10 января краевед Brandergofer в материале “На руинах Симбирска” подробно рассказал о состоянии региональных объектов культурного наследия. Он обозначил процесс как системное разрушение и с ним сложно не согласиться. Однако в апреле прошлого года власть делала попытку исправить ситуацию. Можно подвести предварительный итог: неудачно.

По постановлению местного правительства о сдаче объектов культурного наследия (ОКН) в аренду за 1 рубль фактически не передали ни одно здание. Одной из причин в профильном ведомстве назвали длительную процедуру оформления документов. В то же время известен случай, когда бизнесмен, готовый вложить в реконструкцию ОКН а центре Ульяновска около 60 млн рублей, несколько раз получил отказ. Архитектор Александр Варюхин считает, что у общества нет запроса на сохранение исторических зданий, а охранные обязательства, которые накладываются на арендатора, слишком обременительны. Эксперт на рынке недвижимости отмечает: потенциальные клиенты на такие объекты не рвутся, коммерсантам неинтересны здания, которые нельзя снести и построить на их месте, например, клубный дом.

Постановление правительства, которое устанавливает льготную арендную плату в 1 рубль за 1 кв. м для неиспользуемых объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии и относящихся к собственности Ульяновской области, было утверждено в апреле 2020 года. По нему  договор аренды ОКН заключается на 49 лет (но не менее 7 лет).  Культурный объект должен находиться в неудовлетворительном состоянии  и иметь соответствующий подтверждающий акт. Работы по  сохранению ОКН арендатор должен провести максимум за 7 лет, включая первые два года на подготовку и согласование проектной документации.

По информации руководителя управления по охране ОКН администрации губернатора Дениса Герасимова, такой льготной арендой пока никто не воспользовался. Сейчас совместно с Министерством экономического развития и промышленности идет процедура передачи в аренду ОКН регионального значения «Здание бывшего городского училища, построенное и открытое по инициативе И.Н. Ульянова в 1877 г.» на ул. Крымова, 61. Еще по одному объекту ведутся переговоры. Герасимов ответил, что процедура оформления занимает длительное время.

По нашим данным, второй объект, который бизнес решился взять в аренду, находится на пересечении ул. Железной Дивизии и Карла Либкнехта. Около трех лет назад здесь  размещался центр детского творчества. По словам предпринимателя, по смете ремонт  аварийного здания оценивается в 60 млн рублей. На все запросы (а таких было 4-5) о передаче ОКН в аренду он получал отказы. Причиной называет  пандемию и иные приоритеты бюджета, несмотря на желание и возможности частного лица вложить собственные средства в восстановление объекта.

ОКН в основном находятся в центральной части города и имеют неплохие земельные участки, но они коммерсантам неинтересны: такие  здания нельзя снести или обвесить рекламными баннерами, при этом на арендатора накладываются обременения и дорогостоящая реставрация, считает владелица агентства недвижимости “Domatoot” Светлана Пономарева. По словам эксперта, у многих объектов нет фундамента, большинство зданий культурного наследия нужно  разбирать и собирать заново.

“По объектам культурного наследия ажиотажа нет и не будет, только если просматривается возможность его случайно сжечь и построить на этом месте, например, “клубник”. Есть хороший пример выкупа и реставрации здания на Гончарова. Владелец сохранил печи, аутентичную чугунную решетку на балкончике, сложил стены из прежних кирпичей, восстановил лепнину. Сейчас он сдает площади в аренду, на 1 этаже открывается кофейня.  В последующем такое здание можно будет хорошо  продать. Еще один объект культурного наследия выставлен на продажу на Радищева, 8. Доход и “отбиваемость” – 7 лет. И хотя здание в прекрасном состоянии, очередь из покупателей не выстроилась – все боятся обременений ОКН”.

Архитектор Александр Варюхин считает, что сдача объектов в аренду за 1 рубль никого не прельщает из-за последующих дорогостоящих вложений. Подготовкой проекта по сохранению ОКН занимаются три эксперта. В Москве, например, каждому нужно заплатить около 150 тысяч рублей. Самое сложное и тоже дорогостоящее – потом этот проект согласовать.

“Несколько лет назад у меня была работа по центру Самары. Наша территория находилась в историческом центре. Там стояли прекрасные 2-3-этажные здания, с заколоченными окнами и баннерами: “Продажа/аренда”. По словам местных, объекты “по халяве” взяли в собственность еще в 90-е гг, а потом, когда возникли обременения по 73-ФЗ, они поняли, что дело небыстрое и дорогое, и начали откатываться. Считаю, что у общества нет интереса к сохранению объектов культурного наследия. Показательна недавняя история с больницей на Нижней террасе – хорошее было здание, его могли сохранить, что делается во многих городах. Неплохим примером можно назвать ТЦ “Купеческий” на Гончарова – собственник изменил всю начинку в здании, но худо-бедно сохранил и отреставрировал фасад”, – считает Варюхин.

ТЦ Купеческий

Сейчас сайт Управления по охране ОКН в рамках проекта “Историческая недвижимость Ульяновской области в рамках частно-государственного партнерства” предлагает найти новых владельцев трем зданиям:
-“Дом, в котором жил известный советский ученый натуралист-орнитолог С.А. Бутурлин, 1912-1914 гг.” Ульяновская область, Сурский район, с.Лава
-«Усадьба Бестужевых», нач. XIX в., Ульяновская область, Николаевский район, с.Тепловка
-«Усадьба загородная, помещичья», Ульяновская область, р.п.Тереньга

Найдутся ли желающие?