Публикация группы «Старый Ульяновск. Brandergofer»
Первая часть по ссылке.

…В 1977 году Ульяновский порт получил новое крылатое судно, а первый ульяновский капитан скоростных теплоходов Борис Иванович Чудинов – новое назначение.

В УЛЬЯНОВСКОМ РЕЧНОМ – «КОМЕТА-10»
(«Ульяновская правда», 4.12.1977)

В Ульяновский речной порт прибыл новый скоростной теплоход на подводных крыльях «Комета-10». Он построен в этом году на заводе имени Серго Орджоникидзе в городе Поти. …При высоте волны до 2-х метров теплоход может идти на крыльях, до 3-х метров – на корпусе. «Комета-10» будет уходить в рейс при любом шторме.

Вместимость судна 116 человек, скорость – около 60 км. в час. На теплоходе имеется новейшее навигационное оборудование; в отличие от «Метеоров» – больше комфорта для пассажиров. В салонах установлены авиационные кресла последней конструкции, вентиляция, улучшена отопительная система.

Капитаном «Кометы-10» назначен один из опытнейших судоводителей скоростного флота Б.И.Чудинов, механиком – Д.П.Ахматов. В навигацию 1978 года «Комета-10» будет обслуживать линию Ульяновск – Куйбышев.

Н.Семахин
***

В 1985 году очерк об экипаже «Метеора-29» и его первом капитане Б.И.Чудинове вошел в книгу о лучших тружениках Ульяновской области. К этому времени Борис Иванович уже работал на берегу. Приходили новые капитаны, а «29-й», ветеран ульяновского скоростного флота, оставался в строю.

КОРАБЛЬ ХОДИТ, ЭКИПАЖ ПЛАВАЕТ
(«Высокое напряжение», сборник, Приволжское книжное изд-во, 1985)

В минувшую на редкость тяжелую навигацию из шести скоростных теплоходов Ульяновского речного порта план выполнил только один. … Это был экипаж старейшего ульяновского скоростного теплохода «Метеор-29», недавно отметившего 20-летие спуска на воду.

Когда строили первые скоростные теплоходы, то поначалу определили срок эксплуатации в 10 лет, потом увеличили до 15-ти, 18-ти. «Метеор-29» превзошел все эти пределы и не просто доживает свой век, а по-прежнему трудится с полной отдачей, даже опережая молодых.

…Совершим путешествие в историю вместе с начальником пассажирского районного управления Ульяновского порта Борисом Ивановичем Чудиновым. Несколько лет по здоровью старый капитан не ходит в рейсы и потому завидует молодым, с удовольствием вспоминая то время, когда начинал на «29-м»…

«Метеор-29» был одним из первых скоростных теплоходов. Все конструкторы предусмотреть не могли, и опыт таких судов как «29-й» давал бесценную информацию.

В начале 60-х крылатый теплоход считался диковинкой, было модно встречать его приход в порт. Единственный в Ульяновске «скоростник», единственная линия до Куйбышева. Народ валом валил. Вечерами прогулочные рейсы для публики устраивали. Выглядело эффектно: капитан в форме с золотыми нашивками, белоснежный теплоход, буруны за кормой. А труд экипажа нелегок. Из-за грохота в машинное отделение без наушников не войдешь. Хватало забот штурману…

Из всех волжский «морей» Куйбышевское самое строптивое. Теплоход «Комета» вокруг Европы обежал, а к здешней крутой волне никак не приноровится. Сложный рельеф берегов, большие глубины благоприятствуют коварным ветрам. На памяти Чудинова история, когда шел его теплоход из Казани, и только начинало штормить. Думали: проскочим. Но у Старой Майны, а здесь вон какая ширь, встретили 2-метровые волны. Все! Дальше на крыльях идти нельзя, сели на корпус, носом к ветру, и первой же волной вышибло несколько носовых стекол. Повернулись к ветру кормой – получили такой же удар. Пришлось вернуться черепашьим ходом в Тетюши, там пассажиры сушились, а потом были отправлены в Ульяновск попутным рейсом…

Волга проверяла не только теплоход, но и людей… «Метеор-29» стал плавучей школой мастерства для многих ульяновских речников. Отсюда, досконально изучив теплоход, маршруты, Волгу, шагнули на капитанские мостики других судов хорошо известные специалисты: Пирогов, Замятин, Игошин, Ахматов, Мордвинкин, Родягин. Здесь начинал мотористом и нынешний капитан «29-го» Борис Иванович Фролов…

Самое время рассказать об этом экипаже. Капитан Фролов – речник опытнейший с одной записью в трудовой книжке «Ульяновский речпорт». Владимир Сироткин – механик от природы, даже аэросани себе сделал. Надежность двигателей теплохода – в первую очередь его заслуга, тем более у Сироткина такой увлеченный союзник, как штурман Евгений Лаврентьев. По 23 года рулевым-мотористам Игорю Тащенко и Виктору Поварову. Оба прикипели к Волге, заочно учатся в речном техникуме. Матрос Нина Майорова – человек улыбчивый и трудолюбивый, пять лет на теплоходе…

«Метеор» насыщен сложным оборудованием: электропроводка введет в смущение даже специалиста, двигатели впору ставить на самолет. Такая деталь: 20 лет спустя толщина днища корпуса стала не три, а 2,6 миллиметра. Остальное «съела» Волга. И все же на старом теплоходе можно работать…

Недавно экипаж «Метеора-29» отметил юбилей. Чествование по случаю 20-летия состоялось в речном порту. Было сказано много добрых слов в адрес молодого коллектива и старого теплохода, который по-прежнему в строю. По давней поговорке речников все желали кораблю подольше ходить, а экипажу – плавать на «29-м»

Ю.Фаев
***

Совершим еще один рейс на «Метеоре-29» – в Казань с экипажем капитана Б.И.Фролова.

«МЕТЕОРОМ» ПО ОСЕННЕЙ ВОЛГЕ
(«Ульяновская правда», 15.10.1978)

…Мы были в пути уже более четырех часов, неслись по волнам, оставляя за кормой шлейфы брызг. «Метеор» шел из Ульяновского речного порта на Казань. В салонах теплохода не так много пассажиров, и в этом чувствовалась осень. Было уютно и тепло – работали калориферы. В пути кто-то читал, кто-то наблюдал за свинцовой волной. Я же, попросив разрешения, поднимаюсь в рубку. Знакомимся с капитаном:
– Фролов Борис Иванович. А это – мой первый помощник, Игорь Арсеньевич Моисеенко.

В рейсе с капитаном смена из трех человек, а всего в экипаже – 11. Фролов – речник с 20-летним стажем. Десять лет работает на скоростных теплоходах, был дублером у известного всей Волге Чудинова. Моисеенко до прихода на «Метеор-29» проработал 17 лет на «Омах». Рулевой-моторист Владимир Нефедов заочно заканчивает Куйбышевский речной техникум. Проводница Валентина Суховенко сочетает работу с учебой в юридическом институте.

– В чем специфика осенних рейсов? – переспросил Борис Иванович. – Трудно, когда туман и снег. Образуется ледок на корпусе, поэтому все работы за бортом, швартовка ведутся в спасательных жилетах. Но главное испытание для «Метеора» – волна. На крыльях он может идти при высоте волны 1,3 метра, а при 2-метровой – только на корпусе. Но такое редко случается: мы не выходим в рейс, не получив добро от синоптиков…

Рассекая свинцовую воду, «Метеор-29» подходит к пристани Тетюши. Валентина Суховенко встречает новых пассажиров. «Метеор» отчаливает, набирает скорость и снова несется над водой.

– Часа через полтора, – говорит капитан, – будем проходить район Камского устья. Здесь даже в хорошую погоду сложная судоходная обстановка, а в плохую мы преодолеваем этот участок на корпусе…

Чувствуется близкий конец навигации. Уже некоторые «Омики», «Комета-10» поставлены на зимнюю стоянку. А «Метеоры» еще трудятся.

– Я «Метеор-29», на борту 56 пассажиров, – связывается капитан с Казанским речным портом.
Заходим в порт, швартуемся. Пассажиры покидают «Метеор-29», благодарят экипаж. Через полтора часа – в обратный путь, на Ульяновск.

В.Соколов
***

А теперь отправимся по маршруту Ульяновск – Хвалынск на «Метеоре-79» с экипажем капитана А.А.Замятина.

ВСЕГДА СЕМЬ ФУТОВ ПОД КИЛЕМ
(«Ульяновская правда», 9.10.1981)

…Теплоход медленно вошел в шлюзовую камеру и застопорил ход… Шлюзование. Волнующий для экипажей судов момент. Но «Метеор», ведомый Анатолием Александровичем Замятиным проходит шлюз без задержек. Если есть хоть малейшая возможность сработать лучше, красивее, Замятин старается ее использовать.

До самого конца навигации по Волге не спадает поток пассажиров. Маршрут Ульяновск – Хвалынск, который обслуживает экипаж «Метеора-79», один из самых протяженных и сложных. Пассажиры и туристы давно оценили комфорт и скорость «Метеора-79», а также гостеприимство и обслуживание экипажа А.А.Замятина.

– Тот, кто ступил на эту дорогу, уже никогда не сойдет с нее, – объясняет Замятин свою привязанность к Волге, к профессии речника. – Скучать не приходится. Плаваешь по одним и тем же местам и все равно не перестаешь удивляться красоте реки и берегов. Начинаем навигацию – по берегам оживающие деревья, а когда заканчиваем – кое-где уже лежит снег. Участок наш – почти 1000 километров. Много можно увидеть нового, если пристально смотреть.

…Когда-то Анатолий Александрович был самым молодым капитаном порта. Сейчас в Ульяновске он – один из самых опытных и умелых капитанов скоростных судов.
Путь в речники у Замятина был прям. Вырос в Ульяновске. С детства вместе со старшим братом, сейчас капитаном большого пассажирского судна, пропадали на волжских плесах и островах…

С большой теплотой отзывается Замятин о тех, с кем пришлось столкнуться в начале трудовой деятельности:
– Первым моим наставником был Борис Иванович Чудинов – потомственный речник. Он, будучи первым капитаном на скоростном флоте в Ульяновске, пригласил меня на стажировку. С его легкой руки я получил прописку на «Метеоре»

…Экипаж на «Метеоре-79» не маленький – 11 человек. Но старожилами считаются лишь Замятин, механик Владимир Евгеньевич Мордвинкин и проводница Зоя Бочкарева. Остальные влились в экипаж позднее. Но не перестаешь удивляться легкости, с которой понимают друг друга все члены экипажа…

Замятин из тех, кто не перестает искать наиболее оптимальные варианты работы, не останавливается на достигнутом. Недавно в порту сложилась трудная обстановка с двигателями, теплоходы простаивали… «Надо ехать в Ленинград на завод», – предложил Замятин. Другие капитаны промолчали, а он поехал. В результате его «Метеор» исправен и на ходу. И так всегда.

…Он любит стихи, много знает их наизусть, ездит в туристические поездки. Но главное, чему по-прежнему отдано сердце, – родные волжские просторы. На Волге он вырос, здесь нашел себя, достиг того, к чему стремился…

Н.Борисова
***

В 1987 году открылась скоростная линия Ульяновск – Горький. Ее обслуживало два «Метеора»: один горьковский, а другой – ульяновский «Метеор-211»

В ОДИНОЧКУ И ГРУППАМИ. Заметки с борта фирменного «Метеора-211»
(«Ульяновская правда», 7.06.1987)

Снова ожила Волга. Ручейками очередей у билетных касс, бренчащими гитарами у наваленных холмиками туристских рюкзаков, и конечно, белоснежными теплоходами, гармошкой встающими у причалов. Если бы не запрет подавать гудки, то можно представить, какой радостный гул стоял бы над рекой…

Не положено гудеть и «Метеору-211». А он бы с удовольствием сопроводил голос диктора, сообщающий, что на причале № 7 продолжается посадка на «Метеор-211», совершающий рейс Ульяновск – Горький.

Месяц назад информация, напечатанная в центральных и местных газетах, назвала эту вновь открываемую линию самой протяженной в стране для скоростных речных судов. … Ульяновские портовики назвали этот рейс фирменным…

Приятно наблюдать, как оба экипажа ульяновского «Метеора», посменно меняя друг друга, доказывают свою фирменную принадлежность. Бортпроводницы Зинаида Фарафонтова и Нина Майорова встречают пассажиров у трапа. Служебная форма выглядит на них празднично и элегантно. Приветливо и четко обслуживают они своих гостей. Во всех салонах – идеальная чистота; на журнальном столике, несмотря на ранний час, свежие газеты.

К сожалению, бортпроводницы не только обслуживают пассажиров, но чалят и отчаливают теплоходы у пристаней, устанавливают трап, то и дело швабрят палубы, по которым проходят десятки пассажиров… Не менее напряженно несут службу все члены экипажа – от моториста до капитана. Мне пришлось видеть в работе и капитана-наставника Бориса Фролова со своей командой, и капитана-дублера Альберта Курникова. Видимая легкость, с которой управлялся корабль в различных ситуациях, достигалась высоким профессионализмом и личным отношением к фирменному рейсу.

…Чтобы поддерживать ежедневное движение вверх и вниз, каждое утро отшвартовываются от причалов два «Метеора» – наш и горьковский… Встречаются они в районе Чебоксар…

Ульяновская сторона – инициатор и горячий поклонник 660-километровой линии – с бодростью смотрит на ее будущее. Начальник пассажирского районного управления Борис Иванович Чудинов следит за итогами рейсов, рассылает рекламные тексты в газеты и на радио. Число пассажиров растет, а самая благоприятная пора еще впереди.

До Горького есть и другие пути. Самолетом. Но нет гарантий, что ты станешь обладателем билета и не потеряешь уйму времени в кассах и аэропорту. Автобусом. «Икарус» проходит до Горького за те же часы, что и «Метеор», но летняя жара… А у фирменной линии Ульяновск – Горький есть неоспоримые преимущества. Тысячи туристов притягивает Волга. Путешествие по великой русской реке стало престижным.

Мне, как и многим ульяновцам, благо город ежегодно фрахтует два теплохода, приходилось плавать по разным маршрутам… В этот отпуск составил себе туристский рейс Ульяновск – Горький с пребыванием на борту скоростного судна. До первой продолжительной стоянки в Чебоксарах «летели на крыльях» семь часов.

«Метеор» то шел по самой середине водохранилища, то почти вплотную приближался к высокому правому берегу, и тогда перед взором бежали неописуемые по красоте заросшие лесами горы. На этом отрезке пути пассажиры на больших теплоходах захватили и ночь, не увидев половины того, что видели мы.

Отправление из Чебоксар определил себе через двое суток… И снова – борт гостеприимного «Метеора» и выбегающие на берега города и веси. Через 6 часов – Горький, а еще через два дня пребывания в волжской столице, как горьковчане не без основания называют свой город, – обратный путь.

На сей раз маршрут предполагал движение без высадок. 13 часов пути с недолгими разминками на нечастых пристанях – довольно утомительно. Тем более, что наш «Метеор» в районе Камского устья попал в настоящий шторм. Волна оказалась почти в два раза круче, чем было сообщено метеорологами. Темно-свинцовая, с высокой белой опушкой, она беспрерывно накатывалась на корпус корабля, обрушиваясь потоками воды у окон салонов. Что ж, и этот 2-часовой шторм стал одним из впечатляющих эпизодов путешествия…

О новом, увлекательном, недорогом волжском маршруте стоит задуматься в областном бюро путешествий и экскурсий. Пребывание в городах можно сократить и до одного дня, можно включить в маршрут живописнейший Васильсурск и древнюю Казань. Разные по количеству людей группы могут ежедневно отправляться в путь, челночно двигаясь по Волге. Ночлег, питание, экскурсионное обслуживание – это уже дело техники…

При мне один рейс на Горький собрал столько денег, сколько набирается летним днем на оживленных трассах. Он выгоден плывущим не только до конечного пункта, но и до других городов. Уменьшение промежуточных остановок сокращает время в пути, а сама дорога обставлена более комфортно…

…Поданный к рейсу автобус петляет по косогору. Любезный водитель производит остановки по требованию, и успевшие познакомиться в путешествии пассажиры желают друг другу всяческих благ. Всяческих благ и скоростной линии Ульяновск – Горький, самой протяженной на реках нашей страны.

И.Хрусталев
***

Посмотрите на число скоростных линий в расписании 1988 года (фото 3). Кто бы мог подумать тогда, как все изменится за 10-15 лет…
Наверное, следовало бы сказать и о закате эпохи ульяновских скоростных теплоходов, и о ее бесславном завершении. Но как-то не хочется портить светлое настроение от этих статей печальными подробностями. Да они и так известны. Остановимся на этом.


Вверху: У туристского причала.
Внизу: Речной порт.
Альбом «Ульяновск – родина Ленина», Приволжское книжное изд-во, 1977. Фото Т.Бакмана, А.Наталиной.


В Ульяновском речном порту.
Краеведческий отдел УОНБ, Ф44


Расписание движения пассажирских теплоходов через Ульяновский речной порт в навигацию 1988 года.
«Ульяновская правда» от 29 апреля 1988 г.


«Метеор-211» Ульяновского речного порта.
Краеведческий отдел УОНБ, Ф44


Ульяновский речной вокзал и пассажирские причалы.
Альбом «Ульяновск», Ульяновск, 1998. Фото Г.Гусейнадзе.


«Метеоры» у причала Ульяновского речного порта.
Альбом «Ульяновск», Ульяновск, 1998. Фото Г.Гусейнадзе.


«Метеоры» в Ульяновском речном порту.
Альбом «Ульяновск», Ульяновск, 1998. Фото Г.Гусейнадзе.


«Метеор-211» в Ульяновском речном порту.
Альбом «Ульяновск», Ульяновск, 1998. Фото Г.Гусейнадзе.


Выведенные из эксплуатации «Метеоры» 216, 211, 226 в Ульяновском речном порту. 2013 год.
fleetphoto.ru


«Метеор-216» в Ульяновском речном порту. 2017 год.
fleetphoto.ru