Врио губернатора Алексей Русских начинает обозначать свою повестку и уже не в первый раз говорит о благоустройстве. После прогулки по Карла Маркса, им, в том числе, была поднята проблема наружной рекламы. Пока только в общих словах и как обозначение намерения “навести порядок”. Давайте поможем ВРИО и посмотрим хронику решения проблемы. Отдельный вопрос: почему в городе долгие годы так и не может появиться периодически анонсируемая властью “айдентика” (единый подход к оформлению зданий и конструкций).

Последний раз власть, архитекторы и рекламный бизнес обсуждали формат (цитируем повестку): “регулирования деятельности заказчиков и производителей рекламы, пересмотр имеющихся стандартов оформления городской среды средствами наружной рекламы” в сентябре 2019 года. Было принято решение о создании рабочей группы по формированию рекламно-информационного пространства, выпустили распоряжение зампреда правительства и теперь уже экс-министра строительства и архитектуры Ульяновской области Алсу Садретдиновой. Рабочая группа поднимала вопрос фирменного шрифта для Ульяновска и создания своей айдентики.

Ныне гендиректор Корпорации развития строительства и инфраструктурных проектов «Дом.73» Алсу Садретдинова прокомментировала, что целями рабочей группы были проведение ревизии рекламного рынка, разработка концепции обновленного пространства и дальнейшая работа по новой системе:

– Тогда Сергей Морозов поставил задачу привести рекламное пространство в соответствие с новыми требованиями градостроительной документации и современным архитектурным обликом. У нас различные зоны по градостроительным регламентам и Генплану, соответственно была задача, чтобы реклама гармонично вписывалась в архитектурный облик и существующую застройку. Первой целью стояло проведение ревизии на предмет законности и соответствия нормам, она началась в сентябре 2019 года, в том же году в ноябре закончилась. После этого должна была быть разработана концепция обновленного рекламного пространства после обсуждений с Градсоветом, с учетом предложений рекламщиков, историков, краеведов, архитекторов, всех, кто участвует в этом процессе. После этого должна была быть заказана работа уже по обновленной концепции рекламного пространства.

Еще один участник рабочей группы, который на тот момент был на должности ио руководителя Управления по охране объектов культурного наследия администрации губернатора, Евгений Сизоненко прокомментировал, что после первого собрания рабгруппы представителей его ведомства на совещания больше не приглашали, существует ли сейчас этот орган, он не знает:

– Нас на собрания рабочей группы  после первого заседания в октябре 2019 года не приглашали, может там они и собирались и работали, но от Управления никого не было. Мы предлагали свой нормативный акт по порядку размещения информационных вывесок взять за основу для рекламных конструкций. В настоящее время вносим в этот порядок изменения – убираем излишние требования и двоякие толкования. В нормативном акте прописано, чего на вывесках быть не должно. Так, например, почти удалось расчистить фасад здания на Гончарова, 30.

Гончарова, 30

До начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации Ульяновска в течение дня дозвониться не удалось. Структуры Администрации – одни из самых труднодоступных.

Как видим, за 1,5 года в этой сфере качественно ничего не изменилось. Так проблема наружки и (шире) подхода к оформлению фасадов и, в целом, городской среды и висит: власть вздрагивает раз в 3-5 лет. Но без особенных последствий. Разве что наоборот: появились новые форматы размещенной наружки (перегораживающие проход пилоны на тротуарах центра).

Что представляет рынок рекламы в Ульяновске сейчас

Схема размещения щитов и рекламных конструкций в Ульяновске утверждена до 2024 года, зайти на рынок «наружки» сейчас просто невозможно. В 2014 году в Ульяновске аукцион не проводили: был риск, что весь рынок “съест” крупный игрок, так город подставил бы более мелких, работающих в этом сегменте. Тогда прошли торги по форме конкурса с различными параметрами, за выполнение которых начисляли баллы.

Однако конкурс на право использования 556 билбордов все равно прошел со скандалом. По его итогам рынок (70% конструкций) все равно захватили, как тогда говорили в Ассоциации коммуникационных агентств Ульяновской области, “новоиспечённые, не известные никому ООО «Виз-Арт» (директор Старшова Ольга Станиславовна, которая в 2013 году работала менеджером по маркетингу и рекламе компании «Авторай») и ООО «Стрит-лайн» (коммерческий директор Климова Лилия Валерьевна, ранее работавшая на руководящих должностях у Дмитрия Рябова). Фирмы были зарегистрированы в конце 2013 года в налоговой в одно и то же время с разницей один-два дня по одному адресу: Московское шоссе, 17. Председателем конкурсной комиссии была Татьяна Горюнова. Из 20 давно работавших на этом рынке компаний в победители попали только шесть, в том числе агентство «ФБР 73» (Харлов), ИП Долгановский, сохранили свои позиции по количеству рекламных конструкций ООО «Маркет-Люкс» (Рябов) и ООО «СТС», собственником которого являлся тогда помощник главы города Ульяновска (тогда – Марины Беспаловой) Владимир Набатов (тот же “Авторай”). Руководители не менее десяти компаний, входящих в Ассоциацию коммуникационных агентств Ульяновской области (АКАУ), обращались к экс-губернатору Сергею Морозову, говорили, что, на их взгляд, «произошел захват рекламного рынка с использованием служебного положения и административного ресурса помощником главы города Ульяновска Набатовым». Дело доходило и до ФАС, но кончилось для тех, кто был против итогов конкурса, по сути, ничем. Мелких игроков “зачистили”, фактически рынок “забрал” приближенный к руководству города бизнесмен.

В 2023 году начнётся подготовка к новому аукциону или конкурсу, в 2024-м станет известно, кто будет владеть билбордами в Ульяновске на новый период.

О звуковой рекламе.

В 2019 году мы поднимали и тему звуковой рекламы. Наше голосование тогда показало, что подавляющее число горожан против, тем более – в центре города. Схема размещения громкоговорителей – аналогичная установке по городу “дарсовских” остановок: бизнес ставит (монтирует) за свои средства и сам продает на носителях рекламу. При этом в качестве рекламных носителей громкоговорители по-прежнему незаконны – в реестре наружки их нет. А по федеральному закону колонки – именно наружная реклама. Ежов выносил тему на Общественную палату и часть колонок (у ЦУМа) была демонтирована в течение нескольких дней. По остальным  нарисовалась схема, аналогичная установке по городу “дарсовских” остановок. Бизнес ставит (монтирует) за свои средства – но и сам продает на носителях рекламу. В обмен включает сигнал предупреждения гражданской обороны. Такое ЧГП (частно-государственное партнерство).
Но. Во-первых, в качестве рекламных носителей громкоговорители по-прежнему незаконны – в реестре их (на тот момент) не было.
И главное (что привычно игнорирует власть): насколько подобная схема устраивает горожан? С одной стороны город без бюджетных трат решил обязательный вопрос со схемой звукового оповещения. Но, с другой, горожане по всему городу вынуждены ежедневно слушать звуковую рекламу, которую подавляющее большинство слушать бы не хотели. Вопрос висит до сих пор.

Визуал рекламы в центральной части