Нанесенная в центре Ульяновска велоразметка, о которой мы рассказывали в прошлом выпуске, вызвала общественный резонанс и активное обсуждение этой темы в социальных сетях

Мы собрали наиболее часто задаваемые вопросы, на которые ответил первый заместитель Главы города Алексей ГАЕВ.

ЗАЧЕМ? КТО ПО НИМ БУДЕТ КАТАТЬСЯ?

Город – сложная система, в которой должен соблюдаться баланс интересов и учет мнения всех горожан. Согласен, то, что удобно для одного, может быть совсем неудобно для другого. Однако должна быть система приоритетов, обеспечивающая баланс интересов и максимально удобное использование городского пространства.

Вначале о приоритетах:
1 место – пешеход;
2 место – велосипед и иные средства индивидуальной мобильности (самокат, моноколесо и т.д.);
3 место – общественный транспорт;
4 место – движущийся автомобиль;
5 место – припаркованный автомобиль.

В городах все больше людей начинают использовать средства индивидуальной мобильности. Такова реальность, которую мы должны учитывать. Однако следует понять разницу между «кататься» и «ехать». Катаются для развлечения, спорта, фитнеса и т.д., это действительно удобнее делать в специально отведенных местах, в парках или на стадионах. Правда, до них еще тоже нужно как-то добраться. Не все имеют машину, в багажник которой может поместиться один велосипед или два. Значит, придется добираться на велосипеде из дома.

В данном же случае мы не решаем задачу «кататься». Мы говорим про «ехать», а это совсем другое. Это использование
велосипедов, самокатов и прочих средств индивидуальной мобильности для того, чтобы эффективно и безопасно передвигаться по городу, не создавая при этом неудобств для пешеходов (см. приоритеты). Те же велокурьеры, доставщики еды, которые сейчас вынуждены передвигаться по тротуарам, – не самое лучшее решение. Необходимо создавать безопасные маршруты.

Вывод: городу необходим так называемый велокаркас. Он должен охватывать весь Ульяновск и обеспечивать возможность безопасного проезда от дома до всех точек притяжения. Каркас может быть обособленным или интегрированным в существующую улично-дорожную сеть.

Пешеход является главным участником дорожного движения. Ведь водители и пассажиры тоже выходят из автомобилей, идут по тротуарам, пересекают проезжую часть по пешеходным переходам.

НА ДОРОГАХ И ТАК ТЕСНО, КУДА ИХ ВМЕСТИТЬ?

На самом деле, у нас есть возможность и место для интеграции. Мы привлекли проектировщиков «МосТрансПроекта» – многопрофильного научно-исследовательского и проектного института, занимающегося решением проблем совершенствования эксплуатации и развития городского транспорта в Москве и других регионах.

Именно их предложения легли в основу инициированной нами работы. На том же бульваре Пластова мы за счет сокращения избыточной ширины полос, или «дорожной диеты», сумели вписать велополосу под защитой «параллельной парковки». Было: параллельная парковка 2,5 м плюс одна полоса движения шириной 4,5 м, итого – 7 м. Стало: велодорожка 1 м, буферная зона 0,5 м (защищает велосипедиста от движущихся машин и при открытии дверей припаркованных автомобилей), параллельная парковка 2,5 м, 1 полоса движения – 3 м. Итого – те же 7 м. Все размеры соответствуют требованиям Свода градостроительных правил (СП 42.13330. 2016), а также ГОСТа, регламентирующего вопросы проектирования пешеходных и велосипедных дорожек.

Не было сокращено ни одной полосы движения. Места достаточно как для проезда общественного транспорта (автобусы СимАЗ), так и крупной техники

Есть еще один плюс «дорожной диеты» – успокоение трафика. По такой полосе водитель едет более внимательно, в результате сокращается риск ДТП, а средняя скорость движения, как ни парадоксально, даже возрастает

ПОЧЕМУ НАЧАЛИ С ЦЕНТРА, ТАМ ЖЕ ВСТАТЬ НЕГДЕ?

Для того чтобы построить качественный каркас легкой мобильности, необходим практический опыт. То, что хорошо на бумаге и схемах, не всегда удается воплотить на практике. Поэтому начать решили с малого и с самых трудных мест. Наиболее интенсивное движение и самые большие проблемы с парковкой – именно в центре. Большой проект всегда начинается с предварительного эскиза, который выполняется краской. Могут быть допущены ошибки, неэффективные, нерациональные решения.

Мы их увидим и сможем легко и дешево исправить. В этом плане разметка свою функцию выполняет прекрасно. На улице Дворцовой при замене перпендикулярной парковки на параллельную количество мест сократилось с 54 до 36 (в том числе три – для граждан с ограниченными возможностями здоровья), на бульваре Пластова – с 19 до 18. Мы действительно переживали за культуру парковки наших водителей. Это новые правила для них. Надо честно сказать, что это, пожалуй, было самым главным риском перед началом работ. Одна неправильно припаркованная машина – и все насмарку. Поэтому хотим сказать
большое спасибо и поблагодарить ульяновских водителей. Подавляющее большинство из них паркуется по правилам, строго соблюдая все требования разметки.

Были отдельные нарушения: велополосу перегораживали, причем в основном машины с иногородними номерами. Это
тоже опыт. Здесь мы взаимодействуем с ГИБДД, отрабатываем вопросы принудительной эвакуации и автоматической фиксации нарушений правил парковки. Если на данном этапе у нас все получится, то дальше мы сможем продолжить работу по
обустройству велокаркаса уже в «тяжелом» варианте – в бетоне и на асфальте.

Спасибо за обратную связь! Ждем дальнейших конструктивных предложений