Коронавирус в 2020 году затронул все сферы, и жилищно-коммунальную в том числе. Сидя на карантине у себя в квартирах, жители изменили свои требования к управляющим компаниям. Последним пришлось перестраиваться на ходу.

Вспомним, как это начиналось, когда Президент России Владимир ПУТИН в своем телеобращении к стране объявил о нерабочей неделе с 30 марта по 3 апреля 2020 года в связи с распространением коронавируса. Продолжать деятельность разрешили только аптекам, больницам, магазинам и экстренным службам. Наступила какая-то растерянность из-за непонимания: а что с ЖКХ и управляющими компаниями, они как – работают или тоже на карантин?

Сотрудники многих подрядных организаций и строительных фирм отказывались выходить на работу, боясь штрафов, которые обещали нарушителям режима самоизоляции. Были приостановлены работы по капитальному и текущему ремонту на МКД. Однако бросать дома и полностью прекращать обслуживание чревато как минимум перебоями в коммунальных услугах, а то и авариями, поэтому нельзя!

На передовой

Коммунальщики внезапно для себя оказались на передовой борьбы с распространением коронавируса. Губернатор Сергей МОРОЗОВ объявил тотальную дезинфекцию Ульяновска. Глава города Сергей ПАНЧИН возглавил оперативный штаб и координировал действия по проведению масштабной операции. Было задействовано более 2 тысяч человек и свыше 120 единиц спецтехники не только муниципальной, но и пожарного гарнизона, Управления МЧС и даже ветеринарной службы. По примеру европейских столиц и Китая, откуда и распространилась эта зараза, улицы и общественные пространства обрабатывали антивирусными и антибактериальными растворами прямо из поливальных машин и шлангов.

Насколько эффективной оказалась тотальная дезинфекция всего города, сказать сложно, но на жителей зрелище произвело неизгладимое впечатление. Раньше такое мы видели лишь в фантастических фильмах. Люди, одетые в костюмы химзащиты и с респираторами, распыляющие жидкость на улицах и во дворах, вошли в нашу повседневность. Социальная дистанция, маски, перчатки, аббревиатура СИЗ (средства индивидуальной защиты) уже тоже не кажутся чем-то чрезмерным – обычные меры предосторожности. Наша реальность изменилась.

Внимание общества, конечно же, было приковано в первую очередь к здравоохранению и врачам, которые спасали жизни зараженных. Однако не только они рисковали. Напомним, в своем репортаже в начале пандемии мы рассказали о семьях работников ЖКХ, которые каждое утро провожали своих мужчин и весь день боялись, гадая, вернутся ли они здоровыми (см. «На работу, как на фронт» – выпуск от 12 мая 2020 года).

На заявки от старших по домам работникам ЖКХ в первую очередь приходилось выезжать и тщательно дезинфицировать подъезды именно туда, где появлялись инфицированные. Жены и матери, дети сотрудников УК рассказывали нам, как они переживали и боялись, ведь каждый раз, несмотря на все меры защиты, это был вполне конкретный риск, на который люди шли сознательно. Причем, так как рук не хватало, за распылители взялись не только рабочие, но и мастера, и офисные сотрудники УК. Между тем это физически не такая уж простая задача: обойти в защитном костюме и респираторе 5-9 этажей с тяжелой канистрой за спиной, обрабатывая каждую лестничную клетку. А возвращаясь домой, нельзя даже сразу прижать к себе ребенка и обнять жену, сначала после каждого трудового дня необходимо самому пройти санобработку.

Это было тяжело и морально, и физически. И опасно. Но постепенно все вошло в рабочий режим. Сейчас обработка подъездов и мест общего пользования для нас стала привычной и даже обязательной картиной – как уборка мусора или снега.

Нагрузка выросла

По сути, дезинфекция стала еще одной жилищной услугой, как и прочие, что оказывает УК. Между тем все это требует дополнительных ресурсов и сил, которые пришлось искать и находить в период карантина из каких-то внутренних резервов и запасов. Тем временем, очутившись в четырех стенах на самоизоляции, жители ощутили потребность в улучшениях и повышении комфорта своего жилья.


Очереди в РИЦ постепенно, хоть и с большим трудом, но уходят в прошлое. За время пандемии УК «СВ», например, открыла четыре дополнительных офиса для обслуживания жильцов МКД. Растет количество тех, кто передает показания счетчиков и оплачивает ЖКХ через Интернет

– В несколько раз увеличилось количество заявок. Возможно, это объяснимо тем, что до карантина люди меньше времени проводили в квартирах, меньше внимания уделяли каким-то моментам. А в период само-изоляции к нам намного чаще начали поступать заявки и на ремонт в подъездах, и просьбы увеличить периодичность и охват уборки мест общего пользования, и об установке видеокамер, ограждений. В целом вопросы безопасности стали волновать людей намного больше. Начавшийся с весны повышенный интерес к управлению МКД не ослабевает и по сей день. Похоже, что собственники вошли во вкус, – отмечает начальник аварийнодиспетчерской службы УК «ЦЭТ» Николай МИРОШНИК.

Мы поговорили и с одним из героев нашего майского репортажа. Напомним, начальник абонентского отдела УК «СВ» Руслан ЩЕРБИНИН самым первым в своей компании надел костюм защиты и вошел в подъезд к инфицированным коронавирусом жильцам для проведения дезинфекции. Как ему работается сегодня?


Дезинфекция против коронавируса превратилась, по сути, в еще одну жилищную услугу, которую в МКД оказывают УК

– Количество обращений от собственников действительно сильно увеличилось по сравнению с предыдущими годами. Однако законодательство не изменилось: каждый вопрос необходимо утверждать на общем собрании. УК не имеет права тратить деньги собственников без их разрешения, просто по заявкам. Однако проводить голосование в условиях ограничительных мер очень сложно, надо же соблюдать социальную дистанцию, носить маски, перчатки. Помогаем собственникам, причем делаем это после работы: ходим по квартирам, разносим листы для голосования, собираем. По сути, это как дополнительная общественная нагрузка для нас. Но из-за коронавируса, чтобы уберечь старших по домам, которые, как правило, многие уже пенсионного возраста, приходится этим заниматься, – рассказывает Руслан ЩЕРБИНИН.

Новые технологии

После перевода на дистанционную работу очень многие познакомились с программой под названием Zoom, в которой стали проводить совещания, переговоры и решать различные вопросы на расстоянии. УК тоже пришлось подстраиваться под новую реальность и внедрять удаленные сервисы, проще говоря, переходить на общение с собственниками через гаджеты и компьютеры.

– У нас на каждом доме создан чат, в каждом по 200-300 человек и бурное обсуждение. Через тот же чат жители оставляют заявки слесарям, электрикам, дворникам. Мы туда показания общедомовых счетчиков и всю прочую информацию по МКД размещаем. Открытый диалог напрямую между УК и собственниками – сегодня это стало практически нормой. А вопросов у людей, как оказалось, очень много. Объясняем расходы за каждую копейку, доказываем необходимость. Например, у нас есть дома, оборудованные ЗУМ (зачистное устройство мусоропровода). В старых МКД этого нет, и поэтому не все знают, что мусоропроводы можно чистить не два раза в год, а каждую неделю. Объясняем, показываем, что горячая вода выведена прямо в мусорокамеры, которые регулярно моются, чтобы не было запаха, и поэтому есть определенный общедомовой расход на ГВС и прочее, – делится с нами Алексей КОЛЕСОВ, директор УК «Рубин», в управлении которой находятся новые микрорайоны в Заволжье.

Впрочем, о современных технологиях думают не только в новых МКД.

– Сложный 2020 год только убедил, что нами была выбрана правильная стратегия – на развитие и обновление программного обеспечения. Закупали новую технику, совершенствовали технологические процессы. За этим будущее! Сегодня УК уже не может обходиться без современных технологий. И это не только использование соцсетей для связи с жителями. Мы уже начали разрабатывать свою служебную программу, которую надеемся внедрить в следующем году, для контроля за техническим персоналом и результатом решения поставленных задач. Это ускорит процесс и позволит нам повысить качество обслуживания. Кроме того, запускаем новый информационный ресурс для жителей, позволяющий подавать показания счетчиков и оплачивать ЖКУ прямо со смартфона. Также будет возможность подавать заявки и контролировать ход их исполнения, получать ответы на вопросы в режиме онлайн и многое другое, – комментирует директор УК «Аметист» Андрей ТОЛОЧКО.

И это тоже моё?

Начав чаще и больше бывать дома, многие собственники вдруг обнаружили, что, кроме комнат, у них есть лестничная клетка, лавочка перед подъездом, тротуар… Так шаг за шагом, исследуя пространство вокруг, люди наконец поняли, что их владения не ограничиваются входной дверью квартиры. Придомовая территория с детской площадкой, спортивными тренажерами и заездными карманами – это тоже их!

Нина САЗОНОВА: «На самоизоляции не сказать, что апатия, напротив, народ еще более активным стал, вопросами ЖКХ заинтересовался»

– У нас в доме лет 5-6 не было старшего, и как-то не нужен был никому. Но в этом году все изменилось. У людей много вопросов накопилось о своем общем имуществе, их решать надо, собрания общие проводить, поэтому выбрали старшего. На самоизоляции не сказать, что апатия, напротив, народ еще более активным стал. Каждый день ко мне во дворе подходят, звонят по телефону, по домофону. За лето мы подъезды отремонтировали, видеонаблюдение установили, много всего по дому, я даже пытаюсь как-то остудить, чтобы жители не торопились. Ведь все работы идут нам в платежку, не хочется ее сильно перегружать. Постепенно будем решать. Сейчас вот из администрации Ленинского района нам помогают сделать парковку. Хотим отгородиться, чтобы через наш двор не ходили и не ездили чужие. Все – за! А поначалу возмущались, даже с кулаками на меня бросались. Но сейчас поняли, что это их двор, тут играют их же дети, и гонять на машинах не надо. Подъехали, разгрузились – и на стоянку! – делится с нами Нина САЗОНОВА, председатель совета дома №6 по ул. Ульяны Громовой.

По ее словам, на карантине люди стали больше уделять внимание тому, что их окружает дома. Стали важны уют и комфорт не только внутри квартиры, но и во дворе. Более того, собственники наконец-то почувствовали себя хозяева, начали вникать и разбираться, где проходит граница их территории. Возникло стремление огородиться от внешнего мира, сократить контакты со случайными прохожими и незнакомцами.

– Мне кажется, даже друг к другу соседи в доме стали иначе относиться, больше дорожить, что ли. Заботятся, спрашивают про самочувствие, помогают. Общаться стали больше, хотя раньше только по дороге с работы и на работу встречались, даже не всегда здоровались. А теперь больше времени дома проводят, стали хоть интересоваться, кто с ними рядом живет, – добавляет старшая.

В планах у жителей на будущий год поставить ограду по периметру двора и перекрыть сквозной проход по своей земле. Собственники имеют на это полное право. Такова тенденция, порожденная пандемией. И, скорее всего, это станет нашей повсеместной реальностью в ближайшем будущем – свободно гулять по всем городским дворам уже не получится.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.