Руководство Ульяновской области в очередной раз похвалилось ростом экспорта продукции агропромышленного комплекса. В прошлом году, напомним, за рубеж из нашего региона было продано сельхозпродукции почти в два с половиной раза больше, чем годом ранее. В этом тенденция только нарастает: по сообщению и.о. первого заместителя председателя облправительства Марины Алексеевой, за первый квартал 2021 года экспорт продукции АПК из Ульяновской области составил 8,7 млн долларов, что в 6,2 раза больше соответствующего периода 2020 года. Львиная доля в названной сумме принадлежит зерновым – 8,1 млн долларов. Но обычным ульяновцам-то какой прок от этого?

Они продолжают видеть в торговых точках зашкаливающие в своем росте цифры на продуктовых ценниках: сей неприятный процесс удручающе продолжается с осени прошлого года. И потуги государства навести в этой сфере какой-то порядок вызывают горькую усмешку. Продлили, например, соглашение о заморозке цен на растительное масло и сахар-песок. Сахар, напомним, должен продаваться в рознице не дороже 46 рублей за килограмм. Так в Ульяновске после этого, практически, везде сделали цены на него по максимуму – 46 рублей, хотя раньше кто-то продавал немного дешевле. Причем сахар зачастую реализуется еще позапрошлогодний, когда на его себестоимость не влияла понизившаяся урожайность и прочие негативные факторы, называвшиеся в 2020 году. А в средних и крупных мешках сахар в магазинах сейчас обходится дороже 46 рублей за килограмм.

О попытках сдержать (возможно, заморозить) цены на яйца российская власть говорила еще в марте, пыталась вести диалог с производителями. Видимо, ничего не получилось. Стоимость десятка яиц в ульяновской торговле уже переваливает за 100 рублей. Такими темпами скоро неактуальна будет старая шутка: почему яйца дешевле курицы, а икра дороже рыбы? Яйца поддержат тенденцию икры. При этом в той же Ульяновской области совсем недавно вещали о бурном развитии птицеводства. В апреле правительство РФ сообщило об очередной поддержке птицеводов: 1 млрд рублей из резервного фонда на расширение программы выдачи льготных краткосрочных агрокредитов. Зимой выделяли федеральные деньги мукомолам и хлебопекам, чтобы хлеб не дорожал. Но все продукты почему-то дорожают.

А Ульяновская область в такой обстановке гордится тем, что создает условия для успешной внешнеэкономической деятельности предприятий АПК. В начале апреля власти даже хотели премировать лучших экспортеров (уж не знаю, дошло до этого или не успели). При этом региональный рынок пищевых продуктов сотрясается от роста цен. Понятно, что бизнесу чужд всякий там патриотизм. Куда выгоднее продавать продукцию, туда и будет. Выгоднее – за рубеж, погонит за рубеж. И плевать ему на рост внутренних цен. Но власти-то – федеральные и региональные – должны создавать условия для заполнения продукцией в первую очередь внутреннего рынка, чтобы изобилие на прилавках помогало бороться с дороговизной. А с получающих поддержку сельхозтоваропроизводителей, торговли надо требовать ответные шаги. И хотя бы не поощрять (как в Ульяновской области) экспортеров тех товаров, цены на которые в России растут. Или, в конце концов, финансировать покупателей, если с производителями эффекта не получается. Раздавать людям дополнительные деньги, презрительно называемые «вертолетными», и пусть люди через покупки поддерживают тех производителей и те магазины, которые им по душе. Раз по-другому не выходит.

Впрочем, возможно, представителям той же ульяновской власти с их доходами просто не страшны нынешние цены и они не чувствуют остроты проблемы. Вот лишь некоторые примеры из свежих деклараций членов областного кабинета министров за минувший год. И. о. (они до ближайших выборов все – исполняющие обязанности) министра АПК и развития сельских территорий Михаил Семенкин отчитался о доходе в 3 млн рублей (250 тысяч в месяц). И. о. министра экономического развития и промышленности Дмитрий Вавилин – 4,4 млн рублей (около 366 тысяч в месяц). Руководитель администрации губернатора Анатолий Озернов – 4,8 млн рублей (400 тысяч в месяц). Больше всех задекларировал и.о. министра строительства и архитектуры Константин Алексин – 11,6 млн рублей (966 тысяч в месяц). Он также владеет 265 земельными участками. Тут и не заметишь, что яйца дороже 100 рублей.