности в структуре власти.