Публикация группы “Старый Ульяновск. Brandergofer”

Начнем с двух вполне официальных текстов:

ОПИСАНИЕ ОВРАГА РЕЧКИ СИМБИРКИ

Овраг р. Симбирки пролегает от северной части города за прудом «Маришка» до Дворцовой улицы по восточной стороне Лосевой улицы и далее до реки Свияги, по северо-западной стороне Большой Саратовской, Панской и Московской улиц, всего на протяжении 3-х верст. Овраг Симбирки пересекающими его дамбами и устроенным на нем прудом Маришкою делится на 5 частей.

1) Верхняя часть, от истоков ключей, выходящих на Верхней Лосевой улице, до пруда Маришки, протяжением в 70 сажен, состоит из незначительной промоины (средней ширины и глубины в 1,5 аршина) с вязкими берегами от всасывающейся в почву, протекающей и застаивающейся ключевой и дождевой воды. Для устранения описанного неудобства к проезду по улице и для оздоровления местности, следует от пруда Маришки, вверх по Лосевой улице, проложить грунтовой лоток…, и берега его огородить плетнем, к коему по сырым местам проложить дренажные (крытые) канавы.

2) Вторая часть от пруда до малой дамбы, протяжением в 150 сажен, имеет отлогие берега, засоренные навозом и, вследствие свободного прохода по ним, поверхность откосов почти не имеет растительности за исключением огороженных мест, покрытых дерном и садовыми растениями. По дну оврага почва имеет болотный характер, устранить который можно посредством возвышения русла речки запрудами.

3) Третья часть между малой и земской дамбами, на протяжении 240 сажен, с ветвью, идущею позади северного корпуса гостиного двора, состоит из обрывистых берегов, с коих растительный слой смывается дождями. От этого делаются осыпи, устраняемые навалкою навоза, причем цель не достигается, а потому следовало бы, как для осушения дна, так и для предупреждения осыпи берегов, поднять русло речки устройством плотин.

4) Четвертая часть между земской и новой дамбами, на протяжении 310 сажен, имеет крутые (до 40) берега, покрытые растительностью, за исключением осыпей и обвалов против Базарной площади, у подошвы которых держатся болота, и произошло значительное понижение русла речки. Это вызывает необходимость устройства плотин для подъема русла речки, и для осушения почвы требуется проложение открытых сточных канав.

5) Нижняя часть оврага от новой дамбы до реки Свияги, на протяжении 580 сажен, состоит из песчаных обрывистых берегов со сплошными болотами у их подошвы и по обочинам русла речки. Вследствие этого берега, прилегающие к Конной, Панской и Московской улицам, обваливаются, для устранения чего требуется подъем русла речки плотинами и осушение почвы канавами. По выполнении этого произойдет естественное залужение поверхности (без травосеяния), и можно будет приступить к насадке деревьев, хотя большая часть оврага составляет частную собственность, и уход за посадками на неогороженных местах почти невозможен.

(Журнал Симбирской городской думы, 1904, с.313-314)
***

АКТ. 1881 года сентября 22 дня.

Подготовительная Комиссия, избранная Городскою Думою 26 июня 1881 года, при участии врачей: М.К. Свенцицкого, И.А. Полозова, В.П. Кармазинского, И.С. Покровского и в присутствии техников Штукенберга и Бибермана, осматривая овраг речки Симбирки, нашла следующее:

1) Местность Верхне-Лосевой улицы, от пересечения ее с Лесной улицей до пруда Маришки, по низменному положению относительно прилегающих к ней дворов и огородов, служит естественным стоком атмосферных вод и при этом изобилует ключами, которые отчасти питают пруд Маришку, а отчасти насыщают почву водою и, приступая на поверхность, придают обочинам мочажинный характер, что вместе с застаивающейся на поверхности грязною водою, вытекающей из бань открытыми канавами, производит вредные для здоровья испарения.

2) Пруд Маришка, по обширности своей поверхности сравнительно с количеством питающей его ключевой воды, имеет недостаточный для освежения воды сток и, при заиленном до значительной высоты дне, представляет бассейн застаивающейся воды, испарения которой не могут считаться благоприятными в климатическом и гигиеническом отношениях.

3) Верхняя часть оврага, между площадью пруда Маришки и малою дамбою, имеет на всем протяжении, в особенности на правом берегу, прилегающем к Татарской улице, крайне засоренные берега всевозможными нечистотами и, несмотря на значительную глубину русла, имеющего характер рытвин и узких промоин, представляет гнездо выделения миазмов, как по обилию нечистот на берегах, так и по болотному характеру прилегающих к руслу обочин, растворяющих в своей воде продукты разложения органических веществ.

4) Часть оврага между малой и земской дамбами с откосов его, идущих позади северного корпуса гостиного двора, представляют собою сухие и более опрятно содержимые поверхности, за исключением выдвинувшихся в него дворов Лосевой улицы, устроенных на сваях и ряжах, заваливаемых навозом. Но русло этого оврага, значительно углубившись ниже естественного своего дна, способствует образованию мочажин, выделяющих нездоровые испарения и служащих одною из главных причин осыпи берегов.

5) Часть оврага между земской и новой дамбами имеет по большей части дерновую поверхность берегов и ровное песчаное русло с сухими обочинами, за исключением местности между Базарной площадью и южным корпусом гостиного двора, где… отчасти остались на дне оврага мочажинные местности.

6) Часть оврага от новой дамбы до реки Свияги с ветвями, подходящими к углу Панской улицы и Конной площади у сенных лабазов, представляет главнейший вред обилием почвенных ключей и мочажин по дну оврага, образовавшихся вследствие значительного углубления русла, к подъему коего приступлено только в верхней части на незначительном от дамбы протяжении.

(Там же, c.315-317)
***

Попробуем прокомментировать эти описания, пройдя вдоль оврага Симбирки от верховьев до устья.
Пруд Маришка в северной части города имел искусственное происхождение. Видимо, в XVIII веке в верхнем течении Симбирки – здесь обычного ручья – была устроена запруда. Назначение пруда вполне утилитарно: эта часть города, удаленная от больших рек, тогда начинала заселяться и нуждалась в воде. К тому же образовавшийся водоем был очень живописен. Недаром симбиряне считали его озером и сложили легенду о красавице Маришке, сгинувшей в глубоких водах. Пруд имел ограждение и наплавной мост. После пожара 1864 года мост был восстановлен, укреплены берега, на них посажены деревья.

Водоем долго использовался и по прямому назначению. Как писал П.Л. Мартынов, еще в начале XIX века «озеро было хотя и небольшое, но глубокое, и вода в нем была прекрасная, шла из родников, начинавшихся от него за четверть версты». Но по мере засорения родников, верхнего течения речки и берегов пруда вода стала пригодной лишь для пожарных целей. Однако и в 1860-х годах по описанию А.О. Липинского «обыватели мещанской части, лежащей у верховья Симбирского ручья…, поневоле пользуются иногда грязной и скверной водой из пруда Маришка». К концу XIX века Маришка «представляла бассейн застаивающейся воды, …из озера постепенно образовалась зловонная лужа» (П.Л. Мартынов)

В 1884 г. комиссия городской думы, осмотрев местность, признала необходимым расчистить родники, воду из них отвести по закрытым трубам, «пруд же Маришку, как представляющий стоячую лужу, вредную во всех отношениях…, засыпать землей». Эти работы были проведены в 1887-1888 гг. На месте пруда возникла площадь, также названная Маришкой. В 1910-1911 гг. на площади, по проекту Ф.О. Ливчака и Ф.Е. Вольсова построено здание городского училища им. Н.В. Гоголя. Тогда же здесь был разбит сквер, установлено ограждение. В 1933 г. площадь Маришка переименована в площадь имени Гоголя, а с 1972 года не имеет названия.

Далее на всем протяжении река Симбирка текла в овраге, становившемся глубже (до 20 метров) и шире по мере приближения к центру города. Этот овраг издавна использовался жителями для свалки мусора и навоза. За много лет такой «эксплуатации» он стал представлять собой настоящую клоаку, пересекающую город. Согласно докладу санитарной комиссии, опубликованному в феврале 1885 г., по дну огромного оврага «протекает небольшой зловонный ручей, вода которого представляет густой раствор навоза и человеческих экскрементов. Овраг этот служит громадным резервуаром для свалки навоза почти со всего города и постоянным отхожим местом для жителей домов… Этот овраг составляет одну из главных причин огромной болезненности и смертности, которыми отличается Симбирск. Все проточные воды с улиц, из бань и других промышленных заведений… также отводятся в овраг…»

Ближе к центру склоны оврага становились более крутыми. Здесь, помимо громадной свалки и «миазмов», овраг создавал еще одну серьезную проблему – постоянные оползни. Они угрожали корпусам гостиного двора, торговым постройкам на Базарной площади, частным домам. Принимались меры по укреплению зданий; склоны оврага засаживались деревьями и травой, возводились защитные сооружения, но устранить причину оползней эти средства не могли. «Городское управление… ежегодно расходует значительные суммы на укрепление берегов оврага, устройство и содержание плотин, на засыпку землею навоза…, но все эти затраты приносят очень мало благоприятных результатов» (П.Л. Мартынов)

Приведем в качестве примера один из вопросов, рассмотренных городской думой 3 ноября 1904 года. Это не самый показательный случай в ряду подобных, но он наглядно показывает, с какими проблемами приходилось иметь дело.

ОБ УКРЕПЛЕНИИ БЕРЕГОВ ОВРАГА Р. СИМБИРКИ

…На обсуждение Городским головой [М.А. Волковым] предложен журнал Управы об осмотре 11 сего октября оврага речки Симбирки, при котором обнаружено разрушение берегов оврага позади каменных лавок в старом толкуне и обвал улиц первого и второго Курмышка по обеим сторонам усадебного места Барчунова…
Так как непринятие немедленных мер по предупреждению дальнейшего обвала может принести вред городскому имуществу…, просить Управу немедленно приступить к работам по укреплению береговых откосов путем устройства плотин, плетней и сточных лотков хозяйственным способом…
…Городская Управа имеет честь доложить, что ею приступлено к укреплению берегов оврага на 1-м Курмышке около дома Барчунова и на 2-м Курмышке с другой стороны этого дома, путем устройства хворостяных укреплений с засыпкой землей, деревянных плотин перед обоими отрогами оврага и деревянных лотков для приема воды с улицы. … Что касается укрепления берегов позади каменных лавок старого толкуна, то работы эти за поздним временем отложены до весны 1905 года…
***

«Старый толкун» – толкучий рынок – находился по левому берегу оврага, за северным корпусом гостиного двора. 1-й и 2-й Курмышки – ныне 1-й и 2-й переулки Мира. Подобные вопросы городским властям и домовладельцам приходилось решать постоянно. Случались и более масштабные задачи. Например, укрепление гостиного двора, который пережил несколько серьезных оползней.

Еще в 1780 году, когда только начала формироваться Ярмарочная площадь, через овраг в районе будущей Дворцовой улицы был построен мост. Рядом находились мясные ряды, поэтому и улица, и мост тогда назывались Мясницкими. Этот мост сгорел в пожаре 1842 года, возникшем в районе Лосевой улицы и перекинувшемся через овраг, до гостиного двора. Вскоре был построен новый, более широкий мост, но он существовал недолго. В 1861 году мост заменили земляной дамбой, которую позже именовали «старой» или «земской». Большой пожар 1864 года, уничтоживший все вокруг, дамбе был не страшен, и сообщение через овраг не нарушилось. Но в 1922 году страшной силы ливень наделал в Симбирске немало бед. «Старая» дамба к этому времени находилась не в лучшем состоянии из-за разрухи в городском хозяйстве, а вызванные ливнем селевой поток и оползни окончательно ее разрушили.

В 1923 г. началось осуществление широкого комплекса противооползневых работ. Укреплялись волжский, свияжский склоны, приводились в порядок спуски, строились и ремонтировались гидротехнические сооружения. С весны 1924 года началось сооружение коллектора в русле Симбирки (работы продолжались в 1930-х гг.). Тогда же вместо разрушенной земляной дамбы был построен деревянный мост на улице Лассаля (Дворцовой). Открытие моста состоялось 27 июля 1924 года. Строился он, как временный, но простоял до середины 1960-х. Во время строительства центрального стадиона «Труд», открытого в 1963 году, овраг был засыпан намытым песком. Вскоре мост, утративший свое значение, был разобран.

Овраг Симбирки пересекало еще несколько дамб. Когда город отстраивался после пожара 1864 года, была построена «из Панской в Конную улицу [на Ярмарочную площадь], на протяжении 132 сажен, земляная дамба с каменной трубой в 35 сажен длины» («СГВ», 13.03.1871, № 20). Ее, в отличие от «старой» дамбы на Дворцовой улице, называли «новой»

Выше (севернее) «старой» дамбы издавна существовал мост через овраг, соединяющий Кирпичную (Мира) и Лосевую улицы близ Ярмарочной площади. Он сгорел в пожаре 1864 года, а вскоре на этом месте была построена дамба «протяжением 35 сажен, ширина 6 сажен, высота насыпи до 5 сажен» («СГВ», 25.10.1866, № 115). Эта дамба получила название «малой»

В тот же период в верхнем течении речки «вместо существовавшего до пожара деревянного моста чрез овраг Симбирку по переулку, ведущему из Казанской [Старо-Казанской, Красноармейской] в Лосевую улицу, устроена новая земляная, с каменной трубою дамба» («СГВ», 13.03.1871, № 20).

В нижней части оврага в 1880-х гг. была построена плотина с проездом от Богоявленского спуска (нижняя часть Московской улицы) до Большой Конной (Шевченко) улицы. Е.А. Мамаева в воспоминаниях так описывала этот район: «Наша улица [Богоявленский спуск] имела дома только на нашей стороне, от церкви в верхнем конце спуска до берега реки. На другой стороне в верхнем конце было всего 5-6 домов от церкви до мостика через лоток, где начинался съезд в переулок, соединявший Московскую и Конную улицы. Улица была очень широкая и разделялась большим асфальтированным лотком, по которому во время дождя бешено несся под горку водный поток. Ниже мостика лоток обрывался, и вода сливалась в овраг. Далеко, на другом берегу оврага, снова шел порядок домов в три окошечка.
Глубокий овраг с крутыми склонами шел вверх к центру города, и на дне его протекала речка Симбирка. В обычное время эта речка шириной 1,5 метра имела глубину меньше полметра, а в дожди обращалась в мутный, быстро несущийся поток. Переезд через Симбирку в высокой стороне оврага переходил в переулок. Левый берег круто снижался, и овраг перед впадением в Свиягу переходил в низменное и сырое место. Немного ниже нашего дома Симбирку пересекал узенький пешеходный мостик, переходивший в лестницу для подъема на ту сторону…». Завершив свой путь, речка впадала в Свиягу возле плотины городской мельницы.

Конечно, помимо проезжих дамб, соединяющих районы города, на дне оврага речку пересекало немало мостиков и запруд «местного значения». Ведь на всем протяжении оврага вдоль его склонов жили люди. И не только наверху. Задолго до появления «Кирпичных сараев» в Симбирске были свои трущобы – поселки лачуг, стихийно возникших на дне оврага; приют нищеты и преступности. Власти предприняли кардинальные меры после пожара 1864 года. «Исчезло безобразное поселение на дне глубокого городского оврага, раскинутое по обе стороны ярмарочного моста и дававшее притон значительному числу подозрительных личностей; на месте бывшего здесь поселения разведен сад…» (Симбирский сборник 1868 года). Но окончательно уничтожить овражные трущобы не удалось: бедняки снова самовольно селились здесь. Да и, например, законно существовавшая Татарская (Нижнетатарская) улица проходила по склону оврага. Ее более позднее название как раз отражает расположение улицы ниже уровня окружающей местности.


Река Симбирка и её овраг от истока до впадения в Свиягу на топографическом хозяйственном плане губернского города Симбирска 1871-1872 гг. (НСБ)


Река Симбирка на плане Симбирска 1904-1905 гг. (ГАУО):
Слева – в районе Панской улицы и Базарной площади;
Справа – в районе гостиного двора и Лосевой улицы.


Строительство коллектора и дамбы в овраге реки Симбирки. Фото А.Муренко, 1867 год.


Д.И. Архангельский. Речка Симбирка. 1920-ые годы.


Д.И. Архангельский. Речка Симбирка. 1920-1930-ые годы.


Д.И. Архангельский. Татарская улица. 1926. УОХМ
Татарская (ныне Нижнетатарская) улица проходила в овраге реки Симбирки, ниже уровня параллельных улиц (Лосевой и Старо-Казанской)


Овраг реки Симбирки в районе Дворцовой улицы, за гостиным двором, и строительство моста.
Альбом «Временный деревянный мост на месте разрушенной старой дамбы», 1924. Краеведческий отдел УОНБ, Ф67.


Д.И. Архангельский. Бетонирование реки Симбирки. 1932.


Овраг реки Симбирки в ее нижнем течении, часть застройки Большой Конной улицы и пойма Свияги. 1867-1868 гг.


Устье реки Симбирки у её впадения в Свиягу. На заднем плане Богоявленская церковь.
ГАНИ УО, Ф.57А, оп.2, д.65, л.124 (личный фонд И.Д. Гладкова)