В 2014 году была завершена реконструкция водозаборного оголовка в правобережной части Ульяновска, и воду из Волги начали качать на глубине 6 метров (на 3,5 метра глубже прежнего) и в 60 метрах от берега. Это было сделано из-за регулярного снижения уровня реки, что влияло на качество водоснабжения

Объем потребления воды за две недели по городу вырос на 20-25%, в пригородной зоне – в два раза! Аномальная жара этим летом вновь очень остро напомнила о проблеме водоснабжения правобережья Ульяновска и пригорода.

Впервые так открыто на высоком уровне было заявлено о том, что огромная часть жителей нашего города получает питьевую воду низкого качества. Этой теме мы всегда посвящали особое внимание на страницах «Управдома». И последний раз говорили об этом в связи с тем, что у большого числа домов на правом берегу из крана течет ржавая ГВС. В первую очередь, это касается МКД с крышными котельными и закрытой системой теплоснабжения. Управляющие организации провели независимую экспертизу и выяснили, что в питьевой воде, используемой в данных МКД для нагрева, превышено содержание железа. Официального подтверждения, однако, нет. И вот в своем интервью 26 июня на канале «Россия 1» врио Губернатора Ульяновской области Алексей РУССКИХ откровенно говорит, что «вода низкого качества».

Советский проект

Помимо того что вода из поверхностных источников действительно низкого качества, само по себе отсутствие альтернативного источника угрожает безопасности. Достаточно вспомнить, как в 2016 году в Ульяновске произошла ЧС – так называемый зажор шуги. Из-за скопления водяной шуги и донного льда в Волге произошел зажор водозаборного оголовка, и 450 тыс. человек в Правобережье едва не осталось без воды. После этого вновь вспомнили о замороженном проекте по разработке Свияжского артезианского месторождения в Кузоватовском районе.

В 2017 году директор «Ульяновскводоканала» Сергей САВЕЛЬЕВ сообщил, что городские власти приступили к разведке запасов воды. Технологический регламент работ был расписан на 2,5 года. Чтобы взять пробы, пробурили скважины.

Провели лабораторные исследования. Составили каталог родников. Кроме того, на реке Свияге организовали четыре стационарных гидрометрических поста, на которых наблюдали за уровнем и температурой воды и прочее. В общем, приглашенным из Москвы Центральным производственным геологическим объединением была проделана огромная научно-исследовательская работа. Наконец, по предварительным данным, специалисты заявили, что подземных вод месторождения хватит, чтобы обеспечить артезианской водой Железнодорожный, Засвияжский и Ленинский районы.

В 2018 году в региональном Министерстве энергетики, ЖКК и городской среды подсчитали, что на строительно-монтажные работы потребуется минимум 10,5 млрд рублей. Сумма неподъемная не только для муниципального, но и для регионального бюджета. По этой причине проект имел все шансы быть снова убранным под сукно. Председатель Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам Сергей РЯБУХИН в том же году, выступая в Заксобрании, обещал помощь из Москвы. Но для начала (прежде чем просить о чем-то Правительство РФ) надо было подготовить проектную документацию, стоимость которой была также приличная – около 300 млн рублей.

Лишь в 2021 году о проблеме наконец сообщили Председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину во время его рабочего визита 3 июня в наш регион. Затем вопрос удалось предметно разобрать с приехавшим сюда по заданию премьер-министра главой Минстроя России Максимом ЕГОРОВЫМ. По его словам, средства возможно привлечь за счет федерального проекта «Чистая вода». Замаячила надежда, что проблема будет решена в определенные временные рамки, как говорят в народе, при нашей жизни!

– Правая сторона Ульяновска питается из Волги, вода низкого качества. Хотя еще в советское время в Кузоватовском районе была найдена линза воды высочайшего качества. Причем уже был разработан проект, который даже начал реализовываться. Начали устанавливать опоры электропередачи. Но впоследствии, в связи с развалом Советского Союза, проект был заморожен. Мы озвучили эту проблему, и теперь есть все основания полагать, что в 2024 году жители Ульяновска и близлежащих районов смогут наливать и пить воду прямо из-под крана. И она будет не хуже «Волжанки!» – прокомментировал Алексей РУССКИХ.

Уходит сквозь сеть

Другая сторона проблемы, помимо отсутствия дополнительного источника водоснабжения, – это плачевное состояние сетей. В центральной части города они хоть и изношены, но поддерживаются в рабочем состоянии. А в недавно присоединенных к Ульяновску селах – это, скорее, беспорядочный набор разнокалиберных и разномастных (кое-где даже деревянных) трубопроводов. Такие сети не способны выдержать возрастающую нагрузку.

При этом пригород расширяется, прирастая новыми населенными пунктами, которые, впрочем, «садятся» на те же хлипкие сети. В результате возникают перебои с подачей, вода не доходит до домов. А когда на улице под 40 градусов жары, начинается сверхнормативное потребление. Питьевой водой в массовом порядке поливают огороды, палисадники, газоны, заполняют бочки и бассейны на дачных участках. Для примера: в Кротовке, по замерам «Водоканала», в жаркую погоду идет расход 375 литров воды в сутки на человека, в Лаишевке – 464 литра. Это в 2-2,5 раза больше норматива!

– Летом в пригороде возникает дефицит водоснабжения. Понимаем, откуда он берется: первое направление – порывы на сетях, второе – пригород сегодня увеличивается, каждый населенный пункт активно застраивается. Это очень и очень хорошо, и отсутствие водоснабжения не должно быть препятствием в развитии пригородной зоны, – отметил врио Главы города Дмитрий ВАВИЛИН.

Он поручил МУП «Ульяновскводоканал», у которого в этом году заканчивается инвестиционная программа, подготовить новую – на три года, заложив в нее увеличение количества подаваемой воды. Сегодня число домов в пригороде Ульяновска уже выросло в 2-3 раза. И с учетом перспективы ИЖС нагрузка будет только увеличиваться. Инвестпрограмма муниципального предприятия, соответственно, отразится на коммунальных тарифах. Надо быть готовым к тому, что расходы на ремонт и замену сетей лягут в цену за воду, которую мы оплачиваем.