Публикация группы “Старый Ульяновск. Brandergofer” Надо бы сказать и о младших марксятах. Школа им. К. Маркса I ступени (ребята 8-11 лет) сначала размещалась «в небольшом двухэтажном доме на Ново-Казанской (ныне Гагарина) улице. Ребят в школе было мало, параллельных групп не было» (И.Д. Андреев). Это бывший дом купцов Чебоксаровых, по справке В.Н. Ильина находившийся в районе нынешнего дома № 24 по улице Гагарина. Д.И. Архангельский писал в 1927 году: «Купеческие особняки сгруппированы, главным образом, на улице Пищевиков, быв. Ново-Казанской. Самым любопытным образчиком является каменный двухэтажный дом, быв. Чебоксарова… Дом интереснее со двора. Выступы, пристрои, галереи, большое крыльцо, палисадник и сад за домом носят черты особого «купеческого» уклада». Дом существовал еще в начале 1970-х. Воспитанница школы им. К. Маркса З.А. Андрианова в 1971 году вспоминала: «Здание это и поныне стоит почти рядом с 20-й школой [школа № 20 тогда имела адрес ул. Гагарина, 52]. Директором нашей школы был Михаил Павлович Черногубов. Из воспитателей и учителей запомнились Лидия Николаевна Архангельская, Александра Федоровна Храмцова, Надежда Федоровна Ивановская. Школа I ступени была прообразом современной школы. Начиная с 4-го класса было предметное обучение. Большое внимание уделялось трудовому и эстетическому воспитанию. Нас учили музыке, хореографии, физкультуре. Переводили во II ступень с прочными знаниями…» И.Д. Андреев: «Помню свою первую учительницу Софью Николаевну Грязнову. Она учила нас всему, даже таким экзотическим по тем временам вещам, как пластика, пение и начатки французского языка… Приходили в школу рано утром, завтракали, потом уроки, обед, внеклассные занятия и игры в большом дворе позади школы… Вечером ужин, и по домам. Все мы по очереди дежурили на кухне, по столовой, чистили картофель, мыли посуду под руководством единственной поварихи» В 1922 году школа I ступени переехала на Покровскую улицу, в бывший особняк Х.Г. Штемпеля (ул. Л. Толстого, 51). Школа II ступени к 1921 году заняла здание бывшей гимназии Т.Н. Якубович (ул. Спасская, 6). Позже школа II ступени и интернат размещались в двух корпусах бывшего женского Епархиального училища (ныне госпиталь ветеранов войн), младшие школьники остались в здании на Советской улице. А всего за время существования школа сменила около 20 адресов. В соответствии со структурой, утвержденной постановлением СНК СССР от 16 мая1934 г., она стала средней школой № 1 имени Карла Маркса. Но вернемся в те годы, когда школа находилась на Советской (Спасской) улице. Уроженец Тереньги Павел Васильевич Грудцын был принят в нее в 1921 году: «Мне очень хотелось учиться и я в августе 1921 года, обутый в лапти, пешком четыре раза из Тереньги ходил в город, чтобы поступить в эту школу» П.В. Грудцын: «Знойное сухое лето 1921 года принесло в Поволжье голод. Люди умирали в домах, на улицах. Кормили и нас плохо. В сутки давали по небольшому куску черного хлеба. Мы съедали его сразу, вместе с пустым супом, в котором плавали пшенные крупинки. … В пищу шло все: желуди, мякина, листья, трава, древесная кора, солома, суслики, кошки и собаки. Кошек и собак в школьном интернате и нам приходилось есть, мы это делали ночью, скрытно от воспитателей. Мы их приводили с базара, где они бродили в поисках пищи…» Г.В. Грейсер: «Исчезли в округе коты и собаки, а оставшиеся, завидев нас, бежали без оглядки. Выжили и пережили голод. В ту тяжелую зиму я пошел в губком, все рассказал, и нам помогли. Когда спрашивали, почему раньше не пришел, отвечал, что хотели сами выкарабкаться, ведь всем тяжело… Здание не отапливалось, в железных печурках тлели сырые дрова, вокруг, сгрудившись, сидели ребята, никому не хотелось отходить от печки, но стоило сказать: «Ребята, пошли на занятия в ЧОН», – все мигом вскакивали…» Голодающих детей кормила Американская ассоциация помощи (АРА). И.Д. Андреев вспоминал, как в школе I ступени на Ново-Казанской улице они получали обеды от этой организации. Выносить еду из столовой запрещалось, и дети прятали кусочки хлеба для родных. Возвращаясь домой по темным улицам, видели трупы умерших от голода, замерзших людей. М.Ф. Шарымов, ученик школы К. Маркса с 1920 года: «Не стало бумаги, писать приходилось на старых газетах. По некоторым предметам на всех был один учебник. Занятия проводились в спальных помещениях, только там было сравнительно тепло – стояли «буржуйки» Невозможно назвать всех замечательных учителей, работавших в школе им. К. Маркса в трудные 20-ые годы. Вспомним лишь некоторых. Директор Краеведческого музея Павел Яковлевич Гречкин преподавал марксятам химию. Занятия вел в музее, где имелась хорошая лаборатория. Подчас приходилось прибегать к необычным педагогическим приемам. Г.В. Грейсер: «Электрические лампы чудом уцелели только в музее, где «хозяином» был замечательный педагог П.Я. Гречкин. Мы не могли дождаться урока химии. Гречкин выводил на доске формулы, но мы смотрели только на сияющую лампочку. Гречкин видел это и поминутно оглядывался. Наконец объявлял: ребята, я отдам вам лампу, если вы толково расскажите, что такое соль. Тут же вскакивал Петя Пашков и бойко отвечал…, а в это время лампа уже вывертывалась, и мы, прыгая от радости, вытаскивали Гречкина на улицу и трогательно с ним прощались… Вот почему я всю жизнь помню, что такое соль» (фото 6) П.В. Грудцын: «С особой теплотой вспоминаю нашу учительницу истории Веру Ильиничну Арнштейн. Не забуду диспуты, вечера, которые мы устраивали вместе с ней… Заботливо прививали нам трудовые навыки учитель по труду Павел Кузьмич Тряпкин; известный ульяновский художник, а в прошлом наш воспитатель Петр Григорьевич Панин… Никогда не изгладится из памяти образ директора нашей школы Семена Михайловича Михайлова, которого мы между собой звали «Пора вставать». Свой рабочий день он начинал с того, что обходил комнаты интерната и будил воспитанников…» С большой любовью и уважением ученики относились к Елене Ивановне Плющевской, Ольге Александровне Жириковой, Марии Степановне Глазуновой, Ольге Ивановне Тороповой, Фаине Моисеевне Гутман и многим другим учителям. «Эти люди не считались со своим временем, терпели нужду, но всегда были с нами. Они научили нас любить свой край, дали понятия порядочности и интеллигентности, они оказали благотворное влияние на наши семьи, где были своими людьми» (Н.П. Куракина). В школе им. К. Маркса работали художники П.Г. Панин, М.М. Радонежский, музыканты С.М. и А.С. Лонгер. Свой вклад в воспитание марксят вносил весь коллектив школы. Н.П. Куракина, ученица 1930-х годов: «Нас воспитывали не только педагоги, но и нянечки. Они следили, правильно ли мы убираемся в классах. А в дверях школы нас встречал швейцар Павел Сергеевич, усатый, в форменной фуражке и тужурке с золотыми пуговицами. От него я узнала, как закрыть дверь, чтобы не хлопала, что нужно сказать, когда войдешь в дом, как подать пальто в гардероб. Терпеливо внушал он нам элементарные правила поведения» Учителя и воспитатели не занимались мелочной опекой, приучали учеников к самостоятельности, предоставляли простор для инициативы. Учащиеся называли свою школу «Республикой марксят». И.Д. Андреев писал: «Школа имени К.Маркса – это особый мир со своим самоуправлением, своей жизнью. Во главе коллектива стоит выборный орган – Ученический комитет. Его решения обязательны для всех, и даже руководство школы прислушивается к ним… Порядок в школе был твердый. Дежурства по классу, по кухне, по столовой. Попробуй нарушить порядок, не выполнить поручения – получишь от Учкома такую взбучку, что навсегда заречешься нарушать дисциплину» М.Ф. Шарымов: «Мы все делали сами: заготавливали дрова и продукты для интерната, девочки шили белье и варили обеды. Мы обрабатывали свой огород и сад. В школе работали хорошо оборудованные мастерские. Это была настоящая школа-коммуна… В здании филармонии был Дом культуры. Один раз в неделю мы были в нем полновластными хозяевами – проводили собрания, диспуты, вечера…» Г.В. Грейсер: «Существенную материальную основу школы составляли конь Серко и дедушка при нем. Этот конь возил продукты, заготовленные нами в лесу за Волгой дрова. Конь был на редкость трудолюбивый, но с норовом, заставить его сделать первый шаг было трудно. Дедушка созывал всю школу, чтобы кричать и понукать коня. Если собирались только малыши, Серко и ухом не вел, и делал первый шаг только когда на него кричали и маленькие, и большие…» В.С. Абросимова: «У нас были мастерские: слесарная, столярная и швейная. В столярной и слесарной работали и девочки. Работы выполняли несложные, но держать в руках напильник и рубанок научились все. В швейной мастерской мы шили для интерната платья, рубашки, халаты, белье и т. д. Обслуживание интерната и школьного здания лежало на учениках. В кухне работала одна повариха, а всю остальную работу – чистка овощей, мытье посуды, полов – делали дежурные. Дежурные по столовой накрывали столы, раздавали пищу, приводили в порядок помещение. Уборка классных комнат тоже лежала на учащихся» За учениками младших классов закреплялись старшеклассники, которые помогали готовить уроки, организовывали в подшефных классах мероприятия, кружки, игры. Юности свойственен максимализм, а в те годы это проявлялось особенно ярко. Г.В. Грейсер: «Суровое время накладывало суровость и на наш молодежный быт. Мы, конечно, старались быть чистыми и аккуратными, но никаких излишеств себе не позволяли. Почему-то все ненавидели галстуки. Теперь это кажется смешным, но мы ненавидели кровати с никелированными шишечками, фикусы, занавесочки – все это было символом мещанства…». З.А. Андрианова: «На диспутах мы жарко доказывали, что девчонки не должны пудриться, носить кольца, сережки и т. д. – все это тогда считалось мещанством…» Стенгазета школы «Заре навстречу» считалась лучшей в городе. С 1928 года она стала многотиражной. Юнкоры школы давали материалы в городскую и окружную газеты, «Пионерскую правду». Газету оформляли школьные художники Володя Грошев (будущий архитектор), Матвей Шарымов, Лиля Семянникова, а материалы готовили сообща. Н.П. Куракина: «Мы выпускали газету 4-5 метров длиной. В редколлегию входили представители всех классов. Взрослых здесь не было. Заметки читали, обсуждали и часто тут же переводили их в стихи. В день, когда газета вывешивалась, в зал невозможно было пройти» Т. Липатов: «Нашу еженедельную стенную газету «Заре навстречу» мы очень любили и ласково называли «Зарнавочкой». Авторитет ее был непререкаем. Это объяснялось участием в ней широкого круга учащихся, а также принципиальностью избираемой редколлегии. Критика в газете воспринималась учащимися и учителями как необходимый элемент школьного бытия» Особо хотелось бы остановиться на всевозможных формах организации досуга и художественной самодеятельности. Сухие строки из отчета директора школы Е.П. Рыжкиной за 1935 год: «Внешкольная работа развернута широко. Драматический кружок объединяет 43 чел., кружок радио – 15 чел., физкультурный – 30 чел., кружок по изучению немецкого языка – 45 чел., литературный – 30 чел.» … Г.В. Грейсер: «Прошло много лет, но не забываются комсомольские вечера. Проходили они по субботам и воскресеньям: краткий доклад, затем спектакль или концерт, а потом игры и танцы до утра. Эти вечера всех подтягивали, мы словно сдавали экзамен: ребята готовились, развивались; артисты, поэты, музыканты, оркестр были при каждой ячейке комсомола. Кто в юности увлекался искусством, тот сохранил это увлечение на всю жизнь. Матвей Шарымов не вылезал со сцены в школе, а ныне он заслуженный артист [воспоминания написаны в 1960-х гг.]. Сергей Дежонков любил рисование и математику и стал очень хорошим архитектором… Все ждали субботу, к вечерам ребята и девчата мылись, чистились, прихорашивались. Старались хорошо подстричься, меньше было разболтанности, берегли одежду, готовили ее к вечерам. Родителям бережливость эта очень нравилась. На вечерах не было взрослых, и все чувствовали себя свободно, завязывалась дружба, первая любовь…» Г.А. Сазонтов: «Школа имела драматическую труппу и проводила большую культурно-просветительную работу в городе и окружающих деревнях. Во второй половине 1920-х годов большой популярностью пользовался самодеятельный ансамбль школы «Синяя блуза». Он выступал во многих коллективах города…» (фото 9) М. Саргин: «Запомнилось многое. Уроки, вечера, сборы, спектакли… Вот большая перемена. Наш зал с паркетным полом, бюстами Пушкина и Горького, пальмами около сцены. В него выходят двери трех классов. В зале на сцене наш молодой учитель Анатолий Семенович Лонгер. Он настраивает скрипку. Возникают волшебные звуки. Все спешат в зал. Или уроки физкультуры в этом же зале. Вова Биберман прекрасно играл на пианино, и гимнастические упражнения исполнялись классом под музыку Дунаевского. А лыжная подготовка…» [о занятиях спортом, лыжных прогулках много написано в воспоминаниях И.Д. Андреева] Н.П. Куракина: «Кончались уроки, и начиналась в классах вторая жизнь. Кружки, пионерская работа, редколлегия. Хоровой кружок вел учитель пения С. Лонгер, а позже его сын. Пели классику, пионерские и комсомольские песни. Наших выступлений ждали и дети, и родители, и просто жители, охотно приходившие к нам на концерты. П.В. Грудцын: «Работая в подсобном школьном хозяйстве, ночуя в шалашах после работы на бахчевнике, мы любили купаться в тихой и теплой Свияге. Бывало, что летом ночами лазили по чужим садам. Очень увлекались игрой в футбол, а зимой любимым нашим занятием были лыжи. На них мы с Венца по откосам мчались к Волге. Какое это увлекательное было занятие! Не менее интересными были проводимые нами школьные вечера, маскарады…» Окончание далее
|
|
|
Не хотят совки за свои преступления
Перед судом отвечать.
А придется.
они
гордятся своими преступлениями.
Путолиберахам
Даа! Не хотите вы отвечать за свои преступления перед народом(1991-2020) но придётся
Ты про членов КПСС то?
Им за все отвечать придется.
Начиная с 1917го.
Их детям и внукам тоже.
Александра
Спасибо за интересный материал о первых годах жизни нашего Советского государства в Ульяновске -трудных,но и радостных,счастливых своими надеждами,коллективным творчеством и стремлением к знаниям!
О первых расстрелах и пытках.
Как же совка прет то с преступлений….
СЛАВА ЛЕНИНУ! СЛАВА СССР!
НЕ согласных–в топку Революции!
Историк
Тоска какая то у комсомолок в глазах, косы обрезали , срам в то время и замуж не берут
8щ
Надо было Храмцова больше слушать властям Ульяновска,а не заниматься вандализмом. Из церквей получились бы хорошие клубы,библиотеки,антирелигиозные музеи.В других городах для приличия взорвали пару древностей,но основные не тронули(Чебоксары,Саранск,Сызрань ,Алатырь).В Алатыре вообще удивительным образом на площади Сталина до 1960 года стояли 6 храмов.Один храм таки снесли уже при Хрущёве,остальные целы и до сих пор украшают площадь Октябрьской революции.В Ульяновске же в Казанской-Никольской церкви можно было открыть какую-нибудь учебную лабораторию,в Николаевском соборе экспозицию по Степану Разину(в честь победы над которым строился храм в начале 18 века),Троицкий собор мог быть перестроен в наш “капитолий”( и не понадобилось бы на его месте в сороковые с нуля задумывать так и не построенный Дворец Советов).Интересно что в 1921 году целую конференцию проводили по сохранению древнейшего Собора с городскими часами Покровского монастыря :а что толку?.Взрывать храмы с 1932 по 1937 для того чтоб имя бога заставить забыть – так себе занятие . Без таких странных акций в европе подобные сооружения спокойно используют как рестораны и гостиницы. А так создали городу архитектурную травму и нарисовали церкви образ мученика,который эта организация теперь успешно монетизирует.
р
Ульяновские Комсомолки в юнгштурмовках. Это униформа немецких красных фронтовиков.Они были чрезвычайно популярны в Союзе. Мировая революция и непобедимый Союз русского крестьянского серпа и немецкого пролетарского молота бередили умы Ленинских соратников.До самого запрета в 1933 году немецкие коммунисты являлись мощнейшей левой организацией в мире.Рабочие Кенексберга и советские пролетарии обменивались знаменами,московская конфетная фабрика в честь германских товарищей получила название РотФронт(Красный фронт).Все изменилось после отправки недавних народных трибунов в фашистские концлагеря.Гитлеризм после одиннадцати лет заключения застрелил Тельмана.Часть бежавших в Союз из Германии коммунистов погибла в репрессиях за “троцкизм”.Но костяк опытных борцов,укрывшихся в СССР, внес вклад в борьбу с фашизмом и возглавил ГДР.Поэтому Восточная Германия в 1949 году стала реализацией своей собственной красной мечты,а не чуждой СССР завоеванной территорией.
Очевидное лучшее совковое…
Не дает вспомнить о том как в 39м были к гитлеру высланы немецкие коммуняки и евреи.
А еще не дает вспомнить о наивных письмах немецкого коммуняки Тельмана к сралину.
Наивный комми так надеялся а его слили как понос в унитазе…
Ну и надоевший уже совковый обман про фашистов как всегда.
Всего то 2 дивизии из более чем 150 – но воевали с фашистами – да…
А про остальные более 150 дивизий немецкой социалистической рабочей партии забылось в лучшем совковом…
Либераха
угомонись !Никому не интересны твои высеры,садись-ДВА! Бугага!))
Колобок
Сравнил групповое фото из 30-х, с фото календарем из Авторая. 90 лет назад привлекательнее были люди.
Интересное постановочное фото “занятие по химии”
Более 20 человек сидят весьма кучно, трое переливают какие-то
жидкости из стаканов в пробирки, еще один что-то нагревает в пламени спиртовки,
а учитель смотрит куда-то вдаль.
А технику безопасности на уроках химии соблюдать не нужно?
Возможно, на занятии проводят опыты по разложению оксида водорода
(формула на доске, кстати, не должна быть 2*H2O=2*H2 O2 ?).
Ну-ну.
УчителЯ химии могут подсказать по фотографии, чем именно они там заняты?
Посему старый анекдот с просторов интернета.
На уроке химии (физики) учитель начинает показывать опыт.
Один из учеников спрашивает: “Иван Иваныч, а не нае…нёт?”.
Иван Иваныч: “Да не должно… Кто сказал!?”
А кто же тот учитель химии на фотографии с марксятами?
ГРЕЧКИН ПАВЕЛ ЯКОВЛЕВИЧ
(6.07(24.06)1879, Симбирск – 19.01.1938, Ульяновск).
9 декабря 1937 года по ложному обвинению был арестован
и приговорен к расстрелу (реабилитирован в 1956 году).
Такая “благодарность” от большевиков —
родившийся в Симбирске убит в Ульяновске.
Возможно, что кто-то из марксят и написал тот донос,
а другой марксёнок расстрелял учителя.
Так что статья не полная.
Нужно фотокопии доноса с ФИО автора и приговора со всеми фамилиями.
ФИО мало
Надо детальные данные на потомков доносчика с адресами и фото.
Чтобы за лживый язык могли потомки убитого покарать.
Смертью за смерть.