Продолжаем серию публикаций о некачественной коммунальной услуге ГВС, которая охватывает МКД преимущественно в Правобережье Ульяновска. В проблеме попытались разобраться депутаты нового созыва Гордумы.

Сам факт, что вода с коричневым оттенком подается в основном в дома на правом берегу Волги, наводит на размышления. Ранее ряд управляющих организаций и компаний-застройщиков заявили, что проблемы с горячей водой в Ульяновске на самом деле из-за особенностей холодной воды. Напомним, что в отличие от Левобережья, где есть артезианские скважины, в Правобережье жители получают питьевую воду из поверхностного источника, то есть из реки. По мнению специалистов, повышенное содержание железа в воде при нагреве интенсивно вступает в реакцию с кислородом, из-за чего и образуется ржавчина.

– Наша задача – детально разобраться в вопросе, чтобы устранить причины, а не бесконечно бороться с последствиями. Будем добиваться появления софинансирования в бюджете на те дома, где требуется замена сетей. Но также в перспективе надеемся, что соответствующие очистные сооружения появятся на «Ульяновскводоканале», -прокомментировал депутат Гордумы Денис СЕДОВ.

Сети не вечные – надо менять

Впервые так серьезно проблема с ржавым ГВС коснулась 4-го микрорайона лишь в этом году. Однако жители опасаются, что ситуация со временем будет стремительно ухудшаться. Здесь расположены МКД, построенные 40 и более лет назад, а соответственно, и снабжающие их ресурсом коммуникации того же почтенного возраста. Их уже пора менять полностью.

– Почти месяц, начиная с 6 октября, в нашем доме наблюдалось некачественное горячее водоснабжение. У меня есть видеофиксация, которую я вел ежедневно при сливе воды. На данный момент она стала лучше (еле заметный оттенок), но до 26 октября текла совсем ржавая. Обращались в управляющую компанию. К нам приходили представители ресурсоснабжающей организации «Т Плюс». Несоответствие нормам объяснили временными явлениями из-за пуска систем отопления. Однако цена за кубометр горячей воды при этом не изменилась. Несмотря на то что услуги оказаны некачественно, начисляют по полной, – рассказал Анатолий ДОЛБИЧКИН, председатель совета дома №36 по ул. Кирова.

В доме по данному адресу совместно с администрацией города побывала комиссия из депутатов Ульяновской Городской Думы.

– Проблема, с которой столкнулись жители 36-го дома по ул. Кирова, на самом деле есть во всем микрорайоне. Мне в приемную поступают аналогичные обращения и из других МКД. Вообще, такое случается ежегодно во время запуска отопления. Но если раньше переходный период занимал всего 2-3 дня, то в этом году жители ощутили заметное и продолжительное ухудшение качества ГВС. Они также обратили внимание, что участились порывы и аварии на сетях в их микрорайоне. Предположу, что две эти проблемы -изношенные сети и ржавая вода – тесно связаны. Так или иначе люди не должны страдать из-за недоработок поставщиков услуг. Жители ведь никак не могут повлиять на перекладку и замену сетей. Возможно, стоит рассмотреть вариант установки фильтров на вводе в МКД. А мы с коллегами по Комитету будем приглашать представителей ресурсоснабжающих организаций и настаивать на капитальном ремонте сетей, – пояснил депутат по данному округу, председатель Комитета по ЖКХ и благоустройству Владимир ФАДЕЕВ.

Дома и трубы новые, а проблема – старая

Изношенные сети влияют не только на оттенок воды, но и на стоимость коммунального ресурса, который дорожает из-за потерь. В большей мере это относится к старому жилому фонду. Но, к сожалению, с некачественным горячим водоснабжением сталкиваются и в новостройках. Так, например, из-за ржавого ГВС страдают жители нового микрорайона «Юго-Западный».

– Это касается практически всех новых МКД, где есть крышная котельная, ведь там в кран с горячей водой подается та же вода, что и в кран с холодной, то есть от водоканала, только нагретая. Там, где МКД запитаны от центрального теплоснабжения, такой проблемы нет, так как горячая вода в кран поступает из системы теплоснабжения, поэтому она специальным образом подготовлена на ТЭЦ. С крышными котельными частично снимает проблему установка фильтров и замена внутридомовых сетей – с железных на полипропиленовые трубы. В частности, вместе с жителями мы запланировали на 2021 год и надеемся получить софинансирование (50% на 50%) из бюджета города на замену труб в домах №12а по ул. Игошина и №14 по ул. Генерала Мельникова, – заявил депутат Виктор БОРИСОВ.

Он рассказал, что по его округу похожая проблема была и в старых МКД на улицах Шигаева и Рябикова, правда, в связи с ХВС. Срезая трубы для ремонта, мастера УК обнаруживали, что пропускная способность снизилась из-за осадка, который значительно уменьшает диаметр. Причем вода из-за этого не только течет ржавая, но и со слабым напором: до верхних этажей едва дотягивает слабенькая струйка.

– Старые дома возводились еще по старым ГОСТам, тогда и материалов таких не было. Сейчас же многие застройщики просто экономят, иногда откровенно халтурят, ставят не только металлические, так еще и неоцинкованные трубы, чтобы уменьшить свои затраты. Ведь покупатель приобретает и платит за квадратные метры, а из какого материала трубы ему там поставлены, никто не спрашивает. Конечно, новые дома лучше сразу строить с применением современных материалов и технологий, но для застройщиков выгоднее (и не запрещено) работать по старинке. Таким образом, они как бы перекладывают проблемы на плечи жильцов дома, которые затем вынуждены решать эти вопросы за свой счет, – добавил Виктор БОРИСОВ.


Старший по дому №36 по ул. Кирова ежедневно снимал на видео ржавую воду из крана в своей квартире, факт зафиксирован. Но кто теперь обеспечит и гарантирует право потребителя на получение качественной услуги, за которую он заплатил?

Справедливости ради отметим, что «заслуга» здесь общая, а не только застройщиков. В большинстве случаев, приобретая относительно дешевое жилье, потребитель понимает, что все имеет свою цену. Да и пословицу «скупой платит дважды» никто не отменял. Получая более низкую (в разы меньше!) цену горячей воды и отопления от крышной котельной, жильцам МКД надо готовиться к тому, что, помимо стоимости газа на подогрев, от них также потребуется плата за обслуживание оборудования, замену фильтров, ремонт котлов, теплообменников и так далее. Люди в МКД с центральным теплоснабжением платят намного больше за те же услуги ГВС и отопление, так как у них в тариф уже заложены эти затраты. Поэтому тут еще большой вопрос: насколько справедливо оплачивать расходы жителей МКД с крышными котельными за общий счет из бюджета?

По мнению Дениса СЕДОВА, при вводе в эксплуатацию новых домов застройщик должен предусмотреть систему химводоподготовки воды в крышных котельных. Более того, это должно стать обязательным требованием закона. С такой инициативой депутат планирует обратиться в Минстрой России.

Перерасчёт не сделает воду прозрачной

Проблемы с ржавой горячей водой есть как в старых домах, так и в новостройках, как в МКД с центральным теплоснабжением, так и у крышных котельных… По сути, это не одна проблема, а их клубок, который особенно наглядно и туго сплелся в микрорайоне «Искра». Здесь мало того что ГВС с оттенком, так еще и еле теплая из крана течет.

– В соответствии с СанПиН температура горячей воды в местах водозабора, независимо от применяемой системы теплоснабжения, должна быть не ниже 60°C и не выше 75°C. На практике же эти параметры в данном микрорайоне поставщиками услуг не выдерживаются, – сообщил депутат по 39-му округу Владимир ОЖОГИН.

На встрече 3 ноября присутствовали представители всех управляющих организаций, обслуживающих МКД на данной территории. Выяснилось, что проблемы с ржавой водой общие, несмотря на то, что дома запитаны от разных источников. Как пояснили директора УК, летом при поддержке администрации города им удалось добиться от ресурсников промывки сетей. После этого качество воды стало значительно лучше, жалобы уменьшились. Но в целом проблему это не решило. Дело в том, что поставщики не выдерживают температурный график.

– Когда на входе в дом вода нормального качества, то и проблем нет. Мы уже убедились в этом. Как проверка приезжает – параметры поднимают, и все нормально, а потом опять возвращается. И не говорите мне, что проблема внутри дома и в трубах! На ул. Панорамной, д. 81 все трубы новые, полипропиленовые, а вода все равно ржавая. Иногда бывает, что на вводе в дом вода подается температурой 46°C, до кранов в квартирах людей она доходит еще более остывшей. Но у меня нет никакой возможности нагреть эту воду внутри МКД, – эмоционально выступил Ильдус МУШАРАПОВ, директор УК «Домовой».

В данном случае речь идет о проблемных домах на ул. Панорамной. Напомним, мы уже писали о том, с какими трудностями пришлось столкнуться дольщикам на этапе строительства, а теперь приходится расхлебывать проблемы из-за нестабильной работы котельной ООО «ТГК». Причем жителям дома №81 еще, можно сказать, повезло, так как они ближе всего к теплоисточнику, а в дома №№75, 77 и 79 на ул. Панорамной горячая вода доходит еще более охлажденной. Люди даже не разбавляют, когда умываются. Конечно, положен перерасчет, но вопрос в другом: ведь по факту жители не могут получить качественную жилищно-коммунальную услугу. Приходится (выбора нет) пользоваться тем, что есть, хотя и страшно, особенно детей купать в ржавой воде.

– Что мне эти 30 рублей перерасчета, зачем эти копейки, когда из крана ржавчина течет постоянно?! Мы уже год говорим, да что там, кричим везде где можно о нашей проблеме: «Помогите!». И это ведь не один или несколько домов, не частная какая-то проблема, весь квартал страдает, – сказала нам Елена КАРАКОЗОВА, старшая по дому №13 по бульвару Архитекторов.

Добавим от себя, что не просто один квартал, полгорода озадачены этим вопросом. Сложить вместе изношенные сети, отсутствие химподготовки в крышных котельных, несоблюдение температурного графика – в итоге получаем некачественную услугу горячего водоснабжения для огромного числа потребителей.