Публикация группы “Старый Ульяновск. Brandergofer” Художник Петр Семенович Добрынин – уроженец Симбирского края. Непосредственно с Симбирском связано лишь несколько лет его творческой биографии, но это был насыщенный, плодотворный период, нашедший многогранное отражение в наследии художника. Петр Добрынин родился 5 (17 по новому стилю) октября 1876 года в селе Усть-Урень Карсунского уезда. В крестьянской семье Семена Кузьмича и Василисы Феофановны Добрыниных было четверо детей: Иван, Петр, Василий и Анна. Хозяйство крепкое, семья – по местным меркам – зажиточная. Работали много, зато и нужды не знали. Семен Кузьмич позаботился об образовании детей: отправил учиться в Карсунскую школу. Окончив начальную школу, Петр Добрынин с 11 лет служил писцом в волостном управлении. Он рано начал рисовать: копировал иллюстрации из журналов, делал наброски с натуры. Отец увлечения сына не одобрял: пристроен на хорошее место, с годами может в люди выйти, а у него баловство на уме. Лишь к 20 годам в судьбе Петра произошел перелом. На способности молодого писаря обратил внимание председатель уездной земской управы М.Д. Гольшерт, любитель живописи. При его поддержке Добрынин в 1896 году поступил в Казанскую художественную школу со стипендией от Карсунского земства – 200 рублей в год. Школу Петр окончил блестяще и получил право на поступление без экзаменов в Академию художеств. В 1902 году Петр Добрынин – студент Петербургской Академии художеств. Он учится у прославленных мастеров живописи: И.Е. Репина, Н.С. Самокиша, К.А. Савицкого. Большое влияние на молодого художника оказал Франц Алексеевич Рубо – создатель панорам «Бородинская битва», «Оборона Севастополя» и др. П.С. Добрынин стал учеником его батальной мастерской. За студенческую работу «Соколиная охота при царе Алексее Михайловиче» он был удостоен денежной премии. В 1908 и 1911 гг. Добрынин участвовал в отчетных выставках Высшего художественного училища при Академии художеств. Одновременно с учебой Петр Семенович сотрудничал с рядом журналов; в 1908 году писал иконы для Сампсониевского собора в Петербурге. В 1912 году он завершил обучение в Академии как художник-баталист. С самого начала творческой деятельности Добрынин проявил себя как незаурядный живописец исторического жанра. Он создает полотна «Псков в прошлом», «Деревянная Москва», «Царское строительство. XVII век», «В мастерской иконописца» и другие. В 1910-1917 гг. являлся активным членом «Товарищества независимых» и участником всех его выставок. В 1914 году работы П.С. Добрынина были представлены на Международной выставке в Венеции. Одну из них – картину «Колокола церкви Златоуста в Вологде» – приобрела Третьяковская галерея. Уже в ранний период творчества он проявил себя мастером архитектурного пейзажа; полотна Добрынина отличают историческая достоверность и эмоциональность. Работу художника прервала Первая мировая война. Добрынин призван в армию и направлен на фронт. Участник боевых действий, Петр Семенович делает зарисовки батальных сцен, жизни солдат на войне. Позже Добрынин по понятным причинам скрывал, что был офицером. Невеликого чина – подпоручик, к тому же не кадровый офицер, а военный корреспондент, но и об этом распространяться не стоило. В 1918 году П.С. Добрынин приехал в Симбирск, куда к этому времени перебралась его семья. В Симбирске в первые послереволюционные годы сформировалось сильное сообщество художников. Здесь работали Д.И. Архангельский, А.Н. Остроградский, А.А. Пластов. Почти одновременно с Добрыниным в Симбирск приехали И.П. Гурьев, В.В. Воробьев; в 1920-м – А.И. Трапицын. Подрастала молодая смена: П.Г. Панин, А.Н. Грошев, М.И. Козьмин и др. К сожалению, в 1921 году из Симбирска уехал и через год скончался П.И. Пузыревский. В это трудное время художников, как мог, поддерживал А.В. Жиркевич. В своей автобиографии, написанной в Симбирске от третьего лица, Александр Владимирович писал: «Видя общий упадок духа среди настоящей интеллигенции, разгромленной революцией, Жиркевич, сидя в Симбирске, старался приободрить этих напрасных жертв злого рока. …Он принуждал их писать мемуары, давать ему свои автобиографические заметки, глубоко убежденный в том, что Родина еще вспомнит заслуги тех, кто честно работал во славу русской культуры, на благо русского народа». Как прав был старый, мудрый коллекционер! В Симбирске Петр Семенович сразу включился в работу. Продолжая любимую им историческую тему, он увлеченно рисует памятники старины. Это сблизила Добрынина с художником-краеведом Дмитрием Ивановичем Архангельским; общие интересы быстро переросли в дружбу. Гремела гражданская война, город переходил из рук в руки, но художественная жизнь не замирала. В мае 1918 года состоялась выставка художников П.И. Пузыревского, Д.И. Архангельского. П. С. Добрынина, А.А. Пластова, М.В. Каврайской и др. В июне открылась «Выставка художественно-исторических ценностей Симбирска в этюдах художников Д.И. Архангельского и П.С. Добрынина». 22 июля 1918 года город был взят войсками КОМУЧ и чехословацкого корпуса. А через месяц начала работу «Выставка картин, этюдов, рисунков и прикладных работ» симбирских художников. Газета «Возрождение», выходившая тогда в Симбирске, писала в номере от 22 августа: «Новая выставка носит тот же интимный, уютный характер, что и предыдущие: больших полотен почти нет, много этюдов, рисунков, акварелей… Как всегда, доминируют работы поэта Волги и симбирской старины Д.И. Архангельского. … Много воздуха в галицийских пейзажах Добрынина, свежо набросаны его этюды в деревне «Остров» и развалины города Гусятина. Привлекают внимание его симбирские наброски «Молочный рынок» и «Часовня на базаре» [фото 4-5] … Пейзажи П.И. Пузыревского отличаются обычными достоинствами кисти ветерана симбирской живописи…». На этой выставке были представлены работы И.П. Гурьева, Н.Ф. Некрасова, И.И. Никольского, Г.Б. Черкасова и др. А дальше происходит нечто, на первый взгляд, необъяснимое. 1918 год – выставка этюдов Архангельского, Добрынина и других художников в Уфе. Февраль 1919-го – «летучая» выставка Архангельского в Челябинске: этюды размещались на стенках вагонов и предназначались для показа проходящим эшелонам с войсками. Лето 1919 г – выставка этюдов Архангельского и Добрынина в Кургане. Осень 1919-го – их же выставка в Петропавловске. Февраль 1920-го – выставка картин и этюдов Архангельского, Добрынина и других художников в Новониколаевске (ныне Новосибирск). Время, казалось бы, совсем неподходящее для «творческого турне». А дело в том, что в сентябре 1918 года Дмитрий Иванович и Петр Семенович, как многие другие симбиряне, покинули город с отходящими частями В.О. Каппеля. С отступающей армией Колчака они проделали долгий путь на восток, перетерпели немало тягот и лишений. В пути рисовали, устраивали выставки. Надо полагать, не столько для того, чтобы «нести искусство в массы», как ради заработка на собственное существование. Впрочем, о подробностях своего «путешествия» беженцы никогда не рассказывали. Практически единственный источник – автобиография Д.И. Архангельского, где он лишь перечисляет проведенные в дальних краях выставки. А вот действительно загадочный факт. В апреле-июне 1919 года, в помещениях Дворца искусств (бывшего Зимнего дворца) в Петрограде, проходила Первая государственная свободная выставка произведений искусства. Согласно каталогу, участником выставки от Симбирска являлся П.С. Добрынин. Как это могло случиться, если в это время художник скитался по России? Возможно, работы на выставку были отобраны раньше или отправлены в Петроград без ведома автора. Дмитрий Иванович и Петр Семенович – не только талантливые художники, но и замечательные педагоги. Они стояли у истоков художественного образования в Симбирске-Ульяновске в советское время, занимались просветительской деятельностью. В 1920 году организована художественная студия «Красная звезда» под руководством Д.И. Архангельского, П.С. Добрынина и И.П. Гурьева. Эта студия существовала всего год, но на ее базе открылся техникум «Измузтео» с изобразительным, музыкальным и театральным отделениями. Рисование и живопись в нем преподавали А.Н. Остроградский, И.П. Гурьев, П.С. Добрынин. Здесь начали свой путь известные ульяновские художники П.Г. Панин, А.Н. Грошев и другие Техникум работал только два года, но в 1925-м возродился как «Художественные курсы». П.С. Добрынин к этому времени уже уехал. В Симбирске Петр Семенович работал зав. подотделом художественной агитации; принимал участие в организации историко-революционного музея, открытого в доме Ульяновых на Московской в 1923 году. Несмотря на трудное время – война, разруха, голод – художники не опускали рук и продолжали работать. А.В. Жиркевич писал в дневнике 21 июня 1921 года: «Я всюду натыкаюсь на… тех, которые считают себя «бывшими людьми» (ненавистная мне кличка). А вот художники… Те не унывают. Любовался вчера, глядя на Пластова, Архангельского, Добрынина. Теперь они заняты устройством художественной выставки, обещающей быть интересной. Какие таланты таятся по провинциальным трущобам!..» Речь идет о выставке «Современное искусство», которая открылась в июне 1921 года. В ней приняло участие большинство симбирских художников: Д.И. Архангельский, П.С. Добрынин, В.В. Воробьев и многие другие. В 1922 году Гурьев, Добрынин и Остроградский участвовали в выставке работ слушателей техникума «Измузтео». В 1921-1922 гг. Петр Семенович вместе с писателем С.А. Никольским совершил поход по губернии, охваченной страшным голодом: от Симбирска до Сызрани. Свои работы, созданные по материалам этого похода, Добрынин представил в июле 1922 года под названием «Выставка голода». С этих акварелей была сделана серия литографированных открыток (фото 8); сбор от их продажи пошел на помощь голодающим. Творчество П.С. Добрынина симбирского периода очень разнообразно. Им создано много пейзажей города и окрестностей, Волги («Волжские этюды», 1922, фото 6). Историческая тема продолжилась в серии картин, изображающих места, связанные с жизнью в Симбирске семьи Ульяновых (Симбирская гимназия, дома на Московской и Стрелецкой улицах; комнаты дома Ульяновых на Московской и др.; фото 9). Эта серия, начатая Добрыниным в Симбирске, была им продолжена после переезда в Москву. Петр Семенович был и хорошим портретистом. Так, в областном архиве хранятся выполненные им портреты В. Козлова и директора Карамзинской колонии душевнобольных В.А. Копосова (приложение к фото 6). П.С. Добрынин сотрудничал с Симбирским отделением РОСТ, местными журналами; сделал множество литографированных иллюстраций, плакатов, открыток. Искусствовед А.С. Чернышев писал, что он принимал участие в росписи кинотеатра «Художественный» (бывший «Ампир») выполненной Д.И. Архангельским после пожара 1921 года. Впрочем, это утверждение представляется сомнительным: роспись была сделана лишь в 1927 году, после завершения ремонта здания. В 1923 Петр Семенович уехал в Москву. В 1920-1930-х гг. им созданы наиболее значительные работы: диорамы «Зерносовхоз «Гигант» и «Кузнецкстрой», панорамы «Оборона Царицына», «Канал Москва-Волга», более 10 диорам для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки и Музея народов СССР и т.д. Не зря прошли уроки академика Франца Рубо. Художник рисует серии видов Москвы, г. Гори, Мурманска и др. В 1932 году Добрынин становится членом Союза советских художников. Он участвует в московских, республиканских, Всесоюзных выставках. Показательный факт: на выставке картин Объединения художников имени И.Е. Репина, проходившей в Москве в 1929 году, П.С. Добрынин участвовал, как представитель Ульяновска. В 1939 году работы Добрынина выставлялись на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Во время Великой Отечественной войны Петр Семенович жил в эвакуации в Йошкар-Оле. В этот период им создано много плакатов на военную тему и ряд картин: «Мобилизация в армию», «Хлеб фронту», «Трудфронт», «Фронтовая бригада Московской филармонии», «Отправка подарков на фронт» (фото 10) и др. После возвращения в 1945 году в Москву П.С. Добрынин продолжал работу над полотнами, посвященными войне. Не оставил художник и историческую тему. К 800-летию Москвы им создано несколько картин: «Старая Москва», «Юрий Долгорукий», «Сидение царя Алексея Михайловича с боярами». Последней его работой стала картина «Первый социалистической субботник в Кремле» В апреле 1958 года в Ульяновском художественном музее была организована большая выставка работ П.С. Добрынина, посвященная 80-летию со дня рождения художника и 10-летию со дня смерти. Экспонировались картины, этюды, графика Петра Семеновича всего периода его творчества. Ряд произведений, предоставленных для выставки дочерью художника, были подарены музею. Ныне работы П.С. Добрынина хранятся в музее Академии художеств, Государственном историческом музее, музеях Москвы, Новгорода, Йошкар-Олы, Красноярска, Ульяновска и других городов. В 1950-х годах дом Добрыниных в селе Усть-Урень сгорел. После этого родственники художника разъехались: в Астрахань, Волгоград, Карсун. В огне погибла и единственная хранившаяся в семье картина Петра Семеновича «Волжские просторы». К счастью, сохранился семейный архив. В 2001 году в Карсунский краеведческий музей было передано две фотографии из архива Екатерины Васильевны Полиной, внучки Василия Семеновича Добрынина. На одной из них запечатлены два брата – Петр и Василий (фото 1, справа). Позже Ирина Валерьевна Новикова – правнучка Василия Семеновича – передала в музей найденный в сарае карсунского дома альбом с фотографиями, принадлежавший ее предку. На них история рода Добрыниных. И правильно, что сейчас эти реликвии хранятся в Карсунском краеведческом музее. Память о художнике, уроженце Симбирской земли не должна затеряться в калейдоскопе лет и эпох. Материалы по теме:
|
|