Публикация группы “Старый Ульяновск. Brandergofer”

Ох, не сегодня и не вчера родилась тяга к прожектерству и гигантомании. Как только люди стали располагать достаточными техническими возможностями, сразу начали плодиться грандиозные планы с непродуманными, а то и непредсказуемыми последствиями. Можно лишь порадоваться, что не все они дошли до стадии реализации. Широко известны примеры «покорения природы» в масштабах страны или значительной ее части. На местном уровне порой возникали (и возникают) свои, пусть не столь масштабные, но не менее рискованные планы. Об одном таком удивительном проекте писал журнал «Симбирский городской вестник» в марте 1913 года.

О ТОННЕЛЕ ПОД ГОРОДОМ СИМБИРСКОМ

Несколько месяцев тому назад некий инженер г. Симановский сделал в частном совещании гласных блестящий доклад о грандиозном сооружении под Симбирском тоннеля, который должен соединить станцию Симбирск Московско-Казанской железной дороги с Заволжьем. Несмотря на то, что в это время совершенно был спроектирован железнодорожный мост через Волгу, и было приступлено уже к предварительным работам, нашлось много доверчивых людей, которые так увлеклись фантазией докладчика, что были готовы немедленно «ходатайствовать»…

Но проект г. Симановского столкнулся с наукой и, конечно, потерпел полное крушение.
Известный геолог, профессор Павлов*, к которому заинтересованные стороны обратились за разъяснениями, нарисовал такую страшную картину последствий от такого тоннеля, что делается жутко.

Из всего нарисованного и обещанного предпринимателем Симановским оказалось верно лишь то, что технически такой тоннель вполне возможен к устройству. Вполне возможно прорезать Симбирскую гору, вполне возможно устроить под Симбирском удобное сообщение, но… что могло от этого произойти?

– Получилась бы грандиозная опасность, – говорит профессор Павлов. Прежде, чем тоннель вступит в коренные породы, слагающие Симбирскую гору, он должен прорезать зону оползней, и отсюда целый ряд новых громадных подвижек и смещений в приволжской части. Но эта опасность почти ничто в сравнении с рядом других. Дело в том, что Свияжские воды могут пойти в Волгу, что при местных геологических условиях более чем возможно. А если бы это случилось, то повлекло бы за собой такие явления, материальные и экономические результаты которых были бы ужасающего свойства.

В короткое время вся географическая физиономия свияжского бассейна и прилегающих к нему других водных бассейнов изменилась бы до полной неузнаваемости. А Симбирску прямо-таки грозило бы разрушение. Свияга прорыла бы себе под ним глубокое ущелье, и воды Свияги ринулись бы по этому ущелью с такой стремительной быстротой и так размыли бы берега и дно ущелья, что затрещало бы большинство Симбирских зданий.

Почти вся Свияга, исключая небольшую ее часть ближе к Свияжску, ринулась бы при существующих благоприятных условиях в открывшийся глубокий и узкий канал, и, в конечном результате, получилось бы то, что вся Свияжская область была бы иссушена, частью смыта и т.д.

Наконец, огромное количество грунта, вынесенное к новому устью Свияги, отклонило бы настоящее течение Волги от ее правого берега, и коренное русло Волги ушло бы от берегов Симбирской горы, и город остался бы без Волги.

Таким образом, блестящий «выгодный и удобный» проект г. Симановского, который он так «галантно» предлагал городу, мог бы навсегда изуродовать Симбирск. Какая же смелость должна была быть у предпринимателя, предлагавшего свой блестящий проект?

(«Симбирский городской вестник», № 5, 16 марта 1913 года)

(*) Алексей Петрович Павлов (1854-1929) – геолог, палеонтолог, профессор Московского университета. Автор ряда научных трудов, в т.ч. известен исследованиями геологии и палеонтологии Поволжья. Неоднократно бывал в Симбирске, исследовал последствия оползней 1902 и 1915 гг. Автор книги «Оползни Симбирского и Саратовского Поволжья» (М., 1903; фото 6-8). Учитель известного геолога-оползневика, уроженца Симбирска Игоря Степановича Рогозина.

***

Не будем здесь пытаться дать оценку ни технической стороне проекта, возможность осуществления которого представляется сомнительной даже в наше время, ни выводам профессора А.П. Павлова – без сомнения, авторитетного ученого – о возможных последствиях подобного сооружения. Хотя было бы интересно узнать мнение на этот счет современных специалистов. Конечно, из краткой статьи трудно составить достаточно полное представление о проектируемом тоннеле, но, к сожалению, более подробной информации о проекте инженера Симановского не встречалось.

Но вот что интересно. Профессор Павлов предупреждал о теоретической опасности прорыва свияжских вод в Волгу, который могло бы спровоцировать строительство тоннеля. А между тем уже через несколько лет началась разработка планов связать две реки рукотворным каналом.

Практически сразу после взятия Симбирска красными войсками было решено вернуться к отложенным из-за Первой мировой войны планам строительства городского трамвая. 19 октября 1918 года состоялось заседание коллегии инженеров при отделе государственных сооружений Симбирского совнархоза по вопросу об устройстве электрического трамвая. Протокол заседания публиковался в симбирских «Известиях». Новая трамвайная комиссия значительно дополнила проект 1914 года. Увеличивалось число линий, предполагалось пустить грузовые вагоны между вокзалом и пристанью, построить трамвайное депо в районе Александровской площади и т.д.

Одновременно было намечено проложить между Свиягой и Волгой канал и построить на нем гидроэлектростанцию. В докладе на заседании коллегии отмечалось: «…Отделом государственных сооружений предположено спроектировать гидроэлектрическую станцию, пользуясь разницей уровней воды рек Свияги и Волги; энергией этой станции можно было бы воспользоваться для трамвая. … Есть реальная возможность постройки такой станции и организации плотины и канала. Нельзя ждать серьезных затруднений… Хотя проектирование и постройка гидроэлектрической станции является делом ответственным и серьезным, тем не менее она осуществима. Разработка должна быть поручена специалистам, и вопрос крайне желательно двинуть теперь же, в связи с трамваем»

Предполагалось заказать гидравлические турбины в Швейцарии или Швеции, электрическое оборудование – на заводе «Динамо», а канал и здания построить местными средствами. На заседании было отмечено, что предварительные изыскания по этому проекту уже поручены специалистам. Проект строительства трамвая в Симбирске (смета составила 16 миллионов рублей) был одобрен в Москве, но в условиях войны и разрухи отложен до лучших времен.

Вновь к этим планам вернулись в начале 1930-х годов. Проект реконструкции Ульяновска, разработанный институтом Мосгипрогор, предусматривал значительный рост населения, строительство ряда промышленных предприятий, трамвая, подъемника на волжском склоне и т.д. Все это требовало создания мощной энергетической базы. Обеспечить электроэнергией новый Ульяновск должны были Ундоровская ГРЭС на горючих сланцах и «Свиягострой» – все та же гидроэлектростанция на канале, проложенном из Свияги в Волгу. Этот проект тоже остался на бумаге. Может, и к лучшему. А то как бы не пришлось ульяновцам воочию испытать на себе «ужасающие последствия», предсказанные профессором Павловым.


Симбирск. Вид на Подгорье, Волгу и железнодорожный мост.
Музей современной истории России


От вокзала станции Симбирск, открытого в январе 1899 года, тоннель инженера Симановского должен открыть путь поездам в Заволжье.


План города Симбирска и слобод Часовни, Канавы и Королевки. 1900 год. ГАУО.
Красным кружком на плане отмечено местонахождение вокзала станции Симбирск, синим – станции Часовня.


Вид с Волги на Симбирск. Точнее, на Симбирскую гору, которую должен был насквозь прорезать тоннель г. Симановского.


Вид на Волгу с Нового Венца.


Последствия оползня в сентябре 1902 года. Разрывы грунта на шоссе вдоль берега Волги в Подгорье.
Профессор А.П. Павлов, «Оползни Симбирского и Саратовского Поволжья», М., 1903.


Последствия оползня в сентябре 1902 года. Смещение полотна пристанской железнодорожной ветки.
А.П. Павлов, «Оползни Симбирского и Саратовского Поволжья», М., 1903.


Смоленский спуск и Смоленская церковь. Городские водосборные колодцы, устроенные в 1902 году.
А.П. Павлов, «Оползни Симбирского и Саратовского Поволжья», М., 1903.


Разработка выемки подхода к строящемуся железнодорожному мосту со стороны Киндяковки. Даже это было непростым делом, хотя на работах использовалась самая передовая техника того времени. А что говорить о строительстве тоннеля, прорезающего всю Симбирскую гору от берега Свияги и пролегающего под дном Волги?
«Строительство моста «Свободы» через р. Волгу у г. Симбирска. Снимки с работ 1913-1917 г.» Издание Общества Волго-Бугульминской железной дороги.
Будьте первым, кто остав