Когда говорят о двух самых известных процессах, на которые можно смотреть бесконечно – течение воды и мерцание огня – то к ним порой добавляют еще что-нибудь для эффекта. В Ульяновской области, например, можно добавить газификацию региона и обеспечение правобережья областного центра качественной водой. Вернее, ульяновцы вынуждены бесконечно наблюдать за этими процессами.

Оба идут уже десятилетиями, не раз им ставился предельный срок исполнения, но пока конца не видно ни тому, ни другому. Это еще раз подтвердилось на недавнем отчете облминистра энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Александра Черепана в Законодательном Собрании об итогах работы за прошлый год.

А у вас в квартире газ?

Можно, конечно, лишь порадоваться заявлению министра Черепана о том, что все показатели и задачи, стоявшие на прошлый год перед регионом по различным программам («Чистая вода», «Оздоровление Волги», «Тепловые источники», «Комфортная среда» и т.п.) выполнены стопроцентно. По газификации, например, завершено строительство газопроводов общей протяженностью более 87 километров в восьми населенных пунктах, еще в ряде районов области возведение газовых ниток продолжилось или началось. А в нынешнем году на газификацию предусмотрено выделить средств в два раза больше (451,7 млн рублей), что позволит завершить строительство газопроводов протяженностью почти 150 километров в семи населенных пунктах. Однако при таких объемах финансирования до полной газификации Ульяновской области еще очень далеко. Хотя власти периодически обещают покорить этот рубеж.

Газификация нашего региона длится уже более пятидесяти лет. В Ульяновск первый природный газ (то есть по трубе, а не сжиженный из баллона) пришел в 1969 году. И процесс тянется до сих пор. Его не сумели завершить ни при советской власти, когда область по газификации сильно отставала от средних показателей по стране, ни в наши дни, когда газом в России заправляют частные гигантские компании, владеющие огромными миллардами. Хотя на территории Ульяновской области проходит крупный газопровод, по которому голубое топливо активно качается за рубеж. За это время проложены разнообразные «северные потоки», газовая труба по дну вдоль Черноморского побережья для сочинской Олимпиады… А в нашей области лет 12 назад природный газ еще не до каждого райцентра добрался. В 2008 году губернатор Сергей Морозов на рабочей встрече в Кремле с президентом РФ, которым тогда был Дмитрий Медведев, доложил, что газификация в регионе должна окончательно завершиться в 2012 году. В названном году мне довелось участвовать в торжественном «зажжении факела» в Безводовке Кузоватовского района. Тогда представители газовой отрасли на мой вопрос ответили, что завершить газификацию области в 2012 году не получится. Проблематично это будет сделать и в следующем. Как видим, внедрение природного газа в регионе продолжатся до сих пор. Закладываемых на это средств явно недостаточно, темпы невысоки. Наверное, газ выгоднее экспортировать. К началу прошлого года уровень газификации региона в целом составлял 70,6 процента, в сельской местности – вообще лишь 55,6 процента. По газификации сел Ульяновская область отстает от среднероссийского показателя (61,8 процента). А ведь газ в сельской местности особенно важен: служит не только для приготовления пищи, но и для обогрева домов – центрального отопления в деревнях нет.

В минувшем году между газовиками и Ульяновской областью была подписана новая пятилетняя программа газификации. Согласно ей, инвестиции «Газпрома» предусмотрены в объеме 6,419 млрд руб. -в 1,2 раза больше, чем на 2016-2020 годы. Намечено построить 620 км межпоселковых газопроводов для газификации 104 населенных пунктов Базарно-сызганского, Барышского, Инзенского, Карсунского, Кузоватовского, Майнского, Николаевского, Радищевского, Старомайнского, Тереньгульского и Чердаклинского районов. Но даже это еще не будет полным охватом. Как заявил министр Черепан, 100-процентно газифицировать все населенные пункты Ульяновской области, подлежащие газификации, планируется к 2029 году – такова стратегическая цель. Она опять где-то за горизонтом, однако все равно сомнительно – выполнима ли?

Долго ждем водопровод – вот

В сфере водоснабжения и водоотведения главными задачами являются повышение надежности и качества услуг. По замыслу к 2024 году 97,6 процента населения региона должны получать качественную питьевую воду, благодаря модернизации систем водоснабжения и водоподготовки с использованием перспективных технологий. Ключевую роль здесь играет федеральный проект «Чистая вода», по которому в Ульяновской области в минувшем году освоено порядка 400 млн рублей. Значительная часть этих средств была вложена в водоснабжение Чердаклинского района (вода там оставляет желать лучшего), куда начали тянуть водовод от Архангельского грунтового водозабора. Работы продлятся еще четыре ближайших года.

Не лучше вода, как известно, и в правобережье Ульяновска, поступающая с волжского водозабора в Поливно. По мнению ряда специалистов, пить воду из Волги и даже что-то варить в ней опасно – грозит различными заболеваниями. При попытках решить проблемы правобережья всегда возникает давний проект привести в Ульяновск артезианскую воду с Барышского свияжского месторождения, но долголетний дорогостоящий воз и ныне там. Без федеральных денег тут не обойдешься, а в минувшем году, по словам Александра Черепана, Ульяновская область их на эти цели не получила и пролоббировать вопрос в Москве о вхождении в какую-нибудь общероссийскую программу тоже не смогла.

Поливенский водозабор грозит не только водой, плохо дружащей с санитарными нормами, но и своей ненадежностью. Несколько лет назад, например, в начале зимы трубопровод забила шуга, оголовки обледенели, и правый берег Ульяновска получил серьезные проблемы с водоснабжением. Тогда все в очередной раз вспомнили про артезианский свияжский вариант, который мог бы стать уже не резервным, а вообще основным. Этот проект возник, когда областью руководил еще Юрий Горячев. Было получено разрешение федеральных структур на разработку свияжского водозабора, чтобы снять проблему обеспечения чистой водой правобережья Ульяновска. Тогда даже пробурили несколько скважин, начали протягивать линии электропередач, но позже все застопорилось. С тех пор проект перманентно обсуждается, но до решительных шагов по его осуществлению дело так и не доходит.

В 2013 голу «Водоканал» получил лицензию на 25 лет на доразведку запасов залегания подземных вод барышско-кузоватовского пласта. Был разработан проект. Дальше следовало вести доразведку и планировать строительство водозабора – несколько десятков артезианских скважин, станцию очистки. Также необходимо было протянуть две нитки водовода большого диаметра от месторождения до Ульяновска, длиной 60-70 километров. Тогда город получил бы качественную воду и на правом берегу.

Каждый раз все упирается в деньги. В 2019 году этот проект оценивался в 11 млрд.рублей, сейчас, наверное, стоит еще дороже. Самостоятельно область такие траты осилить не может, а Москва, как видим, руку помощи не протягивает. Вопрос об альтернативном источнике водоснабжения правобережья отражен в пресловутом постановлении Совета Федерации в рамках дней Ульяновской области двухгодичной давности. Но дальше обещаний и тут дело не пошло, хотя, скажем, на левобережную автомобильную развязку с нового волжского моста, отраженную в том же постановлении, центр бросает деньги безостановочно. Получается, качественная вода, а с ней и здоровье людей не столь важны?

Не хватает, как отметил на отчете в ЗС Черепан, и денег на приведение в порядок системы очистных сооружений в регионе. Проведенная инвентаризация показала, что они работают только в Ульяновске, Димитровграде и Новоульяновске. В тех же Инзе, Барыше, Карсуне все сбрасывается на рельеф. Для исправления ситуации требуется 12 млрд рублей. Опять сумма неприподъемная. И проблемы копятся годами, как в Барыше, где очистные не действуют давно, а вместо их реконструкции долго велись лишь бесплодные разговоры насчет того, в какую бы федеральную программу попасть. Стоимость требуемых работ меж тем с годами росла – 150 млн рублей, 300, 500… Необходимо восстановить шесть канализационно-насосных станций, семь километров сетей канализации. В текущем году изготовление проекта для реконструкции барышских очистных планируется завершить, и только потом можно начать строительно-монтажные работы. Также проектирование реконструкции очистных намечено в Инзе, Ульяновске, Новоульяновске, Димитровграде, строительства – в Новоспасском. По словам Черепана, больше полутора миллиардов рублей в год на этом направлении осваивать не удастся. А вопрос приведения в нормальное состояние водоснабжения в регионе министр оценил в 40 млрд рублей. Это – почти половина бюджета Ульяновской области.

Недавно сообщалось, что более 2 млрд рублей будет предоставлено Крыму и более 1 млрд рублей Севастополю на модернизацию водоводов, а вообще на устойчивое водоснабжение Республики Крым из российского бюджета выделят до 2024 года почти 46 млрд рублей. Комплексный план включает 14 мероприятий, среди которых разработка новых источников, строительство гидротехнических сооружений, объектов водоснабжения и водоотведения, капремонт инфраструктуры. Полуострову перестало хватать воды. Ведь после присоединения Крыма к России весной 2014 года Украина перекрыла идущий от Днепра Северо-Крымский канал, обеспечивавший около 85 процентов потребности крымчан в пресной воде. Об их водоснабжении вынуждено заботиться правительство РФ раз Крым – наш. Оно и не скупится: ведь теперь там могут быть земельные участки или дачные ансамбли вполне конкретных россиян. И вообще – в Крыму тепло, море, туда хочется съездить. Не то что на правобережье Ульяновска.