Публикация группы “Старый Ульяновск. Brandergofer”

До 1917 года кроме православных церквей в Симбирске были мечеть, синагога, лютеранская кирха и католический храм. Последний именовался польским словом «костел», т. к. большинство прихода составляли поляки.

Первые выходцы из Речи Посполитой появились в Симбирске во время русско-польской войны 1654-1667 гг. После взятия русским войском Смоленска пленных шляхтичей отправили на Волгу: в Казань, Саранск, Симбирск… Сосланные в 1663 г. в Симбирск «люди шляхта из взятых» были приняты «на государеву службу» (А.Н. Зерцалов) для охраны границ. А в 1685 г. «Полоцкая шляхта, поселившаяся первоначально в селе Никольском Казанской губернии, после разорения этого села башкирами перешла на службу в Симбирск» (В.Э. Красовский)

Места поселения поляков получили названия Панской (ныне Энгельса) улицы и Панской слободы. О существовании в то время католической общины ничего не известно, т. к. многие архивы сгорели в пожаре 1864 года. Первые свидетельства о католиках в Симбирске относятся к 1840-м гг. Большую их часть составляли поляки и литовцы, а также немцы, поселившиеся здесь во времена Екатерины II и образовавшие «Немецкую слободу» в центре города. Поляки служили и в полках, расквартированных в Симбирске.

Небогатая католическая община не могла позволить себе постройку храма; богослужения проводились на частных квартирах. Ксендз Фульгентий Лясковский с 1852 г. служил Святую мессу у себя дома. По другим данным святой отец служил в часовне, построенной купцом и благотворителем И.И. Макке на Лисиной улице. Позже община снимала помещение в доме Хапкова по Большой Саратовской улице.

Симбирские католики «до 1874 г. принадлежали к Казанскому приходу, который состоял из губерний Казанской, Нижегородской, Вятской, Пермской, Симбирской, Самарской и Пензенской» («СГВ», 24.04.1897). По данным А.О. Липинского в 1861 г. в Симбирской губернии проживало 255 лиц римско-католического вероисповедания, в т. ч. в Симбирском уезде – 92, не считая временно расквартированных военнослужащих.

Участники подавленного в Польше восстания за независимость 1863-1864 гг. ссылались в разные губернии; часть из них попала в Симбирск. Среди сосланных были и ксендзы. Большая часть населения относилась к полякам негативно; эти настроения подогревались правительством.

Неудивительно, что жители винили поляков в страшном пожаре 1864 года. «Говорили, что поджигатели поляки, что злоумышленниками отправлено в Симбирск множество поджигательных веществ…» (В.П. Юрлов). Многие иностранцы и солдаты были убиты погорельцами. «Поляк – магическое слово в Симбирске, оно чуть ли не синоним поджигателя…» («С.-Петербургские ведомости», 6.08.1865)

В ходе следствия, так и открывшего причин пожара, основной являлась «польская версия». Главными обвиняемыми были майор М.К. Бендерский и полковник М.Ф. Дудинский, позже полностью оправданные. Комиссия барона Врангеля казнила отставного солдата лютеранина Григорьева и горниста Самарского полка Михаила Федорова, но никто не верил, что грандиозный пожар – дело рук двух солдат…

В 1874 г. в Симбирске образован самостоятельный католический приход, а на новом городском кладбище отведен участок для погребения католиков. «По распоряжению могилевского архиепископа А. Фиалковского был прислан особый курат (настоятель) прихода. С того времени непосильное бремя содержания прихода всецело легло на малочисленных и небогатых прихожан, которые… несколько раз обращались к архиепископу Фиалковскому с просьбой о помощи, но эти петиции оставались без удовлетворения. Богослужения совершались в тесных домах, арендованных у частных лиц» («СГВ», 24.04.1897). Кураты часто менялись и бесконтрольно расходовали средства.

Несмотря на отсутствие помощи, прихожане сплотились и взяли дела прихода в свои руки. Совет синдиков (старост) завел строгий учет денежных средств и имущества. В 1886 г. стараниями синдика А. Миллера построена деревянная каплица (часовня)

В 1887 г. куратом назначен Владислав Байковский, бывший виленский священник, сосланный в 1864 г. в Сибирь, а позже переведенный в Симбирск. Сохранилась подписанная Байковским опись имущества Симбирской римско-католической церкви за 1888 год (ГГИА). Весь перечень занимает 4 страницы рукописного текста: 15 икон, 7 деревянных и оловянных распятий, несколько подсвечников, лампад и чаш, 6 богослужебных книг на латыни, ризы, еще кое-какая утварь, 4 скамьи, а также скромное домашнее имущество курата.

По метрической книге 1890 года, которую вел преемник Байковского ксендз Ю. Викульский, можно судить о примерном составе общины. Число католиков в Симбирске не превышало 300 чел. По роду занятий – военные, служащие, мещане, ремесленники. Кроме поляков и немцев в городе жили две семьи итальянцев и некоторые другие иностранцы.

Отставной штабс-капитан К.Ф. Пашкевич поселился в купленном деревянном доме на Шатальной (ныне Корюкина) улице. Детей Карл Фомич не имел и после смерти жены завещал свой дом с земельным участком католическому приходу. После смерти Пашкевича, последовавшей 6 марта 1893 года, церковный совет постановил переделать дом под костел. Перестройка велась в 1893-1894 гг. на средства прихожан. Разобрали внутренние стены, надстроили башенку с куполом, увенчанную крестом; вставили витражные стекла. К сентябрю 1894 г. сооружен первый алтарь.

2 октября 1894 года симбирским куратом Л. Урбановичем и самарским ксендзом Ф. Ломсергисом храм был освящен во имя Воздвижения Святого Креста Господня. Окончательная отделка костела велась до 1896 года, была также сооружена небольшая колокольня. Имея скромный, но соответствующий церковным канонам храм, «католическое население Симбирска получило возможность отправлять свои богослужения с подобающим благолепием» (П.Л. Мартынов).

В небольшом костеле (25 кв. сажен – около 113 кв. м.) находилось 4 деревянных алтаря. В главном алтаре помещалось деревянное распятие. Правый боковой алтарь был посвящен Остробрамской иконе Божьей Матери, чей чудотворный образ хранился в г. Вильно. В левом алтаре помещалась икона св. Екатерины – покровительницы Е.М. Перси-Френч, симбирской помещицы, благотворительницы и ревностной католички. Екатерина Максимилиановна являлась председателем Общества христианского милосердия, членом-учредителем Приходского благотворительного общества; много делала для католической общины. Четвертый алтарь был посвящен св. Апостолу Петру. Главной святыней костела являлся крест, содержащий частицу Животворящего Креста Господня. В храме имелась статуя Пресвятой Богородицы Лурдской, увенчанная серебряной короной.

В костеле стояли 8 деревянных скамей, мраморная посуда для освящения воды, фисгармония и деревянная исповедальня. Среди имущества храма значились церковные облачения, деревянный складной катафалк с покрывалом, траурный гроб и небольшое количество разной утвари.

В боковой пристройке к храму было устроено жилое помещение курата. Всю его обстановку составляли два книжных шкафа, обеденный стол с 4-мя стульями, письменный стол, два дивана, кресла и старый медный самовар.

«Прихожане каждые три года выбирают из среды себя синдиков, т. е. церковных старост, которые обязаны заботиться о благосостоянии храма, собирают пожертвования и ежегодно на общем собрании прихожан дают отчет о приходе и расходе на содержание костела» («СГВ», 24.04.1897). В 1890-х гг. синдиками избирались А.С. Харкевич, Е.А. Новицкий, И.А. Баньковский, К.И. Баранцевич, И.И. Ковалевский. А.С. Харкевич «за особенную заботливость о благосостоянии костела» был навечно избран почетным синдиком.

16 февраля 1909 г. создано Приходское благотворительное общество при Римско-Католической церкви в Симбирске. Еще до этого курат Леопольд Урбанович получил право преподавать Закон Божий в Симбирской классической гимназии. После принятия в 1905 г. Указа о веротерпимости занятия разрешалось вести на родном языке учащихся. Вскоре ксендз начал преподавать в Симбирском кадетском корпусе. В 1909 г. число учащихся-католиков составляло 16 чел. в гимназии и 12 – в кадетском корпусе.

В начале ХХ века Симбирская католическая община существенно выросла. Кроме поляков и немцев в нее входили принявшие русское подданство итальянцы, французы, ирландцы, выходцы из Австро-Венгрии. Больше стало состоятельных католиков: дворян, землевладельцев, чиновников, купцов. Ситуацию осложняла частая смена куратов. С 1898 по 1907 гг. в приходе сменилось 6 настоятелей.

В апреле 1911 г. городская дума Сызрани, где проживало 533 католика, в т. ч. 420 военных, приняла решение о бесплатном выделении католической церкви участка земли под постройку храма. Сызранские прихожане обратились с прошением к губернатору А.С. Ключареву, а Е.М. Перси-Френч выразила желание пожертвовать 400 руб. на постройку часовни.

Католики Симбирска тоже мечтали о новом просторном храме. В 1911 г. был создан Комитет по постройке костела во главе с Е.М. Перси-Френч и куратом И. Ундерисом. Дворяне Петр Чарновский и Петр Бутвилло пожертвовали участок земли рядом со старым храмом. 15 апреля 1912 г. общее собрание прихожан приняло решение о строительстве каменного костела, после чего Комитет обратился с ходатайством к губернатору. Разработанный архитектором А.А. Шодэ проект католического костела в готическом стиле (фото 3) был утвержден Губернским правлением 20 июля 1912 года.

Осуществлению замысла помешали бюрократические препоны и финансовые трудности. Расходов на постройку насчитали 32.000 руб., а приход располагал лишь тремя тысячами. Остальное хотели собрать за счет пожертвований. Но по установленным правилам для начала строительства следовало иметь половину нужной суммы. Лишь в марте 1913 г. власти утвердили порядок сбора пожертвований. Трудно сказать, почему постройка не началась сразу после этого. А после начала Первой мировой войны речь о строительстве костела уже не шла.

Считается, что для постройки лютеранской церкви Св. Марии (кирхи) был взят нереализованный проект костела. Но было разработано два похожих проекта. В сентябре 1912 г. газета «Симбирянин» писала: «Симбирск в недалеком будущем обогатится двумя художественными сооружениями – римско-католическим и лютеранским храмами… Проекты обоих сооружений разработаны архитектором Шодэ и получены утверждения. К постройке будет приступлено будущей весной, в первую очередь последует постройка лютеранской церкви на месте, занимаемом нынешнею церковью св. Марии, предназначенной в виду ветхости к сносу…»

Первая лютеранская церковь в Симбирске была построена в 1843-1847 гг. по проекту И.А. Бенземана. К началу ХХ века здание стало ветхим и тесным. В 1910 г. церковь была закрыта для служб. С 1912 г. начался сбор пожертвований; в начале 1913-го создана строительная комиссия. 23 мая 1913 г. состоялась торжественная закладка нового лютеранского храма, а уже 3 ноября того же года церковь Св. Марии была освящена.

Лютеранская церковь, действительно, строилась по переработанному проекту католического костела. Полностью проект А.А. Шодэ реализован не был. По мнению Б.В. Аржанцева, это «значительно снизило архитектурно-художественные достоинства сооружения». Тем не менее, существующее здание кирхи дает представление о том, как мог выглядеть католический костел в нашем городе.

В годы Первой мировой войны число католиков значительно выросло за счет беженцев с западных рубежей страны и лиц, интернированных с занятых русской армией территорий. Ряды католиков пополнили военнопленные австрийцы, немцы, чехи, венгры… К началу 1916 г. число лиц католического вероисповедания только в Симбирске превышало 4000. В особенно тяжелом положении находились военнопленные, которых содержали в лагере на левом берегу Волги. Умерших от ран, тифа и других болезней отпевали в католическом храме, где служили и интернированные священники. Руководство прихода оказывало посильную помощь нуждающимся.

26 января 1915 г. в зале Общественного собрания приход организовал литературно-музыкальный вечер для живущих в городе поляков. Собранные 758 руб. направили в Татьянинский комитет помощи пострадавшим от военных действий. 1 апреля 1915 г. прошел «вечер-концерт в пользу обездоленных жителей Польши под названием «Польская цукерня». Из 1500 руб. сбора половину отправили в Польское общество вспомоществования жертвам войны в Москве (Ю.Д. Ефимов)

Особого упоминания заслуживает настоятель Симбирского католического прихода и костела Михаил Христофорович Цакуль. Родившийся в 1879 г. в Ревеле, он окончил духовную семинарию в 1908 году. Служил священником в Могилевской губернии, затем в Самаре, а осенью 1912 г. назначен куратом Симбирского прихода. На долю о. Михаила пришлись тяготы, связанные с войной и многократным увеличением числа прихожан. Отзывы современников говорят о нем, как о деятельном и отзывчивом человеке, жившем нуждами прихода. В конце 1916 г. о. Михаил был переведен в Москву. В 1920-1930-х гг. настоятель костела Непорочного зачатия и Святых Петра и Павла в Москве М.Х. Цакуль подвергался арестам, ссылке, а в 1937 г. приговорен к высшей мере наказания и расстрелян.

После установления Советской власти члены католической общины, среди которых было немало состоятельных людей, подверглись гонениям. Имение Е.М. Перси-Френч было разграблено, городской дом национализирован, сама она заключена в тюрьму и лишь чудом смогла выехать за границу.

По условиям Брестского мира Россия потеряла Польшу, Украину, Белоруссию, Прибалтику, что не могло добавить любви католиков к новой власти. После взятия Симбирска войсками Комуч и чехословацкого корпуса в костеле проходили службы и собрания поляков. Создавалось польское войско из добровольцев, избирались депутаты от Симбирска в Польскую Раду. 12 сентября 1918 г. в городе была восстановлена Советская власть.

После капитуляции Германии и провозглашения независимости Польши в ноябре 1918 г. большинство поляков уехали на родину. Костел пришел в запустение. Курат Казимир Уодко в феврале 1919 г. сделал последнюю запись в метрической книге. Имущество костела было разворовано, частью изъято властями, сад вырублен. В 1922 г. в приходе оставалось 32 семьи, которые тоже собирались покинуть город. Официально костел был закрыт в 1931 году, но фактически его не стало гораздо раньше. В доме на ул. Водников (быв. Шатальной) разместилось рабочее общежитие.

19 октября 1941 года в Ульяновск прибыли эвакуированные руководители Русской Православной Церкви (Московской Патриархии) во главе с митрополитом Сергием, будущим Патриархом. Единственная действующая Воскресенская кладбищенская церковь, где о. Сергий совершил первое в Ульяновске соборное служение, по ряду причин не могла быть собором. После долгих поисков выбрали здание бывшего католического костела, которое было решено «сделать церковно-патриотическим центром Московской Патриархии». Здание привели в порядок и передали церкви. 30 ноября 1941 г. митрополит Сергий освятил церковь во имя Казанской иконы божьей матери как Кафедральный собор Ульяновской епархии и временный Патриарший собор. Так дом на улице Водников стал главным православным храмом страны.

Перед отъездом из Ульяновска в 1943 году о. Сергий выразил пожелание, чтобы храм именовался Патриаршим подворьем в Ульяновске. Казанский кафедральный собор был закрыт в 1959 году, здание бывшего костела снесено, а на его месте построен клуб, также не сохранившийся. В 2015 году на этом месте открыта стела в память о Патриархе Сергии.

14 января 1994 года официально зарегистрирован католический приход Воздвижения Святого Креста г. Ульяновска. Первоначально приход окормлял живущий в Самаре священник о. Филипп Андрюс. В 2004 г. в Ульяновск назначен первый в новом приходе постоянный католический священник о. Ариэль Кристиан Алварез Тонкович. Вскоре приобретен приходской дом и оборудована часовня, в алтаре которой помещено распятие, прежде находившееся в Симбирском католическом костеле.

По материалам ГАУО, А.П. Шалахова, И.Э Сивопляса, публикаций «СГВ» и др.


Панская (ныне Энгельса) улица носила это название с 1663 года, как место проживания выходцев из Польши, первые из которых были взяты в плен при осаде Смоленска в 1654 году и отправлены на поселение в Симбирск.


Католический костел во имя Воздвижения Святого Креста Господня на Шатальной (ныне Корюкина) улице в Симбирске, освященный 2 октября 1894 года.


Проект католического костела в Симбирске. Архитектор А.А.Шодэ, 1912 год.
ГАУО.


Бывший католический костел на улице Водников (ныне Корюкина), в котором 30 ноября 1941 года был освящен Казанский Патриарший собор города Ульяновска.