Во вторник на заседании парламента врио губернатора Алексей Русских выступил фактически с программным докладом (полный текст). Глава региона заявил: нужно повернуться лицом к людям. Сейчас за чертой бедности находится 15% ульяновцев, и именно для людей нужно создавать инфраструктуру, а не гнаться в рейтингах инвестиционной привлекательности. В числе других проблем Русских выделил и сложившуюся ручную систему управления с низким уровнем инициативности и плохим лоббированием интересов региона. Глава области надеется, что к 2025 году бюджет субъекта достигнет 100 млрд рублей. Пока же нужно решить вопросы с плохими дорогами, обманутыми дольщиками, низкой газификацией, некачественной питьевой водой, умирающей Волгой и неухоженной Свиягой.

Руководитель Общественной Палаты УО прошлого созыва, главред Улпрессы Дмитрий Ежов.

-В оценках доклада по инерции часто уходят на частности: на обозначенную уже не раз конкретную повестку. Между тем Русских в первой части текста впервые обозначил стратегический блок и дал оценку предыдущей модели развития регионом. И именно это нужно обсуждать в первую очередь, потому что по обозначенной линии будет двигаться область. Вынесу из выступления несколько тезисов:
Решение Президента Русских “понимает следующим образом” (курсивом – прямые цитаты):
Во-первых, поддержать, усилить Ульяновскую область федеральными ресурсами, которые появляются у региона в связи с приходом новой команды.
Во-вторых, необходимость формирования более современной управленческой культуры, эффективной и нацеленной на результат.

Далее семь “выигрышных сторон Ульяновской области” и ряд концептуальных наблюдений, которые, как я считаю, обосновывают необходимость обновления работы всей системы управления.
Во-первых, следует признать, что прежняя модель развития, в основе которой лежит инвестиционная привлекательность региона, требует существенной корректировки. Приоритет должен быть отдан развитию современной качественной инфраструктуры – инженерно-технологической и социальной.
Второй выводнизкий коэффициент полезного действия власти, достаточно слабый уровень эффективности работы. В чем суть эффективности? Это рост уровня и качества жизни населения. И все, точка.
Третий вывод. Очень много проблем в самой системе управления.
Далее Русских в 6 пунктов эти проблемы конкретизирует и все, кто более или менее знаком с существующей управленческой моделью региона эти проблемы опознали.
Поэтому задача ближайшего времени – перенастроить работу Правительства области, опираясь на профессионализм работающей в настоящее время команды (в тексте Русских выделено жирным).

Думаю, что после выборов нас ждут более серьезные изменения. Политическая воля для этого еть, направления обозначены. И к этому тексту нам еще придется возвращаться.

Депутат Заксобрания Ульяновской области, лидер фракции ЛДПР Дмитрий Грачев

В докладе Русских мы безусловно увидели понимание региональной проблематики. Перечень проблем, которые озвучил врио, довольно обширен и озвучивается регулярно на депутатских приемах граждан. Среди них водоснабжение, рост цен на продукты, аварийное жилье. Целый блок того, что прозвучало в докладе действительно показывает то, что Русских с проблематикой знаком достаточно хорошо. Наше видение совпадает также и в том, что необходимо привлекать больше федеральных средств, т.к. ряд проблем носит капиталоемкий характер и своими силами регион либо совсем не справится, либо решение проблем растянется на долгие годы. Не совсем мы принимаем то, что говорится вновь об очередных стратегиях, они вызывают определенный скептицизм. Население ждет более быстрых изменений. Мы сами прекрасно понимаем, что есть вопросы, которые нужно решить в оперативном порядке, но есть и стратегические вопросы, которые будут решаться не один год. 

Президент ульяновского общественного Фонда «РАПИР», член Общественной палаты региона Дмитрий Травкин

Очевидно перемещение акцентов в части определения целей государственной управленческой политики на территории Ульяновской области. Смещение крена с заботы об инвестициях на перезадачивание управленческой системы и критериальной базы основы эффективности этой системы на решение проблем людей. То есть все существует для людей: бизнес, инвестиции, власть, коммунальное хозяйство, экономика. Все эффективное имеет значение лишь в той степени, когда достигаются задачи уровня жизни людей, решения их проблем. Это очевидный крен, который я услышал в стратегической части. Именно этому подчинено все – изменения функционала управленческой команды, переформатирование и так далее. 

Комментарий бывшего ульяновского топового чиновника, который предпочел остаться анонимным:

– Какой бы человек умный и хороший не был, когда он приходит на новое место, он пытается определить свой функционал. Когда приходят в частную фирму, тебе говорят, ты будешь менеджером по продажам, здесь берешь прайс-лист, здесь юрист, здесь бухгалтерия. Пришедший губернатор должен системно понимать круг и род своих занятий. Это не гастролирующий актер цирка, который приезжает с новыми фокусами. Есть федеральный закон, который регламентирует обязанности субъекта федерации, есть устав Ульяновской области, есть законы, которые принимало ЗС. Там есть куча программ, которые начаты при Морозове. Прежде чем губернатор начинает высказывать инициативы, он должен понять – какие задачи стоят перед регионом. Очистка русла Свияги всем взорвала мозг. Нужно на законодательном собрании утвердить программу, посмотреть, есть ли средства в федбюджете на расчистку рек. С пиаровской точки зрения этот проект провален – общественное мнение ульяновска не готово к тому, что задача №1 – расчистка русла реки Свияги. У нас не было этой проблемы, мы ей не живем. Он (Русских) берет свои полномочия и смотрит, на что у него хватает бюджета. Я в докладе Русских не увидел системного подхода и, главное, понимания задач, которые стоят перед губернатором. Это не проектная работа, когда ты берешь проект и начинаешь его реализовывать. Есть основные задачи, которые стоят перед регионом. Для меня они более-менее понятны. Задача властей любого уровня сосредоточиться на инфраструктурных делах. Для меня бы было важно привести тарифы на электроэнергию и на теплоснабжение в соответствие с теми регионами, которые нас окружают. Он (Русских) может выйти на УльяновскЭнерго и попытаться с ними за счет предоставлений налоговых преференций оптимизировать систему тепло – электроснабжения. Это глобальная задача на много лет с простым выхлопом – удешевляется ульяновская продукция и снимаются затраты с домовых бюджетов. Второй вопрос – улучшение качества жизни людей. Там есть признанные в разных вариациях общественными институтами критерии – уровень образования, криминогенности, коррупции, доступности госуслуг и тд. Любой руководитель на любом уровне смотрит свои полномочия, возможности и исходя из общепонятных, проверенных разными институтами задач, выстраивает свою работу. Нельзя выхватывать отдельные моменты. Я понимаю, что Русских это нужно для пиара, т.к. ему нужно выиграть выборы. Нужно брать болевые точки. Например, негазифицированные села. Русских вскользь обмолвился об этом, но не выдал никакой конкретики. Необходимо выяснить, к каким селам стоят недостроенные газопроводы, какие районы в какую очередь будут газифицированы. В программе есть и “мертвые” села, которые не для кого газифицировать. У Русских еще прикладывается целый пласт социальных вопросов. Я не увидел в его выступлении четкого понимания стоящих перед ним задач, четкого понимая того, что он собирается делать с конкретикой. Если ты понимаешь задачи, которые у тебя стоят и пока тебя не “размазали” общественным мнением, то у тебя есть потенциальный ресурс доверия. Он сам не конфликтный человек. Есть у него Костомаров, который пытается там что-то сделать. Какие бы не были задачи у Костомарова, Русских необходимо определить четко несколько направлений своей деятельности для улучшения ситуации в регионе. Пруд в Мулловке, в который сливает отходы Гиппократ, задача заместителя главы города Димитровграда по уровню, но никак не губернатора. Это локальная задача. Ты сидишь на “земле”, под тобой находится население. Необходимо сказать, что конкретно собираешься делать в каждом из направлений деятельности. Кто-то ему (Русских) сказал, что есть программа по развитию Черного озера. Это прекрасная программа, но ее номер в списке задач губернатора – 844. Когда он говорит, “мы увеличим бюджет до 100 млрд”, то первый вопрос – за счет чего. Цементный завод из Китая поставить или каким образом? Никому из жителей области не нужно увеличение бюджета любой ценой. Мы знаем, как это делается – отдаются за бесценок на коррупционной составляющей лакомые куски, как это было с автодромом Харлова. Все закончилось кортом на 10 машин. Да, можно сделать автодром в Ульяновске, но это еще дальше по списку от развития Черного озера. Я сам к Русских позитивно отношусь. Видно, что он настроен на работу. Он просто вынужден сейчас не делать глупости, но рано или поздно его прижучат, как прижучивают всех не единороссовских губернаторов везде и всегда. Это априори понятно. У нас были в городе в наших масштабах два великих человека. Градоначальник Афанасьев, который в убитом провинциальном городе построил электростанции, сделал газовое освещение, построил мост, запускал трамваи. Сам он ездил на Форде и носил американскую пилотку. Было неважно, монархист он или социал-демократ. Человек видел проблемы и решал их, сталкиваясь с сопротивлением мещанства. Был еще Иваницкий, при котором начинался Авиастар, еще он в пять раз увеличил постройку жилья. В России тогда было три строительные системы – московская, ленинградская и ульяновская. Придя на место губернатора надо определить круг задач. Не все зависит от тебя – необходимо подкорректировать круг задач под имеющийся бюджет, структуры, указы президента и тд. Этого в программе Русских я не увидел. Я увидел, как человек хорошо знакомый с пиаром, выдернутые проблемы, которые он пытается раздуть за 3 месяца и идти с ними на выборы. Понятно, что нет конкуренции и можно пройти с программой очистки русла. Если ты хочешь сделать что-то в регионе, нужно вникнуть в состояние дел. Условно получится 6 направлений работы. Нужно расставить приоритеты, продавить через ЗС программы. Они сейчас продавят все что угодно. Можно на эти работы поставить своих подрядчиков и Костомаров будет счастлив. Но необязательно зашивать город тротуарной плиткой. Те же деньги Морозов мог отбить на установке ливневки на Нижней Террасе, где ее нет 30 лет. Вот это есть системное понимание задач. Русских сильно путает задачи муниципальной и федеральной власти. Он продолжает ошибочный курс, поджимая всю власть под себя, не давая продыха местному самоуправлению. Каждый начальник может руководить лишь 7 людьми, а в идеале 4. Русских за 3 месяца не знает проблемного поля. Он говорит про пресловутое Черное озеро, но пусть лучше покажет письмо, направленное в ЗС с просьбой снять с одной статьи деньги и направить их на проект. Ходить тыкать пальцами, где в Ульяновской области лежит “говно”, большого ума не надо. Это можно и из дома сделать. Не нужно ему выдирать мелочёвку. Кривая плитка на мемцентре, это не программа на 6 лет. Я вижу, что он не делает ничего, чтобы сделал любой пацан, пришедший руководить 6 киосками. Надо определить проблемное поле. Есть простые черновые текущие дела. Я не фанат Горячева, но он такие вещи по-мужски интуитивно выделял. У Русских все на уровне разговора. Он видимо проводит встречи с носителями информации, которые ему вбрасывают ее. Русских выдергивает из этих разговоров какие-то вещи и начинает реагировать. Он работает на узнаваемость, но не на решение проблем. Он не создает впечатление человека, который расколет общественное мнение. Да, его назначат, но задача у него будет простая – обеспечивать выборы тому, кому скажут и не допускать массовых волнений. “Дебошира” у нас политике два с половиной – КПРФ и Володарский. На эти функции его сюда и послали. Что бы не говорил политик без внесения изменений в бюджет – это пустые слова. Что делает Русских можно смотреть только в разрезе того, как он меняет бюджет. Если он этого не делает, то мы идем ровно тем же курсом, который определял Морозов.