Публикация группы “Старый Ульяновск. Brandergofer” 8 января 1885 г. в Симбирске, в 2-этажном доме на Кирпичной (Мира) улице, открылся ночлежный дом. «В день открытия явилось 6 бедняков, на другой день ночевало 26 чел.; по всей вероятности скоро помещение окажется недостаточным для лиц, нуждающихся в даровом ночлеге, а таковых в Симбирске немало» («СГВ», 12.01.1885) На верхнем этаже размещалось 30 мужчин, на нижнем 20 женщин. Утром они уходили. «В течение целого дня помещение должно быть свободно для очистки, проветривания и топки печей». На содержание ночлежного дома городская управа выделяла 300 руб. в год. В июне 1888 г. это здание сгорело. Для ночлежки город купил 2-этажный каменный дом на Московской улице (Богоявленском спуске). Усадьба напротив Богоявленской церкви принадлежала мещанину А.С.Сергееву. В приюте ежегодно ночевало 30-50 тыс. бездомных (в голодном 1891 г. – 57 тысяч). 8 июня 1894 г. городская дума решила передать здание организуемому в Симбирске Дому трудолюбия. Ночлежный дом был переведен в один из флигелей старых казарм за Ярмарочной площадью и существовал до 1920-х годов. Что такое Дом трудолюбия? В 1820 г. Общество христианского милосердия открыло в Симбирске Дом трудолюбия для сирот и дочерей бедных дворян. Здесь они жили, учились, готовились к трудовой и семейной жизни. Но дома трудолюбия, возникшие в конце XIX в. – учреждения иного рода. На рубеже XIX – XX вв. в России было более 11.000 благотворительных обществ и заведений (в Симбирске около 30). Они предоставляли нуждающимся кров, пищу, лечение, а также решали вопросы трудоустройства. В работные дома нищие и бродяги помещались принудительно. Но было немало честных людей, лишившихся заработка. Первый Дом трудолюбия открыт в 1882 г. в Кронштадте о. Иоанном Кронштадтским. Согласно утвержденному в 1895 г. положению о Попечительстве о домах трудолюбия, их назначение: «приходить на помощь бездомным, выпущенным из больниц и не имеющим еще заработка, освобожденным из мест заключения и всем вообще, впавшим в крайнюю бедность, предоставлением честного труда и приюта». К 1895 году в России создано 52 дома трудолюбия. Летом 1894 г. о. Иоанн Кронштадтский (И.И.Сергиев) посетил Симбирск. От него «получено было 200 руб., при пастырском благословении, на учреждение в Симбирске дома трудолюбия» (2). По подписке собрали более 6000 руб. А.Д.Сачков и А.А.Кирпичников внесли по 2000, губернатор В.Н.Акинфов — 100 руб. Был создан комитет по учреждению Дома трудолюбия. Позже в правление входили известные люди: городской голова М.А.Волков, педагог И.В.Ишерский, врач В.П.Кармазинский, полицмейстер В.А.Пифиев, купцы Н.Я.Шатров, И.С.Балакирщиков, Е.М.Конурина и др. В 1914-1916 гг. председателем общества Дома трудолюбия был губернатор А.С.Ключарев. «9 апреля [1895], в городском доме на Московской улице…, преосвященнейшим Варсонофием было совершено молебствие по случаю открытия Дома трудолюбия. Присутствовали гг. губернатор, вице-губернатор и многие из членов общества по учреждению Дома трудолюбия… «Сначала обыватели Симбирска недоверчиво отнеслись к новому богоугодному заведению, нуждающиеся шли в оное неохотно, предпочитая собирание милостыни предлагаемому труду. Но Дом трудолюбия, поставив задачу дать временно нуждающемуся и поставленному в безвыходное положение заработок и кусок хлеба, неуклонно шел к этой цели и постепенно завоевал симпатию…» Дома трудолюбия действовали на основании общего положения и устава, но на местах их задачи понимали по-разному. «Одни из них в полном смысле призревают: одевают, обувают и стараются удержать в своих стенах; большинство же дают лишь дневное пропитание, не располагая средствами поддержать, отучить от порочных страстей, определить на место и дать возможность крепко встать на ноги…» (5) Само название было непонятным народу. Часто их называли «Домами Трудолюбова», принимая за фамилию владельца. А.В.Ястребов писал о Симбирском доме трудолюбия: «Помню, в детстве наша нянька называла его «дом тру-ля-ля», и мы, малыши, следуя примеру своей няньки, так же его называли… Нам было ясно, что это была производственная мастерская или даже, может быть, целый ряд мастерских. Но кто там работал и что производили в этих мастерских, в нашей семье никогда разговоров не было». Шли споры: кого принимать в Дома трудолюбия? Должны ли они быть приютом только для тружеников, лишившихся работы, или также для стариков, детей, профессиональных нищих? Многие полагали: в заведениях, в основу существования которых положен труд, не место людям, не способным или не желающим трудиться. Находиться же в них можно лишь до устройства на постоянную работу. Попечительство о Домах трудолюбия отчасти пошло по этому пути, дополнив в примерном Уставе приведенное выше положение о их назначении словами: «…впредь до более прочного устройства их судьбы определением к постоянным занятиям или помещением на постоянное призрение». Но единства все равно не было. В уставе Симбирского дома трудолюбия его целью названо «предоставление нуждающимся работ», чтобы «помочь бедняку выбраться из того печального положения, в которое он попал по непредвиденным случайностям». В уставах других домов можно прочитать о предоставлении работ «вообще всем нуждающимся», «лицам обоего пола всех званий» и т. д. Случалось, что в Домах трудолюбия оказывались инвалиды и умалишенные. Проверки Попечительства выявляли лиц, не занятых работой, число которых доходило до 1/3. В ряде городов до половины трудолюбцев составляли дети — явление вынужденное. В Симбирском доме трудолюбия с 1896 г. имелось отделение призрения детей. Мальчики обучались столярному, сапожному и другому ремеслу; девочки, под руководством жены смотрителя О.И.Зверевой, разным рукоделиям, а у специально нанятой мастерицы — ткацкому делу. При Доме трудолюбия работала школа. В 1901 г. открыто начальное училище. В 1902 г. в Доме трудолюбия жили 28 мальчиков и 33 девочки — сироты и дети бедных родителей. Имелась библиотека. С призреваемыми проводились духовно-нравственные беседы с показом «туманных картин». 22 февраля 1904 г. заведение посетил епископ Симбирский Никандр. «Посещение Владыки совпало со временем религиозно-нравственных чтений, которые ведутся по воскресным и праздничным дням под руководством о. ректора семинарии и при сотрудничестве городских священников… и предваряются совершением молебнов с участием хора детей школы дома трудолюбия…» («Симбирские епархиальные ведомости», 15.03.1904). Преосвященный произнес речь и вручил пожертвование. Немало хлопот доставляли поклонники Бахуса. Так, в Петербурге трудолюбцы не раз пропивали выданную им одежду и возвращались «налегке». В отчете Симбирского дома трудолюбия за 1896 г. сказано: «В числе призреваемых часто встречаются алкоголики, которые трудно поддаются исправительному воздействию, и случаи рецидива наблюдаются постоянно, сопровождаясь леностью и склонностью к воровству и буйству. Тем не менее закрыть двери для этих несчастных больных людей нет возможности, хотя такая гуманность вредит соблюдению тишины и благопристойности…». То же говорится в отчетах за другие годы. Поначалу призреваемые на ночь уходили в ночлежный дом, находившийся далеко, а теплая одежда была не у всех. Поэтому правление открыло бесплатное общежитие: для мужчин на 1-м этаже, для женщин и детей на втором. К слову, в большинстве Домов трудолюбия все или большая часть подопечных были приходящими. С первых дней в Симбирском доме трудолюбия работала столовая. На обед и ужин — два горячих блюда, а утром и в 4 часа дня — чай с белым хлебом. За питание вычиталось 8 коп. в день. Заработок детей и стариков не покрывал этой суммы, но они питались наравне со всеми. В Симбирском доме трудолюбия работали ежедневно, кроме праздников, с 7 утра до 8 вечера, с тремя часовыми перерывами. К первоначальному перечню: изготовление гильз, коробок, пакетов, шитье обуви, плетение ковров и туфель, щипание пакли, вязание чулок, шитье белья и т. д., добавлялись новые ремесла. Изготовлялись деревянные ящики, сумки, чемоданы, матрасы и подушки, намордники для собак и др. Производились переплетные, живописные и малярные работы. Изделия продавались в Доме трудолюбия и его лавке на толкучем рынке, пользуясь спросом из-за низкой цены, а частью отправлялись в другие города. Продажа изделий не покрывала расходов на содержание (около 3 руб. в день на человека). До 1912 г. городская управа выделяла Дому трудолюбия до 300 руб. в год, потом это пособие прекратилось. Выручали пожертвования, членские взносы и побочные доходы. Так, в 1899 г. правление просило городскую управу «дать ему право устройства и эксплуатации витрин для расклейки объявлений» По своему уровню Симбирский дом трудолюбия стоял очень высоко. В 1896 г. в Симбирск приезжал городской голова Казани, где было решено устроить Дом трудолюбия, чтобы осмотреть «образцовое учреждение этого рода» (2). В первые годы в Доме трудолюбия одновременно находилось 40-60 чел., при общем количестве за год до 230 чел. Зимой число возрастало. В голодном 1898 году дополнительно открыто отделение на 100 чел. в старых казармах. Вскоре надобность отпала, и его закрыли. В начале 1901 г. в Доме трудолюбия числилось 69 чел.; а всего за этот год через него прошло 215 человек (110 мужчин, 34 женщины, 54 мальчика, 17 девочек). Интересен расклад по сословиям: дворян 7, потомственных и личных почетных граждан 13, мещан 78, крестьян 106… Дом трудолюбия уже через год не мог вместить всех нуждающихся. На 3000 руб. от Попечительства о Домах трудолюбия в 1899 г. была выкуплена вся соседняя усадьба А.С.Сергеева. Ее постройки, хоть и ветхие, позволили вздохнуть свободнее: мужчин перевели в другое здание. Но проблема тесноты не исчезла. В 1914 году городская управа дала разрешение на постройку нового каменного дома. Проект и смету (38.600 руб.) составил архитектор Ф.Е.Вольсов. Планировалось построить здание вдоль всей восточной границы усадьбы, выходящее фасадом на Московскую улицу (фото 6). Но в условиях начавшейся войны было возведено более скромное 2-этажное здание в стиле модерн в глубине двора (ул. Ленина, 44) 26 сентября 1915 г. состоялось торжественное освящение нового здания Дома трудолюбия, где «устроены мастерские, чайная, дешёвая столовая, аудитория для народных чтений, помещение для постоянной кустарной выставки, магазин для продажи работ трудящихся, осведомительное бюро, имеющее давать сведения о свободных местах и т. д.». Отдельно, в кирпичном здании (ул. Ленина, 42) разместился приют для алкоголиков. Продолжало работать училище. А.Горовцев писал в книге 1901 года: «…У нас, к сожалению, до сих пор сделано очень мало не только в отношении правильного разделения различных видов трудовой помощи, но даже в отношении борьбы с бедностью вообще. Только этим объясняется и оправдывается тот факт, что наше молодое учреждение трудовой помощи — дом трудолюбия принуждено брать на себя непосильные задачи и изнемогать под их тяжестью» (6) В 1920-х гг. в бывшем Доме трудолюбия (Ленина, 44) размещались фабрика обуви, школа обувного и швейного производства, с 1927 г. — профшкола им. Дзержинского. Позже здание занимали школы (№№ 11, 17); в 1944 г. здесь временно находился только что открытый автомеханический техникум. В 1973 г. здание передано музыкально-педагогическому училищу №2, ныне Ульяновский музыкально-педагогический колледж № 2. В здании по ул. Ленина, 42, позже частично перестроенном, в 1918-1922 гг. работала швейная фабрика. Потом здесь находились школы и интернат (№№ 65, 11, 17). С 1973 г. размещались учебные классы музыкально-педагогического училища №2, затем общежитие. В 2011-2012 гг. здание законсервировано в связи с аварийным состоянием. Материалы по теме:
|
|
|
Юрий
О жизни постояльцев таких домов написано Горьким «На дне». Монарходро@ерам и прочим ревнителям «России, которую они потеряли» рекомендуется к прочтению.
***
“На дне” – пьеса поучительная. А вы сами-то ее читали? Или подзабыли малость? Горький описывает на трудовое заведение, как здесь, а типичную ночлежку. Работать большинство обитателей “Дна” не хотят, а заняты, в основном, тем, что жалуются на свою несчастную судьбу. Ну, это помимо водки, драк и песен. И с чего бы при таком раскладе им хорошо жить? В советское время горьковских “страдальцев” быстро бы выслали за 101-й километр, а то и подальше.
малай
Если человек написал ..то как вы думаете он ли это писал?если он не читал по вашему то мог ли он писать?Как он откуда мог знать?а про советское время ты зря так..не так все было…у нас если хотите знать то на окнах решеток не было и ключи от квартиры оставляли соседям или под ковриком и подьезды на замок не закрывали ..где и кем и где хочь работай.и все бесплатно и камер не было.
***
Как в Союзе жили, я не хуже Вас знаю – седьмой десяток разменял. Да – работай где хочешь, но только работай, без дела не шляйся. А в пьесе у Горького описаны бичи, тунеядцы. С такими в Союзе не церемонились. Все их беды – не от “проклятого царизма”, а от них самих, от дурной головы.
Гость
Очень интересные исторические обзоры.
Спасибо!