Публикация группы “Старый Ульяновск. Brandergofer”

ЧАСТЬ 3 (окончание)

Нельзя не упомянуть о пионерской организации школы имени К. Маркса. Первый пионерский отряд в Симбирске был организован 1 августа 1922 года при горкоме РКСМ. Он получил имя Спартака. Поначалу пионерские отряды создавались при предприятиях и организациях, по месту работы родителей. Пионерский отряд школы им. К. Маркса, организованный в 1923 году, стал первой в Симбирске школьной пионерской организацией. Необходимость такого подхода была очевидна, ведь многие ученики жили в интернате.

Пионерский отряд назвали именем Фридриха Энгельса. Звенья назывались «Рабочий», «Крестьянин», «Летчик», «Шахтер». Среди первых пионеров были Саша Свердлов, Зоя Андрианова, сестры Варейкис, Вера Елесина и другие. Активными вожатыми стали Елена Кротова, Анатолий Мельников, комсомольцы-активисты Георгий Грейсер, Федор Дворянкин, Мария Сергеева, Григорий Сазонтов и другие.

А.М. Свердлов: «Я вступил в пионеры осенью 1923 года, когда во II ступени школы им. К. Маркса, где я учился, организовался пионерский отряд. Еще весной мой брат писал из Москвы об организации юных пионеров и советовал вступить в нее… К осени у нас в школе о пионерах знали уже многие. Всем ребятам, не достигшим комсомольского возраста, хотелось иметь свою организацию. Для нас, 12-13-летних ребят, хорошим примером служили комсомольцы школы. Они и помогли нам организоваться. Кроме подготовки к вступлению в комсомол значительное место в пионерской работе занимали игры спортивного характера, например, отыскание пути, по которому прошла одна группа пионеров, оставляя малозаметные знаки. Изучали азбуку Морзе. Вспоминаются общегородские военно-спортивные игры на Поповом острове…

После окончания школы в 1927 году я работал вожатым пионерских отрядов сначала в Сенгилее, а потом в школах Ульяновска. Выполнял поручения Горбюро пионеров: работал на курсах городского пионерского актива, руководил школьной пионерской базой, был редактором городской пионерской газеты…»

Летом организовывались выезды в пионерские лагеря. Обычно это был 1-й городской палаточный пионерский лагерь в Винновке, устраивали также лагерь на берегу Волги близ Поливны. Конечно, персонала и организованного питания не было. Все необходимое брали с собой, готовили и организовывали свой досуг сами, с помощью вожатых (см. воспоминания И.Д. Андреева). Т.Липатов: «В каникулы почти все обитатели интерната выходили в лагерь. Стационарных пионерских лагерей тогда не было. В лагерь мы выходили пешим строем, каждый с тяжелой ношей за плечами. И только большой чугунный котел, и другое тяжелое оборудование везли на лошади…» (фото 1-3)

Н.А. Николаев: «В пионеры я был принят в 1922 году, когда учился в начальной школе в селе Чуфарово. Об этом времени помню только то, что кто вступил в пионеры, тот считался «герой», потому что не боится Бога… После окончания начальной школы мать выхлопотала, чтобы меня, как сына погибшего красноармейца, приняли в школу им. К. Маркса. Здесь я был пионером до 1927 года, а затем вступил в комсомол.

Мы, пионеры и комсомольцы, почти каждое воскресенье работали на разгрузке леса и дров на ст. Ульяновск-1 и на пристани. После уроков три раза в неделю мы проводили на дому занятия с неграмотными. Я обучал двух молодых женщин на улице около Волги. Мы с большим желанием проводили занятия, они также с желанием ждали нас. Была обоюдная ответственность, доброжелательность, чувство радости, что делаешь нужное дело…

В воскресенье, а иногда накануне, пешком или на лыжах мы направлялись в села (Сельдь, Баратаевка, Подгородная Каменка, Кротовка, Шумовка и др.), где читали лекции или проводили беседы. По возвращении поздно вечером нас ждал ужин, оставленный дежурными по кухне…

Запомнился приезд в Ульяновск Н.К. Крупской в 1928 году. Мы были выстроены перед зданием школы. Сейчас это площадь Ленина, тогда она была меньше, так как на площади стояли два собора. Нам вручили факелы, и мы пошли мимо здания театра, 1-й школы (тогда рабфак), Карамзинского садика и выстроились около здания, где сейчас музыкальное училище. С балкона этого здания выступала Н.К. Крупская. Что она говорила, не помню. Выступление было кратким, взволнованным. Она выглядела старенькой. Махнув в нашу сторону платочком, уступила место другому оратору.
Окончив школу в 1931 г., был направлен воспитателем в Ивановский детский дом. Потом был назначен зав. центральным пионерским клубом»

Работа с неграмотными – не разовый эпизод. В 1920-х годах учащиеся школы им. К. Маркса активно участвовали в работе по ликвидации неграмотности, это было важное направление работы. Вот, например, воспоминания В.С. Абросимовой: «За мной закрепили двух уже немолодых супругов, которые жили в конце Старо-Казанской (ныне Красноармейской) улицы. Они не умели читать и писать. Я ходила два раза в неделю, занималась по букварю. За два года работы слово «неграмотный» с них было снято. Эта работа проверялась специальной комиссией, выбранной из учащихся старших классов. И была большая радость получить хороший отзыв об успехах своих подопечных.

У меня была еще одна нагрузка: мне поручили быть вожатой вновь организованного пионерского отряда при небольшом заводе на берегу Свияги. Отряд был небольшой, человек 25-30. Собирались мы два раза в неделю. Рисовали, клеили из бумаги и картона разные поделки. Играли, занимались гимнастикой, разучивали пионерские песни. И самой большой радостью было промаршировать по улице с барабаном и песней…»

Школа им. К. Маркса с 1924 года имела общественно-педагогический уклон: готовила для деревень культпросветработников, «избачей», позже – учителей сельских школ. Во время учебы ребята постоянно выезжали в села для проведения бесед, лекций, концертов и других мероприятий.

Лучшая школа города по праву считалась и одной из лучших в Поволжье. Ульяновцы гордились ей. «И когда (а это делалось в те годы часто) учащиеся четким строем, в форме, впереди девочки, сзади мальчики шли по улицам города, люди останавливались и говорили: «Идут марксята» (М. Саргин). «Мы жили дружной семьей, любили друг друга, выручали, делились всем, что было. По окончании школы мы еще 2-3 года приезжали в свою школу, свой интернат, как в дом родной. Всегда были радостные встречи и трогательные проводы…» (З.А. Андрианова)

О чем мечтали, кем хотели стать мальчишки и девчонки в те годы? Конечно, не банкирами и чиновниками. Другие герои нужны были стране, другие примеры вдохновляли на мечту. Почитаем строки, написанные старшеклассниками школы им. К. Маркса 1930-х годов перед выпуском.

Георгий Филиппов: «Беспризорничал я с 1926 года. Грязный, оборванный, бродяжничал, воровал. Двенадцать раз из детдомов бегал. В 1930 году отдали меня в интернат школы им. К. Маркса. Первое время не мог отвыкнуть от дурных привычек – слыл в школе отъявленным хулиганом. Затащили меня ребята в комсомол, дали первую нагрузку. Так мало-помалу втянулся в школьную жизнь, почувствовал себя новым человеком. Я решил учиться в кораблестроительном институте. Трудностей не боюсь – знаю, что всегда получу помощь и поддержку»

Виктор Корнилов: «В 1924 году меня отдали в детдом. Бегал из него, батрачил в деревне, беспризорничал. В 1928 году был принят в интернат нашей школы и стал пионером. Я подаю заявление в авиаинститут. Решил, что летать – это мало, я буду строить самолеты»

Катя Мельникова: «Честное слово, глаза разбегаются. Столько у нас институтов, столько специалистов требуется стране – не знаешь, что выбрать. Я остановилась на Свердловском химическом институте. Мне хочется работать в той отрасли промышленности, которая особенно нужна для обороны»

Александр Цухлов: «Школа приучила меня к труду, воспитала чувство любви к Родине. Мой план – поступаю в Ленинградский индустриальный институт на электромеханический факультет. Электротехника имеет большое значение. Сейчас особенно нужны квалифицированные кадры в этой области»

С. Падусова: «Я решила продолжать образование в Московском авиационном институте. Выбрала факультет моторостроения. От поступающих в авиаинститут требуется безукоризненное здоровье. Если у меня в этом встретится препятствие, то буду учиться в институте цветных металлов»

М. Мишин: «Я еще не выбрал окончательно будущей специальности. Так много возможностей, такое впереди будущее, что даже теряешься. Но я, конечно, изберу себе институт. Думаю, что остановлюсь на какой-либо из индустриальных специальностей»

Хочется верить, что мечты всех выпускников сбылись. Многие бывшие марксята стали известными людьми, прекрасными специалистами в самых разных областях. Георгий Грейсер работал инженером, Павел Грудцын был зав. Саратовским гороно. Ф.А. Дворянкин стал профессором биологии МГУ, Б.В. Гаубих – профессором, зав. кафедрой Московского пед. института, И.Д. Андреев – полярником, ученым-геофизиком. А.П. Цухлов, В.В. Корнилов преподавали в Ульяновском политехническом институте, Е.В. Филиппова – в педагогическом. З.А. Андрианова, Н.П. Куракина стали учителями, А.Е. Тарабарина, Н.А. Рухледева, Н.А. Коновалова – врачами. Врачом-педиатром работала в Москве Е.М. Варейкис. А.М. Свердлов – ученым секретарем НИИ радиоэлектроники. Выпускниками школы им. К. Маркса были библиограф Дворца книги, заслуженный работник культуры Н.И. Никитина, заслуженный артист РСФСР М.Ф. Шарымов, главный энергетик Ульяновского приборостроительного завода Б.А. Калинин, зам. главного редактора издательства «Детская литература» И.И. Кротова… Можно продолжать долго. Не все бывшие марксята заняли высокие посты, приобрели известность. Но можно не сомневаться, что благодаря полученным в школе закалке и воспитанию они стали честными тружениками и хорошими людьми.

В 1938 году со всех концов страны летели поздравления школе им. К.Маркса, отмечавшей 20-летний юбилей. Вот лишь одно из них: «Горячо приветствуем с 20-летием марксят, сотрудников и педагогов. С чувством глубокой благодарности вспоминаем школу, воспитавшую, подготовившую нас к самостоятельному созидательному труду. Желаем успехов в работе. Крепче держите знамя школы имени Маркса. Старые марксята: кандидат наук доцент Григорьев, врач Шафранова, артист Шарымов, научный работник Каменский»

Многие выпускники и педагоги школы им. К. Маркса прошли огненными дорогами Великой Отечественной войны, многие полегли на полях сражений. А.П. Цухлов ушел на фронт добровольцем, получил тяжелое ранение под Ленинградом. К.М. Шишков был летчиком-истребителем, награжден 11 орденами и медалями. Врач А.Е. Тарабарина воевала на Курской дуге: «Никогда не забуду багрово-серое небо от разрывов, это, действительно, была огненная дуга». А.Н. Спирина была начальником госпиталя в блокадном Ленинграде; В.Т. Шкарина – медсестрой. Будущего литератора А.Р. Кузнецова война застала в Бресте. Отступление, плен, побег, партизанский отряд, где он стал комиссаром. О борьбе партизан Белоруссии Александром Кузнецовым написано несколько книг. Среди участников войны, окончивших школу им. К. Маркса, Н.И. Никитина, В.Г. Григорченко, Д. Столяров, И. Чечетова, Б. Горин, Н. Петрова, Л. Лосев, А. Соловьев и многие-многие другие.

В 1943 году школе им. К. Маркса предоставлено здание бывшей мужской классической гимназии. Вскоре ей было присвоено имя В.И. Ленина. Видимо, официальное переименование произошло позже (имеется ходатайство 1948 года), но уже с 1944 года в документах она именовалась 1-й мужской школой имени В.И. Ленина. Школа, ныне гимназия № 1 имени В.И. Ленина стала наследницей славных традиций школы имени Карла Маркса, основанной в грозном 1918 году.

В конце 1960-х годов по инициативе Григория Алексеевича Сазонтова – историка, краеведа, архивиста, выпускника школы им. К. Маркса – начался поиск по всей стране бывших марксят. К поискам подключились ученики 1-й школы, школьный музей. Первая встреча состоялась в марте 1971 года. На ней была создана инициативная группа, которую возглавила одна из первых выпускниц школы В.Т. Шкарина. Велась работа в архивах, рассылались письма… «Ульяновская правда» публиковала объявления: «Для встреч марксят установлены место и время: первая пятница каждого месяца в 17.00 в помещении музея 1-й средней школы им. В.И. Ленина. Откликнитесь, марксята!». Все больше становилось известно имен, многолюднее встречи.

13 октября 1978 года, к 60-летию школы имени К. Маркса, состоялся слет ее выпускников. Съехались ветераны, воспитанники школы со всей страны. Была радость встречи, общие воспоминания, собрание марксят в актовом зале школы № 1, встречи со школьниками и молодежью города…

Участники слета приняли обращение к молодежи Ульяновска: «Мы, бывшие учащиеся пролетарской трудовой школы-интерната им. К. Маркса, собрались на нашу встречу в год ее 60-летия и накануне 60-летия ВЛКСМ. Нам посчастливилось учиться в стенах этой школы, получить образование. Для нас, детей бедняков, это была большая честь. Воспитанники школы К. Маркса – люди разных специальностей и профессий. Многие из нас уже находятся на заслуженном отдыхе. Мы прожили большую жизнь. И не всегда наши дороги были легкими. Но и сегодня мы с особой теплотой вспоминаем свою школу, своих учителей, одноклассников. … Мы, представители старшего поколения комсомольцев 20-30 годов, верим, что свое знамя и эстафету добрых дел передаем в надежные руки»

Выпускник школы 1927 года, писатель Александр Родионович Кузнецов написал к этому дню стихотворение:

ПРОШЕДШИМ СКВОЗЬ ОГНЕННЫЕ ГОДЫ
Друзьям-марксятам в день их встречи 13 октября 1978 года

Наша юность горела в боях и походах,
Да в ударной работе – ударные дни!
Значит в жизни не зря были прожиты годы,
Не растрачены попусту где-то они.
И не нам убиваться, что время (ах, время!)
Быстрокрылых орлят обескрылило вдруг.
Лучше скажем: «Цветет комсомольское племя,
Не осилит его стариковский недуг»
Мы дошли до седин, бытие постигая,
Повзрослели душой – нам морщины к лицу.
И в бою мы, как прежде, горим, не сгорая,
А сгорим – так положено в жизни бойцу.

Источники:
1. Документы из фондов ГАНИ УО.
2. Публикации газет «Известия Симбирского Совета…», «Пролетарий», «Экономический путь», «Пролетарский путь», «Ульяновская правда», «Ульяновский комсомолец» (1918-1988)


1-й Ульяновский городской палаточный пионерский лагерь в с. Винновка. 1925 год.
ГАНИ УО. Ф. 162, оп. 2, д. 2017, л. 4.


Пионеры на отдыхе в палаточном лагере в с. Винновка. Вожатые и актив лагеря. 1925 год.
ГАНИ УО. Ф. 162, оп .2, д. 2017, л. 1.


Учащиеся школы имени Карла Маркса в летнем лагере в с. Винновка. 1920-ые годы.
УОКМ


Парад пионеров на Ярмарочной площади 1 мая 1924 года. Парад принимают члены губкома РКСМ; в центре Геннадий Смирнов – будущий председатель Госплана СССР.
ГАНИ УО. Ф. 162, оп. 2, д. 2009, л. 2.


Ульяновский окружной слет пионеров. Август 1929 года. Колонна пионеров и вожатых на улице К. Маркса (Гончарова).
Краеведческий отдел УОНБ, Ф108.


Учащиеся школы II ступени имени К. Маркса. 1928 год. Первый слева в первом ряду – Григорий Алексеевич Сазонтов.
ГАНИ УО. Ф. 162, оп. 2, д. 343, л. 2.


Учащиеся 1-ой школы II ступени имени Карла Маркса. Выпуск 1930 года. Во втором ряду 4-ый слева – преподаватель рисования художник П.Г. Панин, 5-ая – классный руководитель, учитель обществоведения Т.С. Мирова. В первом ряду второй слева – Иван Андреев, будущий автор «Записок марксенка»
ГАНИ УО, Ф.162, оп.2, д.346, л.1


Е.П. Рыжкина, бывший директор школы имени К. Маркса, на встрече с учениками средней школы № 1 имени В.И. Ленина. 1970-ые годы.
ГИММЗ «Родина В.И. Ленина»


Слет выпускников школы имени Карла Маркса. 13 октября 1978 года.
ГИММЗ «Родина В.И. Ленина»