Наверняка вы не раз видели, кок люди, часто немолодые, торопливо, чуть не бегом, пересекают дорогу по пешеходному переходу, а автомобилисты им еще и сигналят. По умолчанию утвердилось правило: тот, кто на колесах, тот и главный в городе.

Не для людей

Как-то вскользь в конце декабря в СМИ прошла информация о том, что на улице Гончарова уберут два пешеходных перехода – возле домов №1 и 11 (бывший «Детский мир»). Комиссия по безопасности дорожного движения при администрации Ульяновска объяснила это решение тем, что переходы опасны. Почему именно они, а не какие-то другие, непонятно: никакой мотивировки, анализа статистики ГИБДД, ничего такого в СМИ не попало. Признали и все. При этом автомобилисты, в частности, те, кто ездит каждый день на работу в здания городской администрации (ул. Кузнецова.7) и обладминистрации (пл. Соборная, 1), от такого решения должны получить хороший профит. Если убрать «зебру» у дома по Гончарова, 1, то им достаточно подняться по «восьмерке» (или выехать с улицы Минаева), и вот они уже на нужном перекрестке, поворачивай на ул. Кузнецова, там до места рукой подать.

Но пешеходы от этого решения только проигрывают, и не только потому что до ближайшего перехода (перекресток улиц Карла Либкнехта и Гончарова), им придется идти 150 метров (эта цифра указана в решении комиссии), но и потому что регулируемый переход на этом перекрестке невероятно неудобный. Тут же рядом, у гостиницы «Волга», организована остановка для маршрутных такси. Из-за скопления микроавтобусов прямо на «зебре» пешеходам не виден светофор. Для пешеходов это большая проблема, которая не решается годами.

За последние несколько лет комиссия по безопасности дорожного движения, борясь с автомобильными заторами, несколько раз то отменяла, то вновь возвращала нерегулируемые пешеходные переходы на улице Гончарова (не добиваясь, впрочем, хоть сколько-нибудь значительного результата). Но проблемы людей, которые по этой улице перемещаются без автомобилей, для власти остаются невидимками. Например, остановки общественного транспорта возле магазина «Весна» и напротив бывшего «Детского мира» (сейчас там МФЦ), неподалеку от Дома Гончарова, совмещены с парковочными местами для машин, из-за которых не видно подъезжающих к остановке маршруток. Чтобы не пропустить свой микроавтобус, потенциальным пассажирам приходится выходить на дорогу. Это ни для кого не секрет, та же комиссия по безопасности дорожного движения об этом, безусловно, знает, но не принимает никаких мер. Получается, в городе есть проблемы автомобильных пробок, парковок, общественного транспорта, но проблем пешеходов, то есть всех горожан в целом (ведь автомобилисты тоже время от времени ногами по улицам ходят) как будто не существует.

Я всерьез опасаюсь, что отменят единственный нерегулируемый пешеходный переход на улице Минаева, – говорит читательница «СК» Ольга Майорова. – Я живу на четной стороне улицы, где вообще нет продуктовых магазинов. Они все на противоположной стороне, поэтому каждый день перехожу улицу по этому переходу туда и обратно. Слышала, что на него жалуются автомобилисты, говорят, что переход опасный. Но если его убрать, то люди начнут перебегать дорогу, где вздумается, потому что до ближайшего перехода очень далеко. На такой оживленной трассе да при большой скорости движения (а машины, конечно, будут разгоняться, если переход уберут) будет много жертв. Надеюсь, чиновники, которые принимают решения, учтут это, хотя чем дольше живу, тем меньше верю в их здравый смысл.

Что касается улицы Гончарова, то пока нерегулируемые пешеходные переходы, приговоренные к ликвидации почти полтора месяца назад, еще действуют. Конечно, можно уповать на тот самый «здравый смысл» и надеяться, что решение отменено, но, скорее всего, дело в том, что необходимо время, чтобы уладить какие-то формальности, и в итоге переходы все-таки уберут – очень уж это удобно для определенного круга людей на колесах.

Да это «наезд»!

По информации ГИБДД Ульяновской области, за пять дней февраля (с 4 по 8) 398 водителей были оштрафованы за то, что не пропустили пешеходов на санкционированных переходах.

За это же время 214 пешеходов нарушили правила дорожного движения. Понятно, что это только то, что попало в официальную сводку, на деле нарушений в разы больше. Нарушения со стороны пешеходов вообще зафиксировать непросто.

– У нас на улице Полбина на участке от перекрестка с проспектом 50 лет ВЛКСМ до наркологической больницы нет ни одного пешеходного перехода (дальше – до автовокзала – сразу несколько), и именно здесь пожилые люди без конца переходят дорогу, просто движутся из своих домов в направлении автозавода по кратчайшей, – говорит жительница Засвияжья Ирина Максина. – В той стороне – вся торговля, а обходить дорогу кому-то просто не хочется, а кому-то и тяжело. Это очень опасно, потому что машины теперь не притормаживают там, где нет перехода, даже если человек на дорогу вышел. Я не защищаю пешеходов-нарушителей, но очень часто нас ставят в такие обстоятельства, что сложно не нарушить. Этим летом встретились с подругой в «Аквамолле». Она живет в центре. Стали расходиться по домам, а она говорит: «Ну ни пуха ни пера пожелай, побегу через дорогу». Не смогла ее уговорить вернуться назад, перейти по переходу и сесть на трамвай. Говорит, что идти назад долго, а трамваи ходят редко – неудобно. Все-таки система пешеходных переходов и общественного транспорта должна быть хорошо продумана, и решения надо принимать прежде всего в интересах тех, у кого нет автомобилей.

По разным оценкам количество личного транспорта в Ульяновске за последнее десятилетие выросло в 10-15 раз, а транспортная инфраструктура практически не изменилась: никаких новых развязок, виадуков, подземных переходов. Зато появились новые микрорайоны на окраине города, где большинство жителей – люди трудоспособного возраста. И чтобы из этих районов как-то выбираться на работу, отвозить детей в школу и детский сад, они берут в кредит автомобили, выезжают на старые дороги, встают в пробки. То есть проблема только усугубляется.

На этой неделе один из таких автомобилистов разместил в соцсетях гневный пост: «Разберитесь с пешеходными переходами на улице Рябикова. С утра ее за 30 минут не проедешь!». Чем не «наезд» на пешеходов? Глядишь, и исчезнет с улицы в итоге парочка «зебр».

А как по-другому?

На этой неделе власть в очередной раз должна была рассматривать новую транспортную модель Ульяновска. Лет десять ее уже рассматривают. В теории ставку делают на электротранспорт, который со временем якобы примет на себя основной пассажиропоток, и улицы города освободятся от маршруток. Но это в теории.

На практике дело обстоит так: горожане засыпали власть жалобами на работу общественного транспорта. Те микроавтобусы, которые бегают по городу, уже не справляются с перевозками. На одном из совещаний в обладминистрации первый замглавы Ульяновска Сергей Мишин сообщил, что подвижной состав маршрутов может в ближайшее время увеличиться на 20-30 автобусов. То есть нагрузка на дороги пока только продолжит расти. Но это все мелочи по сравнению с нашествием на городские дороги такси. Конкуренция в этой сфере жесткая, на рынке появляются все новые компании, которые хотят возить ульяновцев. Цены вполне доступные, а если оплачивать поездку в компании трех-четырех человек, так можно еще дешевле, чем в маршрутке, прокатиться. Словом, сервис востребован, и легковые такси дополнительно напрягли городские дороги. Но и это не все. В настоящее время в интернете размещены 700 с лишним вакансий для водителей с личным автомобилем, сообщает один из рекрутинговых порталов. Видимо, тут учтены все виды работ, не только пассажирские перевозки. Зарплату обещают для Ульяновска приличную – от 40 тыс. рублей. Как уж на деле платят, неизвестно. Но… тенденция очевидна: все больше и больше ульяновцев, лишившихся работы в период пандемии и до нее, выходят на дорогу и начинают заниматься извозом. Причем далеко не у всех для этого хватает опыта, квалификации, дисциплины, и, наконец, культуры поведения… Работодатели ничего этого и не требуют: «15 минут – и вы трудоустроены!», – обещают рекламные объявления. Словом, автомобили наступают, а обстановка на городских улицах становится все более неспокойной и даже жесткой.