В пятницу в Заксобрании группа депутатов собрала совещание по вопросу строительства теннисного корта на месте Юннатки. Другое место под объект инвестор принципиально не рассматривает из-за “шикарной” (с) транспортной доступности: Пушкаревское кольцо – почти центр города. Часть жителей выступает категорически против: многие считают, что идёт наступление на единственные “легкие” района и зеленую территорию, где несмотря на “загаженность” гуляют мамы с колясками. Минспорт проект поддерживает: механизм государственно-частного партнерства называют единственным способом развить данный вид спорта.  “За” выступил и Дворец творчества детей, в чьем ведении находится юннатка: инвестор пообещал помочь станции юных натуралистов (в частности отремонтировать крышу), у Минобра же денег на это нет. Позицию города по переводу земель услышать не удалось – представители Администрации на совещание не пришли. В целом депутаты указали на отсутствие информационного сопровождения проекта: у жителей объективных данных нет. Была озвучена позиция врио губернатора Алексея Русских: Юннатку – не ликвидировать, вкладывать деньги в благоустройство “Черного озера”.

Проект строительства корта презентовал президент Федерации тенниса Андрей Клочков. Разработка началась 3 года назад. По его словам, Ульяновская область, наряду с Еврейским автономным округом и Мордовией, – единственные субъекты страны, где нет круглогодичной сертифицированной базы для занятий спортсменов и проведения соревнований. Изначальная идея получить субсидии от Минспорта РФ и федеральной федерации тенниса провалилась, проект предложили реализовать за счет частных средств. Самый дешевый вариант корта из быстровозводимых конструкций – “дутиков” – администрация города не согласовала из-за непрезентабельного вида. Всего под корт было предложено 6 площадок, в том числе на ул.Шолмова, внизу около Спасо-Вознесенского собора на ул.Минаева, две площадки – на ул.Октябрьская (около заправки и рядом с Юннаткой).

– Тот участок, о котором мы сейчас говорим, был выделен в 2010 году под Госархив, но под него отремонтировали здание на ул. 12 Сентября. Участок на Октябрьской находится в госсобственности, ничем не обременен. На первом заседании в Минспорта в 2019-2020 годах озвучивалось, что объект в границы парка никак не подпадал – до границы Черного озера было 78 метров, Юннатку не затрагивал. В итоге разработали дорожную карту, сейчас мы на последнем этапе реализации. Мы приняли решение, что место очень удобное: шикарная транспортная доступность, высокая проходимость, удобно добираться детям. Третий слайд (опубликован ниже,-прим.ред) – окончательный вариант. Как видите, полностью сохраняются елки и березовая роща. Будет отдельный въезд, парковка, магазин спорттоваров <…>, – рассказал Клочков.

Президента Федерации тенниса Сергея Прохорова возмутила позиция правительства, которое вкладывает деньги в обустройство пандусов для инвалидов и не борется за здоровье нации: во Дворце творчества детей и молодежи теннисом занимаются 200  детей и сертифицированного корта для них нет.

Министр спорта Рамиль Егоров акцентировал внимание на том, что инвестору прописали социальную нагрузку: на корте будет заниматься федерация бадминтона, пожилые граждане, с 12.00 до 16.00 выделяются часы для занятий детям:

– Два проект государственно-частного партнерства мы уже реализовали: это ледовый дворец в Киндяковке, достраивается ФОК с бассейнами в мкрн Репино. Корт – третий проект. При встрече руководству было предложено рассмотреть и другую территорию, так как нужны и уличные площадки под открытым небом. Этот проект действительно нужен, так как пока таких крупных проектов по строительству спортцентров не будет. Единственный шанс зацепиться и развить данный вид спорта – механизм ГЧП.

Инвестор проекта Павел Инкин не скрывает: проект берет на себя большую соцнагрузку, так как Минспорт готов предоставить участок в хорошем, удобном месте: 

– Мы учли пожелания Минспорта в части проведения соревнований, для этих целей увеличили габариты здания. Также предложили разместить 4 площадки под бадминтон: для многих это доступный вид спорта, удобен для лиц пожилого возраста, входит в программу реабилитации после инсультов и инфарктов. Мы берем на себя большую социальную нагрузку несмотря на то, что проект имеет длительный срок окупаемости: из-за подорожания стройматериалов он вырос с 7 до 9-10 лет. Но мы понимаем, что  государство идет нам навстречу и готово предоставить участок в хорошем, удобном месте. <…> Теннисные корты зарабатывают на сдаче кортов в аренду в утренние и вечерние часы: 1000-1200 рублей в час.

Главный редактор портала Улпресса Дмитрий Ежов спросил, на каком основании до проведения публичных слушаний и перевода статуса земли участок попал в список предложенных инвестору. Заместитель министра строительства Таушкин ответил, в данном случае “идет планомерная работа по внесению изменений в Генплан, предоставление участка будет возможным после приведения в соответствие всей документации”.

Депутата Госдумы РФ Алексея Куринного интересовали гарантии, что на земельном участке после сдачи в аренду построят именно корт, а не ТЦ или многоквартирный дом. Парламентарий привел в пример ТЦ “Спартак”, где под заявленный легкоатлетический манеж отвели 10% площади, остальное сдали коммерции. Присутствовавший замминистра строительства Александр Таушкин ответил, что “чисто теоретически пока участок находится в аренде, ничего нового инвестор построить на нем не  сможет”. При нарушении условий договора аренды, в частности это нецелевое использование, документ расторгается.

Директор Дворца творчества детей и молодежи Татьяна Галушкина заявила: от сотрудничества с инвестором юннатка только выиграет:

– Она как была, так и остается. Дополнительных образованием в станции юных натуралистов занимается 2700 человек. Соседняя территория долгое время находится в  запустении. От того, что она будет облагорожена, юннатка только выиграет. Непосредственно с инвесторами у нас понимание есть. 

Член Общественной палаты Лев Левитас озвучил предложение развития “Черного озера” не как ООПТ, а с точки зрения парка и зоны отдыха. Помимо зашедшего в парк клуба “Партизан”, которому компания общественника  готовила оценку воздействия на окружающую среду, у Левитаса  есть еще несколько интересантов:

– ООПТ “Черное озеро”состоит из двух частей: региональный и муниципальной, последнюю только недавно поставили на кадастровый учёт. Когда я служил, у нас все зеленые  куски повально поставили под ООПТ, теперь там ничего нельзя развивать, по каждому телодвижению в парках приходится читать всякие материалы. ООПТ – это природная лаборатория. Сомневаюсь, что вся городская часть может быть зоной покоя – дай бог под нее можно выделить 30 га.  Всю остальную часть надо развивать с точки зрения парка и зоны отдыха.  Хватит места и для “Партизан”, и для юннатки. И ещё есть люди, желающие инвестировать.

Жительница дома с ул.Октябрьская, 32А выразила мнение, что живущие в районе автовокзала задыхаются: Черное озеро – пусть и загаженная, но единственная зеленая зона района:

– У нас даже мамам погулять негде с детьми – одни дома и дороги. Согласна, что там свалка., но что мешает поставить урны? Сколько детей из близлежащих домов пойдут заниматься теннисом? Это дорогой вид спорта. Люди специально ходят туда [на Черное озеро] слушать, как квакают лягушки и показывать детям уточек.

Главный редактор портала Улпресса Дмитрий Ежов считает, что конфликт сторон создал “провал на месте власти”: прошедшие слушания – профанация, юннатка – выживает настолько, что  вся надежда – на зашедшего с деньгами инвестора, который обещает заменить сгнившую крышу, купить два новых компьютера и перенести собачью площадку: 

–  Уже который раз власть, то есть тот большой провал на ее месте, создаёт условия, когда одни хорошие люди спорят с другими хорошими людьми. Что происходит. Первое – полный провал слушаний, профанация процесса. Всегда побеждают консолидированные интересы застройщика, потому что это деньги. Второе. Посмотрите, до чего довели Юннатку. Она нищая, сама выжить не может. Инвестор обещает им крышу гнилую заменить. Мы неделю до вас (обращаясь к Галушкиной – Улпресса) пытались достучаться, но работники чуть ли не баррикады строят. До меня доходит информация, что сотрудники корм для животных за свои деньги покупают. Территорию не просто не развивают, ее забрасывают. Это всегда был сад Юннатки, и он зарос. Сейчас оказывается, что вам инвестор купит два компьютера, залатает крышу и перенесет собачью площадку. И за это готовы отдать свою территорию?

В ответ директор Дворца творчества в запущенном состоянии Юннатки обвинила депутатов, которые согласовывают бюджет.

Забежавший на пару минут вице-спикер Василий Гвоздев заявил, что в целом жители округа “за” строительство, но всегда будут десятки выступающих “против”. А через год общими усилиями (и строчками в бюджете) все облагородят. Депутат, в чей округ входит Черное озеро, признал, что территория загажена, никто в парке не гуляет:

– Депутаты от Гордумы Лукьянов, Моргачев, Князев могли бы выразить мнение большинства жителей граничащих округов. К городу эта земля никакого отношения не имеет, там областная  и федеральная территории, все подготовительные процедуры готовились правительством. То, что вы видите, – выход на финишную прямую. Эта территория два года назад предполагалась под архив, кусок земли вывели под него. По разным причинам гектары территории сейчас загажены. В Юннатку нужно вложить большие деньги. Инвестор вкладывает в благоустройство 20-30 миллионов рублей. Жители округа не против проекта. Призываю не рубить шашкой.

Депутат Матвей Володарский считает, что нужно исходить из голосов большинства:

– Люди там против. Почему юннатка а таком состоянии? Почему территорию забросили? Юннатка кем-то приговорена на смерть. Но по многим причинам там строить нельзя. Сейчас у всех надежда только на врио мэра Вавилина – что он решит. 

В конце председательствующий депутат Айрат Гибатдинов предложил провести открытые слушания с приглашением инвестора, жителей, мэрии Ульяновска, чтобы объективно представить проект строительства корта и планы на юннатку. В заключение Алексей Куринный  обозначил позицию врио губернатора Алексея Русских: станцию натуралистов не ликвидировать, вкладывать туда деньги, благоустраивать Чёрное озеро.