В начале марта после двухнедельного перерыва из-за праздников и командировок губернатор на штабе по комплексному развитию региона анонсировал создание «цифрового суперсовременного Правительства 2.0». По словам Морозова, это  будет постоянно действующий координационный центр при Правительстве под руководством губернатора. Кроме того, в феврале 2021 года вышло постановление о создании координационного центра Правительства Российской Федерации, в котором прописаны его задачи и функции. Похоже, региональный центр будет копировать его свойства и структуру на местном уровне.

У меня было желание создать современный управленческий мозг. Нам нужны масштабные действия по цифровой трансформации. Это будет Управление, основанное на Big Data и аналитике. Должны активно начать подбор прогнозистов, экспертов. Сразу после 10 марта проведу встречу с рабочими группами по цифровизации 10 передовых отраслей. Следующий шаг – создание цифрового суперсовременного Правительства 2.0, или 4.0, сами выберете, какая цифра больше нравится. Это будет постоянно действующий координационный центр при Правительстве. Руководить им будет губернатор. Техническое обеспечение структуры возложено на ЦСИ, которое возглавляет Олег Асмус. Также будет руководитель аппарата, утвердим его в течение 1-2 недель. Сегодня осмотрели предполагаемое помещение, около 1500 кв. метров нам хватит. В этот центр будут входить ЦУР, ситуационные центры. Все это позволит губернатору принимать оперативные решения, – сообщил тогда губернатор.

Первое заседание цифрового правительства прошло в середине марта. Сергей Морозов сообщил, что заседания будут проходить еженедельно как заседания кабмина.

Поинтересовались у действующих лиц о том, что подразумевает цифровое правительство и как реализуется инициатива губернатора.

Председатель правительства Александр Смекалин в своем ответе отметил, с помощью цифрового правительства необходимо решить три основные задачи:
1. Сделать взаимодействие с органами управления на региональном и муниципальном уровне максимально удобным для населения и контрагентов.
2. Обеспечить максимально объективное принятие управленческих решений.
3. Перейти от ситуативного управления регионом к системному. Реализацией третьей, последней задачи, как раз и займется координационный центр при помощи консолидации больших данных о работе всех систем жизнеобеспечения региона.

– Все это возможно только при условии постоянного сбора и анализа больших данных о функционировании всех систем жизнедеятельности региона, постоянного получения обратной связи и контакта с населением. Первый шаг нами уже пройден, выстроена централизованная система оказания услуг через МФЦ, госуслуги переводятся в электронный вид, их получение становится максимально удобным для жителей. Второй шаг сделан посредством ЦУР ( Центр управления регионом), который обеспечивает круглосуточной сбор и анализ обращений граждан, информации о возникающих на территории региона проблемах из открытых источников, в первую очередь, из сети интернет.  Третий шаг, который мы сейчас реализуем – это консолидация больших данных о работе всех важнейших систем жизнеобеспечения региона на базе ситуационного центра Губернатора, специальных информационных платформ.

Это позволит нам прийти к наиболее объективному принятию управленческих решений, повысит их беспристрастность, увеличит скорость и качество оказания услуг населению. За счет цифровой трансформации мы сокращаем затраты, не только связанные со временем, но также экономим ресурсы. В том числе, уходим от непродуктивной работы чиновников по сбору информации и более эффективно используем этот ресурс, например, на проектном управлении. В цифровой формат переводятся все возможные данные и принятие типовых управленческих решений, минимизируется контакт чиновников с населением и потребителями услуг. Таким образом, процесс управления формализуется, обеспечивается его объективность и открытость. Эти задачи ставит перед нами Губернатор Сергей Морозов, которые мы реализуем посредством цифровой трансформации системы управления регионом.

Гендиректор АНО “Центр стратегических исследований” Олег Асмус сообщил, что его работа состоит в том, чтобы работать над “долгими” и системными проблемами. Однако при их анализе 70% времени уходит на, чтобы собрать те самые Big Data, которых в готовом виде фактически не существует. По словам Асмуса координационный центр создается как раз для того, чтобы эти данные были и их могли использовать для решения поставленных задач и принятия верных решений.

Сейчас во всех субъектах РФ создается т.н. центры управления, ситуационные центры, в т.ч. и у нас. Мы одни из первых, кто этот процесс запускает. На уровне правительства РФ ровно такие же действия проведены. Есть ситуационный центр, который говорит о мнении населения, локальных проблемах, которые решаются достаточно быстро. Вещи не глобального плана. За это направление сейчас отвечает Костин и Колесова (уже уволилась – Улпресса). Второе направление, это все, что касается цифровой трансформации и улучшения всей этой работы в плане “цифры”. За это направление отвечает Павлов. Я, как ЦСИ, должен понимать насколько системна проблема. На год мы формируем перечень из 24 наиболее важных проблем в социально-экономическом развитии региона. По мнению депутатов, руководящего корпуса и ОП, все это согласовывается и выбирается ТОП из 24 проблем. Я их должен решить за год. Если сказать просто, работаем над “долгими” проблемами. Координационный центр, которым на уровне Правительства РФ определен аналитический центр при Правительстве, вполне логично, что это я – в наших Ульяновских реалиях. Если говорить простым языком – Костин занимается задачами “быстрого” характера, на которые должна среагировать мэрия, дорожники и тд. А я должен понимать, насколько это системная проблема, которая беспокоит население. Например, как решить проблему бедности населения или с ценами, разработать программу развития дорожного хозяйства, разработать стратегию развития отрасли строительства и тд. Я координирую эти направления через более “длинную” и глобальную аналитику. У меня сегодня 70% времени уходит на то, чтобы собрать какую-либо информацию. Например, Правительство РФ 2 года объявило, что будет давать деньги на улучшение производительности труда. Правила игры следующие: регион готовит заявку с тем, на что им нужны деньги, доказывает это, делает анализ по предприятиям. Только после этого у субъекта и у предприятий появляется право получать эти деньги. История у каждого субъекта может быть разная: модернизация оборудования, переобучения, кредиты и тд. Ни одно министерство не способно сделать это широко по каждой отрасли. Только мы, как аналитический центр, можем в комплексе сказать, что нужно делать. Сегодня порядка 20 или 30 наших предприятий получает конкретные меры поддержки. При выполнении этого исследования у меня 70% времени уходило на то, чтобы собрать данные, которых не существует. При построении структуры, о которой мы говорим, они есть и будут и автоматически будут появляться. Приведу один из локальных примеров. Сейчас у меня на этот год стоит задача по уровню бедности. Статистики по уровню бедности не существует. Доказать, что и как нужно региону можно только при помощи исследований. В координационном центре участвует и Сбербанк, ПФР,  налоговая. Все они владеют информацией о бедности. У меня тогда появляется гораздо больше времени и правдивых данных для того, чтобы принять правильное решение.