Вслед за производством пива, акцизы на которое вытянули в 2020 году сбор собственных доходов бюджета Ульяновской области, самой благополучной отраслью в минувшем ковидном году считается сельское хозяйство. Два миллиона тонн регионального урожая зерновых стали гордым символом успеха. Туда же стремятся и молочные реки: по официальным данным, надои от одной коровы выросли в нашей области по сравнению с советским временем в два с лишним раза. Тогда почему сейчас на полках магазинов вместо молока и его производных лежат малосъедобные продукты? И так ли у нас все радужно на селе?

О прошлогодних достижениях ульяновского сельского хозяйства еще раз было сказано 19 февраля на коллегии областного министерства агропромышленного комплекса (АПК). Мол, в условиях ухудшения экономической ситуации в период пандемии коронавируса, АПК показал себя наиболее устойчивым. Ограничительные меры, связанные с приостановкой экономической деятельности, практически не коснулись сельского хозяйства: все его предприятия работали в обычном режиме.

– Объем производства продукции сельского хозяйства в стоимостном выражении составил в 2020 году почти 53 млрд рублей. Это на 10 млрд рублей выше уровня позапрошлого года. Индекс физического объема достиг 115,4 процента к уровню 2019 года. Это наивысший темп роста за последние четыре года, – заявил министр АПК Ульяновской области Михаил Семенкин. Положительная динамика отмечена не только в растениеводстве, но в животноводстве, что, по словам министра, связано, в том числе, с поддержкой модернизации сельского хозяйства из областной казны.

Основной рост показателей в животноводстве, по данным министерства, принесло производство молока. Надой молока в расчете на одну корову молочного стада в сельхозорганизациях региона составил за прошлый год 6180 кг, что выше 2019 года на 7,9 процента. Хотя смотря с чем сравнивать. Если исходить из указанной цифры, получается, что ульяновские буренки давали в среднем в прошлом году почти по 17 кг в сутки. Говорят, что на Кубе от коровы голштинской породы удалось надоить 111 кг молока в сутки. Но это – абсолютный мировой рекорд. Возьмем средние показатели, а они таковы. В сутки корова молочной породы дает от 20 до 40 кг молока (при хорошем уходе в и рационе можно получать до 60 кг). То есть годовой надой при этом должен составлять не меньше 7300 кг. Есть куда расти ульяновскому стаду и кроме рекордов.

Областное министерство АПК упирает на то, что в советский период максимальный годовой надой от коровы составлял 2796 кг. С этим не поспоришь: 6-7 кг в сутки было обычным явлением в 1970-80-е годы в ульяновских колхозах. Но почему же в те времена в продаже было полно молока (хочешь – фасованного, хочешь – разливного), творога, сливочного масла, сыра? В основном куда лучшего качества, чем сейчас. Разливное молоко, если вовремя не вскипятить, скисало, что говорило о его натуральности. Молоко продавцы и производители могли тогда разбавить только водой, чего невозможно делать до бесконечности. Сегодня, напичканные сверх меры пальмовым маслом и еще черт знает чем, молочные продукты в России способны храниться больше недели, а потом сразу горкнут, не скисая. Настоящий вкус сливочного масла и сыра народ уже забыл, а современные дети вовсе не знают. В советские времена сыр (вкусный, съедобный!) долго можно было купить без проблем – даже когда многие продукты стали дефицитом. Почему так, коли сегодня продуктивность среднестатистической коровы в той же Ульяновской области выше? Дело, думается, в том, что коров тогда было значительно больше, и если не высокой эффективностью отрасли, то массовостью стада решалась задача по снабжению страны молоком. Не самый лучший метод, но результат он все-таки приносил. Сегодня при повысившихся по отчетам надоях результат густо замешан на пальмовом масле.

Еще несколько данных с коллегии министерства АПК. Скота и птицы на убой в живом весе реализовано в прошлом году хозяйствами области 67 тысяч тонн, что на 1,8 процента больше уровня 2019 года. Производство яиц в 2020 году составило 193 млн штук – плюс 0,2 процента к предыдущему. То есть по мясу и яйцам регион, несмотря на всю устойчивость АПК к коронавирусу, современные технологии и бюджетные субсидии сельчанам, топчется на месте. Прежде ульяновский агропром легко мог отправлять часть яиц за пределы области. Сегодня не обеспечивает в полной мере даже ее (опять сошлюсь на советскую норму: считалось, что человеку полезно съедать около 300 яиц в год). Видимо, поэтому в наших магазинах преобладают иногородние яйца, часть которых к тому же дешевле местных, несмотря на дальнюю перевозку. Объявлено про очередное возрождение Птицепрома в регионе, но сколько уже было таких попыток, кончавшихся банкротством. Поэтому скажем «гоп», когда перепрыгнем.

Одним из приоритетных направлений в сельском хозяйстве для региона названо развитие рыбоводства. Здесь тоже действуют господдержка, гранты – на возмещение части затрат на приобретение технологическою оборудования, строительных материалов, рыбопосадочного материала, кормов для рыб. В итоге в прошлом году способом аквакультуры было произведено 197 тонн товарной рыбы. С одной стороны, больше на 7 процентов, чем за предыдущий период. С другой, если разделить на всех жителей Ульяновской области, то получится грамм по 200. А ежегодная потребность региона в рыбной продукции, по данным министерства, составляет около 30 тысяч тонн. Так что местная аквакультура пока – капля в море. Нынешними темпами возрождать разоренное в перестройку село придется долго.