21 июля в Ульяновске, на новом мосту через Волгу произошла страшная авария, унесшая жизни трех человек, среди которых ребенок. Сразу стало известно, что виноват пьяный водитель тяжелого «КамАЗа»-самогруза, который размозжил легковушку «Киа» вместе с людьми.

Как можно реагировать на это… негодование и ненависть захлестывают сердце любого нормального человека. Какое бы наказание ни было применено к этому субъекту, десять лет.., двадцать лет… да хоть на клочки его порви, жизни погибших людей не вернуть.

Не дает покоя вопрос, как это случилось…, мог ли водитель «Киа» избежать такой участи… что сделал пьяный за рулем «КамАЗа»… Заснул? Начал вилять на бешеной скорости из ряда в ряд…? Стал «играть в шашки» на мосту, обгоняя легковые автомобили?! … Что?

Что реально произошло в те роковые секунды, можно детально проследить по записи видео-регистратора с автомобиля двигавшегося по левому ряду за тем самым злополучным «КамАЗом». Хорошо, что есть эта запись, иначе реальной картины произошедшего не узнал бы никто и никогда, поскольку непосредственные участники этой трагедии – четыре человека, три из которых погибли, а четвертого кто будет слушать, он будет выгораживать себя, он пьяный убийца и виновник всей трагедии.

   Смотрим запись и разбираем факты

Ясный день, жара, ослепительное июльское солнце бьет в глаза, по мосту, по левой полосе едет автомобиль с видео-регистратором. Правее по правому ряду катит тяжелый КамАЗ»-самогруз, впереди «КамАЗа», на большой дистанции идет темный кроссовер, вдалеке, перед кроссовером светлая легковушка седан, перед которой большой грузовик типа фуры. Все двигаются спокойно с максимально разрешенной скоростью. Ничего не предвещает и никто не предполагает беды через пять секунд. Темный кроссовер, обогнал впереди идущую светлую легковушку и ушел в левый ряд. Светлая продолжает двигаться по правой полосе, не замечая, что стремительно приближается к большегрузу, который едет перед ней. За идущей светлой легковушкой спокойно едет «КамАЗ». Расстояние между легковушкой и впереди идущей большегрузной фурой катастрофически сокращается, но светлая легковая не предпринимает никаких действий, чтобы объехать стремительно приближающийся большегруз. Вероятно, легковая начала тормозить, но стоп-сигналы на записи не просматриваются из за очень яркого солнца в объектив. У легковой остаются последние мгновения, чтобы изменить направление, не врезавшись в фуру, на видео четко видно, что она этого не делает. «КамАЗ» продолжает следовать за легковой, оставляя ей последние шансы выскочить из западни. Когда у легковой уже не остается никакого шанса уйти от столкновения с передним большегрузом, «КамАЗ» резко уходит влево, цепляет легковушку и левый угол большегруза. Легковая размазывается, большегруз получает незначительное повреждение, «КамАЗ», сохраняя управляемость, проезжает вперед и прижимается к правому ограждению. Трагедия произошла…

Только после того, как автомобиль с видео-регистратором поравнялся с фурой-большегрузом, можно понять, что это не фура, а большегрузная цистерна-бензовоз, и что она не двигалась, а стояла на месте.

В чем причины этой трагедии, кто в ней и насколько виноват, кто и что должен был сделать, чтобы она не случилась.

Исходя из фактов, зафиксированных на записи, следуют такие выводы:

первой по времени и первостепенной по значению причиной этой трагедии стал остановившийся на мосту огромный бензовоз (грубейшее нарушение ПДД). Этот бензовоз, в нарушение ПДД, стоял неогражденный и никак не обозначенный, посреди практически тоннеля с интенсивным движением.

Второй по значимости причиной стал водитель «Киа», который по какой-то своей причине (устал, задремал, отвлекся, смотрел на капот, растерялся…), которую никто уже не узнает, не среагировал на стоящее впереди препятствие, к которому стремительно приближался на протяжении четырех секунд, и ничего не сделавший, чтобы его объехать. При том что для спокойного маневра смены полосы движения заднему темному кроссоверу хватило двух секунд.

Третьей причиной по фактической цепочке событий стал этот злополучный «КамАЗ», который оказался в этот момент и в этом месте, невольно став исполнительным механизмом трагедии. И причина эта состоит в том, что водитель «КамАЗа» тянул с перестроением, до последнего мгновения оставляя возможность для «Киа» выскочить из ловушки, в которую она попала по своим внутренним причинам.

   Кто виноват

Виноват прежде всего водитель бензовоза, потому что остановил эту мегабомбу (не важно по какой причине) на скоростном мосту. Виноват потому, что установив это препятствие, никак его не обозначил. Виновата администрация моста, утыканного камерами видеонаблюдения, тем, что ничего не сделала, чтобы предупредить въезжающих на мост водителей о препятствии на их пути, не обозначившая никак это препятствие мегаповышенной опасности, виновата тем, что не огородила и не отбуксировала бензовоз с проезжей части моста.

Виноват водитель «Киа», возложивший на себя ответственность за жизни своих пассажиров и не справившийся со своими обязанностями.

Виноват водитель «КамАЗа», который под слепящим солнцем ориентировался на впереди идущий автомобиль и заранее не предвидел его бездействие перед смертоносным препятствием. Виноват тем, что оказался пьян.

   Что могло бы быть если бы…

Если бы… неисправный бензовоз не выехал на маршрут, ничего бы не случилось. Если бы… остановившийся посреди моста бензовоз был отбуксирован – ничего бы не случилось. Если бы… стоящий бензовоз был обозначен как препятствие за 50 м, все автомобили заблаговременно перестроились бы и ничего бы не случилось. Если бы… «Киа» понял, что бензовоз стоит, и начал вовремя его объезжать, за ним пошел бы и «КамАЗ» и все спокойно объехали бы препятствие. Если бы… пошел на объезд первым «КамАЗ», он бы отрезал возможный путь спасения для «Киа».

Имея точный хронометраж по видео и зная габариты всех автомобилей, легко построить траекторию движения «КамАЗа» от схода с оси правой полосы до удара об угол бензовоза. Получается что в момент соприкосновения «КамАЗа» с «Киа», если бы … «КамАЗ» исчез, то «Киа», находясь на оси правой полосы и в 1-1,5 корпусах от бензовоза, уже не могла избежать столкновения с ним.

Если бы … «КамАЗ», нарушая правила, изначально двигался бы по левому ряду, то он обогнал бы приближающуюся к бензовозу «Киа», оставив ее запертой между бензовозом впереди и собой слева. «КамАЗ» спокойно бы проехал бензовоз, а «Киа» столкнулась бы с бензовозом с не ясными для нее последствиями.

Теперь самое главное «если бы».

Если бы.. водитель «КамАЗа» среагировал на стоящий бензовоз и «уснувшую» «Киа» на мгновение позже, или это был бы другой водитель, или это был бы другой самосвал с такой же скоростью и на этом же месте, водитель которого был бы трезв, но разморился от усталости и жары… Если бы грузовик этот или аналогичной массы не прошел бы вскользь, а въехал в эту 40 тонную цистерну с бензином то:

… грузовик на такой скорости сплющивает бензовоз до кабины. От мощнейшего гидроудара цистерну разрывает как от снаряда, 40 тонн бензина под огромным давлением разлетается на десятки метров вокруг, превращаясь в аэрозоль, возникает большое облако взрывоопасного аэрозоля, которое однозначно детонирует. Детонация такой массы аэрозоля – это мегабомба, по мощности равная сотням авиабомб. Все автомобили, находящиеся на всем мосту плющит и сметает вместе с парой пролетов… Десятки человеческих жертв и не поддающийся прогнозированию материальный и репутационный ущерб. Это могла быть мегакатастрофа на Президентском мосту, из-за бездействия администрации моста, мегакатастрофа, которую “увел по касательной” этот самый пьяный водитель.

   Что делать, чтобы такого не могло никогда произойти?

Необходимо отслеживать все остановки транспортных средств на мосту. Установить светофоры, табло, сирены и громкоговорители на въезде и на участках моста, через которые можно эффективно и быстро оповещать водителей и регулировать порядок движения. Установить за ограждением моста специальные пеналы с большими раскладывающимися знаками, которые можно быстро достать любому водителю и эффективно обозначить остановившееся транспортное средство на любом расстоянии до него. Должен быть дежурный тягач, готовый в любое время эвакуировать аварийный автомобиль.

Уважаемый Алексей Юрьевич, прошу обратить внимание на реальные причины произошедшей трагедии и сделать действенные выводы.

Выгнать армию полицейских на дороги и останавливать все машины подряд – это всем заметное мероприятие, но совершенно бесполезное для предотвращения таких аварий в будущем. Нет оправдания пьяному водителю за рулем, но надо искать реальные причины, а не козлов отпущения.

С уважением, Алексей Федоров.