Одной из ключевых тем симбирского-ульяновского краеведения является вопрос о локализации средневекового города Синбир (Симбер, Симберская Гора и т. д.). Где располагался этот булгаро-татарский город: на правом или на левом берегу Волги? Спор историков, продолжавшийся 150 лет (с 1871 года), похоже, разрешился в пользу правобережной версии.

Наибольшее распространение получила такая версия: Синбир/Симбер располагался на левом берегу Волги у нынешнего села Крестово Городище, а его остатки затоплены Куйбышевским водохранилищем. Этой версии придерживались известные исследователи Среднего Поволжья: церковный  историк, археолог и археограф Капитон Иванович Невоструев (1816-1872), который первым и выдвинул эту версию; симбирский историк-краевед, археограф, юрист Павел Любимович Мартынов (1847-1921); казанский историк и археолог Альфред Хасанович Халиков (1929-1994) и многие другие. В последние десятилетия активными сторонниками этой гипотезы были некоторые ульяновские историки, археологи и краеведы: Владимир Александрович Гуркин, Александр Викторович Вискалин, Евгений Анатольевич Бурдин  и др. (см. напр.: Сергей Прозоров «Чёрная Волга, или, когда был основан Симбирск?»; Евгений  Бурдин «Крестово-Городище: загадки старинного села»).

Однако другие исследователи считали или считают, что средневековый город Синбир/Симбер находился на месте центральной части города Ульяновска, а его остатки уничтожены при строительстве Синбирской крепости и посада (в 1648 году и позже). Такую версию считали верной: топонимист Венедикт Фёдорович  Барашков (1926-1997), археолог Григорий Михайлович Буров (1933-2013), а также некоторые ульяновские историки и краеведы.

Вопрос о метаположении  средневекового Синбира/Симбера приобрёл в последние годы и политический окрас, – так как некоторым исследователям и жителям Ульяновска хотелось бы такой исторической правды: русская Синбирская крепость была основана в 1648 году на пустом месте и никаких связей с предшествующими ей булгарскими и татарскими поселениями и городами не имела.

Версии о локализации этого средневекового города исследователи строили и строят на основании письменных и археологических источников, часто привлекая только выгодные для себя факты, и замалчивая те, которые не вписывались в их концепции.

Рассмотрим основные известные письменные и археологические свидетельства о средневековом городе.

  1. Синбирское городище упоминается в писцовых книгах Ивана Болтина, датированных 1603 годом: «Да за князь Яковом же по выписи с казанские дачи 105-году [по совр. л. с. 1596/97 г. – ред.], что было за отцом его, – бортной ухожей да бобровые гоны и рыбные ловли за рекою за Камою, по реке по Волге, и на Нагайской стороне по Самарской дороге, ниже Тетюж по Мамне [видимо, ошибка переписчика. Следует читать: «Майне» – ред.] реке Алтыбаевский луг, по речке по Уреню по вершине да к малому бору, а от малого бору по верхний бор и по дубровник и по Волгу реку, а по Волге по реке на низ. От Майнского устья нижняя межа по Краиной Яр [пуликаторы текста И.П. Ермолаев и М.А. Усманов посчитали, что здесь ошибка переписчика и это словосочетание следует читать: «Красный Яр» – Р.Г.], повыше Синбирского городища. А верхняя межа по Мамне реке, по нижнюю сторону…». На основании этого документа, профессор симбирской семинарии К.И. Невоструев, а вслед за ним и несколько поколений краеведов полагали, что «Синбирское городище» находилось на левом берегу Волги, южнее с. Красный Яр, на месте Крестового городища. Однако, это селение, известное вначале как Красноярская пустынь, возникло на землях Костромского Богоявленского монастыря, не ранее 1661 года. Между тем скопление топонимов с корнем «кро», «кар», «кор» до сих пор сохранилось на левом берегу Волги напротив исторической части Симбирска-Ульяновска: Крольчиха, Карасёвка, Королёвка – все они не имеют убедительных толкований на основе русского языка. По мнению автора, эти топонимы в искажённом виде сохранились с булгарских или золотоордынских времён, и происходят от тюркского: «кара» – чёрный; либо от «кара» – «смотреть», «дозор»; либо от «кар» – сосна. Кроме того, на карте венецианских картографов братьев Пицигано, составленной в 1367 году, на правом берегу Волги показан город Касар де сан кога – «casar de san coga», часто отождествляемый исследователями со средневековым Симбером, напротив которого указан город Караболам – «carabolam», в название которого также содержится слово – «кара». Соответственно, «Краинной Яр» в писцовых книгах Ивана Болтина имел в своей основе тюркское словосочетание: либо «Кара Яр» (в переводе – Чёрный Яр или Дозорный Яр), либо «Кар Яр» (в переводе – Сосновый Яр). Необходимо также отметить, что упомянутый в писцовых книгах Ивана Болтина северный репер – г. Тетюши (см.: «ниже Тетюж») расположен на правом берегу Волги. Соответственно и южный репер – «Синбирское городище» (см.: «повыше Синбирского городища»), также находился на её правом берегу.
  2. В путевом дневнике секретаря голштинского посольства Адама Олеария, путешествовавшего по Волге в 1636 году имеется такая запись: «21-го числа мы оставили за собой, с правой от нас стороны [двигаясь вниз по Волге – Р.Г.], два прекрасных на вид места, на которых некогда стояли города и дальнейший из них, назывался Симбирская Гора (Simberska gora). Этот город был разрушен Тамерланом». На карте, приложенной к этим заметкам, город Simberska gora (здесь – «Simberskaia gora ruinee par Tamerlan») показан, однако, на левом берегу Волги. Однако, даже при беглом знакомстве с картой заметно множество неточностей, ошибок, несовпадений с текстом дневника. Так, город Свияжск (Swiatsk), село Каратаи (Korotai), расположенные на правом берегу Волги, на карте отмечены на левом берегу. Вероятно картограф составлявший карту, не видел изображаемую местность. Из-за обилия на карте условных знаков, населенные пункты произвольно перемещались на свободные от знаков места. Так видимо оказался на левом берегу и город Симбирская Гора (Simberskaia gora). Издавна правый высокий берег Волги назывался горным, а левый низкий – луговым. У Адама Олеария именно на правом берегу отмечены все «горные» названия: город Унеровска Гора (Unerofska gora), гора Арбухим (Arbuchim), и, вполне закономерно, город Симберская Гора (Simberska gora).
  3. Сообщение о древнем городище и вале на территории центральной части нынешнего г. Ульяновска имеется в строельной книге города Симбирска, где описывается раздача земельных участков служилым людям в середине XVII века: «В Синбирском же меж Волги и Свияги реки отмерено на пашню земли новоприборным стрельцам пешим … А межа той земле: от Волги реки, от старого татарского городища, по валу, который вал пошел от того городища к ключу…, который ключ течет под Свияжскую Конную слободу». В Симбирском Поволжье «ключами» назывались как родники (см.: Белый Ключ, Большие Ключищи), так и небольшие речки и ручьи (см.: Белогорский Ключ, Стрелочный Ключ, Потапов Ключ). Здесь под словом «ключ» подразумевается, вероятно, небольшая речка Симбирка, протекающая по Волго-Свияжскому междуречье и впадающая справа в реку Свияга. Таким образом, в строельной книге сообщается о булгарском и/или золотоордынском городище, располагавшемся у Волги, и о примыкавшем к нему вале, который пересекал Волго-Симбирское междуречье.
  4. В 1877 – 1878 годах студентом Казанского университета Сергеем Михайловичем Чугуновым было обследовано древнее мусульманское кладбище, расположенное на месте бывшей площади Старого Венца, составлявшей часть Верхненабережной и Большой Саратовской улиц (ныне эта территория расположена в районе соединения Пролетарской улицы с бульварами Пластова и Новый Венец). Погребения тянулись вдоль Венца на протяжении около 125 метров. Было изучено более 50-ти захоронений. Судя по погребальному обряду, наиболее вероятная датировка этого кладбища: X – XVI века.
  5. В сквере, примыкающем с востока к зданию Дворянского собрания (Дворец книги), а с юга к первому корпусу УлГПУ (там сейчас стоит бюст И.А. Гончарова), в 1969 году Г.М. Буровым был исследован мусульманский могильник (4 или 5 костяков). Здесь же обнаружен железный наконечник стрелы (№40 по Медведеву). Исследователь датировал этот могильник XI – XIV веками, то есть периодом Волжской Булгарии и Золотой Орды.
  6. Ульяновский краевед  Иршат Аляутдинович Замалетдинов, осуществлявший наблюдения за земляными работами в центральной части г. Ульяновска с 1986 года, выявил остатки рва, тянущегося вдоль западной стороны ул. Корюкина на протяжении около 100 метров и проследил его соединение с остатками укреплений, проходящих под бульваром Пластова. Им же были обнаружены многочисленные булгарские археологические материалы (преимущественно, фрагменты красноглиняной гончарной посуды) в районе улиц Радищева, Рылеева, Корюкина и бульвара Пластова. Другой ареал распространения булгарских материалов, по его сведениям, находится в квартале между улицами Карла Маркса, Гончарова, Дмитрия Ульянова и Советская.
  7. В 1995 – 1999 годы автором статьи были отмечены находки булгарской, золотоордынской и средневековой мордовской керамики (определение казанского археолога Евгения Петровича Казакова) в районе улиц Рылеева, Радищева и бульвара Пластова, а также в районе ул. Мира, 2-го пер. Мира и прилегающей к нему части ул. Красноармейской. Среди сборов имеются также фрагменты цветной поливной булгарской и золотоордынской керамики XII – XIV вв.
  8. В 2000 – 2008 годы государственный орган охраны памятников Ульяновской области организовывал археологические исследования на строительных площадках в центральной исторической части Ульяновска (автор статьи являлся в те годы служащим этого учреждения, в обязанности которого входила организация таких исследований), в результате которых на значительных площадях в пределах улиц Гончарова, Карла Маркса, Мира, 1-го и 2-го переулков Мира, бульвара Пластова и др. были выявлены местонахождения керамики и культурный слой именьковской, булгарской и золотоордынской археологических культур, а также материалы эпохи Казанского ханства. На строительной площадке снесённого (а затем восстановленного в искажённом виде) объекта культурного наследия – «Дом Курчатова», расположенного по адресу: 2-й переулок Мира, 24, был обнаружен культурный слой именьковской и булгарской археологических культур, а также остатки земляных укреплений. Анализ карт и планов Симбирска XIX – нач. XX вв., показал, что эта площадка была расположена на сдвоенном мысу, который образовывали ныне засыпанные долина-овраг речки Симбирки и два оврага её левых притоков-ручьёв.

 

И, окончательную точку в давнем споре о местонахождении средневекового города поставил письменный документ, обнаруженный в 2000-е годы владимирским историком  Валерием Дмитриевичем Кочетковым в отделе рукописей Российской государственной библиотеки «Наказ строителям Синбирской крепости» (вероятная датировка этого документа – 1647-1648 гг.). В этом Наказе было написано, что сразу по приезду первого отряда Богдана Хитрово к месту строительства, им следует расположиться «…и усилитца на синбирском городище меж рекъ волги и свияги обозом и укрепитца надолбами тотчас чтоб имъ от приходу войнских людей быти без страшным а пока места надолбы зделают и до тех мест обоз отынить пиками и держать для бережения от приходу воинских людей сторожей ближние и отъезжие, где пригоже, и велеть подымовным людям на городовое и засечное дело лес сечь меж рекъ волги и свияги с рускою сторону а в степ на нагайскую сторону однолично для лесу и ни для каких дел, кроме сторожей, никому ездит и ходит не велеть а быти новуму синбирскому городу мерою и з башнями четырёх сот сажень…» (см. копию части Наказа). Следовательно, в этом документе указано место локализации старого «Синбирского городища» – между Волгой и Свиягой, вблизи построенного в 1648 году на высоком правом берегу Волги – Синбирского кремля («Синбирского города»).

Таким образом, материалы археологических исследований последних десятилетий, а также критический анализ давно известных документов и вновь обнаруженный письменный источник, – Наказ от 1647-1648 гг., решили давний спор о локализации средневекового города Синбир/Симбер в пользу сторонников его размещения на правом берегу Волги, в исторической части города Симбирска-Ульяновска.

На мысах, образованных оврагами речки Симбирки и впадающих в неё слева ручьями располагалось небольшое мысовое городище (сейчас там расположен восстановленный «Дом Курчатова»). С напольной стороны к мысовому городищу примыкал обширный укреплённый посад. По мнению автора, линии укреплений посада проходили: на востоке – по ул. Корюкина; на юге – по бульвару Пластова и в районе ул. Мира – по ныне засыпанному оврагу; на западе – между ул. Красноармейской и ул. Федерации (по левому берегу засыпанного оврага р. Симбирки); на севере – по ул. Рылеева. Таким образом, площадь укреплённой части этого булгарского и/или золотоордынского города составляла около 350000 кв. м. Для сравнения, площади крупнейших городищ Волжской Булгарии составляли: Билярское городище – 6202000 кв. м., Староалейкинское городище (остатки города Ошель, по мнению автора) – 2300000 кв. м., Суварское городище – 1000000 кв. м. Автор полагает, что именно это мысовое городище и укреплённый посад упоминались в документах  XVI – XVII веков под названием – «Синбирское городище» (маловероятно, что так называлось только мысовое городище). В путевом дневнике Адама Олеария именно это городище указывалось, – как разрушенный войсками Тамерлана город Симбирская Гора (Simberska/Simberskaia gora). Судя по обнаруженным материалам, поселение на Симбирской горе существовало и в эпоху Казанского ханства.

Кроме того, у Волги располагалось ещё одно татарское городище, упомянутое в путевом дневнике Адама Олеария – как место одного из двух городов (ближнее в Волге), и в строельной книге города Синбирска – как «старое татарское городище», от которого тянулся вал к речке Симбирке. Следы старинных валов заметны на волжском косогоре вдоль Смоленского и Завьяловского спусков, однако следов этого, располагавшегося у Волги городища, пока выявить не удалось. По мнению автора, это городище располагалось на площадке, где в XVIII веке была построена Смоленская церковь.

В числе планируемых следующих планируемых работ по средневековому городу Синбир/Симбер: анализ накопленных археологических материалов; разработка стратиграфической шкалы; составление пространственно-временной топографии средневековых поселений и городов, расположенных на Симбирской горе и в Подгорье и др.

В следующих статьях автор расскажет о версиях происхождения названия города Синбир/Симбер, о функциях этого средневекового города, об его округе и о транспортных путях и о других особенностях истории старинной Симбирской горы и её округи.

Кроме того будут рассмотрены перспективы создания новых туристических объектов для освещения средневековой истории поселения и города Синбира/Симбера (X-XVII вв.), – прямого предшественника Синбирского града (с 1648 г.) – Синбирска (до 1780 г.) – Симбирска (С 1780 г.) – Ульяновска (с 1924 г.)

Радий Губайдуллов, историк Среднего Поволжья.

По материалам научной статьи: Губайдуллов Р.З. О локализации средневекового города Синбир (Симбер, Simberskaia gora) в центральной части города Ульяновска // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Великий Болгар – цивилизация на Волге». – Болгар, 2019. С. 211-220.

ИЛЛЮСТРАЦИИ

Карта венецианских картографов братьев Пицигано с указанием городов «casar de san coga» (Симбер?) и «carabolam». 1367 год.

Карта Среднего Поволжья Адама Олеария

Карта Адама Олеария с указанием города Симберская гора («Simberskaia gora») на левом берегу Волги

Фрагмент наказа строителям Синбирской крепости

Овраг реки Симбирки в июле 1924 года. Фотографии из Краеведческого отдела УОНБ. Справа – гостиный двор «Столбы». В центре, на заднем плане, мыс, где располагалось Синбирское городище.

Работы на волжском откосе около строящегося Ленинского мемориала. Август 1969 года. Фонды Государственного исторического музея.

Перед многоэтажными домами располагалась Завьяловская площадь, где в 1877 – 1878 годы Чугуновым было обследовано древнее мусульманское кладбище.

Восстановленный «Дом Курчатова» (Бывший дом купца Иванова). Здесь на мысу у ныне засыпанной реки Симбирки располагалось Синбирское городище

Сдвоенный мыс над долиной речки Симбирки, где располагалось Синбирское городище на плане Симбирска от 1800 года

Площадка в Подгорье у Смоленской церкви, где, вероятно располагалось нижнее «татарское» городище и торговый (нижний) город у волжской пристани средневекового Синбира

Основные Археологические объекты XI – XVII вв. в центральной части Симбирска-Ульяновска. На основе плана Симбирска 1887 года