В конце ноября 2019 года губернатор подписал дорожную карту по развитию инфраструктуры для электрокаров – созданию сети медленных и быстрых зарядных станций. Тогда же открыли проектный офис, которому из бюджета планировалось выделить субсидии на установку розеток. Коррективы внесла пандемия – деньги перенаправили в резервный фонд правительства, проект временно заморозили. Реабилитировать его хотят с конца сентября, когда Морозов откроет у ТЦ “Спартак” станцию медленной зарядки. В оптимистичном варианте инициаторы рассчитывают, что до 2024 года включительно в регионе будут насчитывать 4000 единиц электрокаров, 40 быстрых и 400 медленных станций подзарядки.

В мае 2019 года прошла новость: на парковке около здания областного правительства планируется установить станцию электрозарядки автомобилей. Проект был частный и инициирован ульяновским клубом владельцев электрокаров (тогда в него входили около 40 человек). Стоимость одной такой станции мощностью 50 кВт оценивалась в 3 млн рублей. Проект активно поддерживал депутат Заксобрания Александр Чепухин, который несколько месяцев пиарил купленный электрокар Nissan Leaf‎. Тогда он в разговоре с нами сообщал, что “хотелось бы разместить сеть из 10 станций подзарядки”  – пять в Ульяновске и пять в районных центра.

Тогда же после активной агитпропаганды за электрокары и их экономичность последовала череда новостей о готовности к установке зарядных станций. Одной из первых стала заволжская гостиница ibis [сеть ушла из региона, сейчас на этих площадях работает гостицина “Авиатор”], заявившая о появлении в скором времени зарядки . В марте Сергей Морозов провел переговоры с некой чешской компанией, которая занимается установкой скоростных зарядных автостанций. Тогда же в Наноцентре прошла первая встреча рабочей группы по внедрению автономного электротранспорта и созданию зарядной инфраструктуры, а около здания даже появилась розетка для зарядки электромобилей.

В конце ноября губернатор подписал дорожную карту, которая предусматривала создание концепции развития инфраструктуры под зарядку электрокаров, речь шла о выделении субсидий при приобретение зарядных станций. По словам руководителя направления развития электромобильного транспорта Агентства технологического развития Ульяновской области Дмитрия Ванюшина [он же руководитель местного клуба владельцев электрокаров]  в части выделения денег подкосила пандемия:  заложенные средства перенаправили на другие цели. Проект откатился по срокам на полгода-год назад. Реабилитировать процесс планируется 23 сентября, когда в цифровой день губернатора откроют станцию медленной зарядки у “Точки кипения” в ТЦ “Спартак” [быстрая анонсирована в умном кампусе УлГТУ].

“Сейчас нас в клубе уже более 250 человек, в городе и области насчитывается 40 электрокаров. Каждый год количество удваивается – в этом плане пока настрой позитивный. У ТЦ Спартак фактически будет первая зарядная станция. Те станции, которые ставили “Россети”, не работают из-за внутренних бюрократических процедур: поставить-поставили, но эксплуатировать не могут, так как нет функционала. Они планировали создать свою инфраструктуру, но пандемия также внесла коррективы”, – комментирует Ванюшин.

После подписанной Морозовым дорожной карты при Агентстве технологического развития создали проектный офис, цифры карты в дальнейшем откорректировали в плюс: планируется, что до 2024 года включительно в Ульяновской области будет 4 тысячи электрокаров, 40 быстрых и 400 медленных станций подзарядки. Размер субсидии не озвучивается, только примерная стоимость “розеток”: медленная (максимальная мощность 43 кВт) –  от 80 до 300 тысяч рублей, быстрая ( до 250 кВт) – от 650 тысяч до 2,5-3 млн рублей.

“При расчете цифр мы опирались на динамику развития по миру, плюс учитывали отставание России в 2-3 года. Сегодня видим тренд: во многих странах более 50 процентов продаж приходится на электрокары. По прогнозам в том числе Bloomberg,  к 2035-2040 гг произойдет постепенное замещение, наступит переломный момент в сторону электрокаров. На федеральном уровне есть рабочая группа, но собирается она крайне редко. Ее возглавлял Дворкович, после смены правительства еще не сформирован новый состав, не назначен руководитель, не было ни одного собрания из-за пандемии. На федеральном уровне даже в глобальной программе развития в принципе отсутствует упоминание термина “электромобиль” и развития инфраструктуры. Но у общества есть запрос, особенно у молодежи. В России электрокар, прежде всего, объект экономии, в развитых странах – это запрос на экологию  и инновации. Ульяновская область в этом тренде хорошо смотрится – у нас есть ветропарки. Я делал расчет, что при текущих мощностях ветрогенерации в регионе от энергии ветра могут заряжаться до 40 тысяч электрокаров. Мы хотели с “Фортумом” развивать проект, но пока их хватило на зарядки для мобильных телефонов в аэропорту”, – прокомментировал Ванюшин.