Повсеместная разруха, загибающаяся экономика, зарастающие сорняком поля и закрывающиеся заводы – депрессия и отсутствие перспектив. Такой вспоминает Ульяновскую область в 2004 году экс-губернатор Сергей МОРОЗОВ, руководивший регионом 16 лет. Что изменилось, что удалось сделать, а что не получилось? Поговорили об этом с Сергеем Ивановичем, что называется, «без галстуков», по душам.

– Идеи по производству летающих тарелок, внедрению струнного транспорта, дирижаблей и прочего такого – что это было?

– Я не только мечтатель, но и прагматик, который внимательно следит за появлением новых технологий в мире. Недавно, например, закончил изучать обзор по искусственному интеллекту, который в ближайшее время внедрят во многих отраслях. Возможно, я остался не совсем понят. Но убежден, что надо вкладывать в предприятия будущего. Из них потом прорастет очень серьезный сегмент нашей экономики. Например, у нас есть такая компания, которая работает по ядерным технологиям. Уникальные разработки. Всего порядка 300 сотрудников. Но от них налогов – как от целого автозавода. И зарплата там в четыре раза выше. Поэтому такое значение придается региональной промышленной зоне, экономической зоне – там наше будущее, там то, чем мы будем обладать.

Допускаю, что иногда делаю лишние вещи, какие-то инициативы не всегда находят понимание, над чем-то посмеиваются. Я объясню: просто я очень неравнодушный человек, люблю Ульяновскую область и хочу, чтобы о ней говорили, чтобы нами гордилась страна! Для меня самый страшный грех – это ничегонеделание. Это равнодушие. Это лень. Я не привык идти легким путем. Для меня это важно с точки зрения мужчины, отца, общественного и политического деятеля.

– Объявление Ульяновской области то культурной, то авиационной, то еще какой-то столицей – это было той самой лишней вещью, непонятым или что?

– Понимаю иронию этого вопроса. Мы – столица, волею судеб живущая в провинции. Я убежден, и это моя принципиальная позиция, что освобождение от провинциальности в мышлении открывает для региона новые возможности. Более высокие требования к себе, к условиям своей жизни, к окружающим, к власти. Столичность – синоним развитого гражданского общества, которое я всегда стремился и стремлюсь создать в Ульяновской области.

– О чем сожалеете, ведь не может же проделанный Вами долгий путь в качестве главы региона состоять из одних лишь побед и свершений?

– Никогда раньше этого не говорил, но сейчас признаю: мы запустили Димитровград. Отдали его на откуп политическим проходимцам. Моё великое желание изменить ситуацию в городе, моя неуемность привели к обратному: город, несмотря на свой огромный потенциал, находится в кризисе. Он болеет, а лечение будет долгим.

А еще, если бы можно было вернуться назад, я бы не стал так обижаться на димитроградцев за то, что они меня не простили, когда я ушел от них из мэра города в губернаторы. Вылили на меня столько всего… Считают, что так у них оборвалась история успеха, которую мы вместе готовили. Да и я тоже хорош, поступил, как ребенок в песочнице. Раз вы так, то и живите как хотите! Вместо того чтобы прийти извиниться и попытаться выстроить отношения. Считаю это одной из своих личных трагедий.

– Сегодня многие моменты из не такой давней истории Ульяновской области уже не воспринимаются как нечто катастрофическое, что удалось преодолеть лишь благодаря титаническим усилиям. Забыли? Не обидно? Что Вы по этому поводу чувствуете?

– Действительно, у людей есть особое, наверное, хорошее качество – быстро забывать плохое. И сейчас мало кто помнит, в каком плачевном состоянии я принял область в конце 2004 года. Регион был в самом конце списка, ниже 80 места по уровню социально-экономического развития среди всех субъектов РФ. Мы совершили чудо в Ульяновской области. Как барон Мюнхгаузен, благодаря поддержке Путина, с которым я встречался почти каждый год, вытащили регион из болота. Совершили модернизационный рывок. Такого рывка почти нет ни в одном другом регионе. Мы стали узнаваемы не только в России, но и в мире. С этим надо согласиться.

Оглядываясь назад, я испытываю чувство гордости за те перемены, которые произошли за эти годы. Гордость, радость, что нашими общими усилиями жизнь ульяновцев становится лучше. Я очень рад, что вношу свою посильную лепту в развитие Симбир-ского-Ульяновского края. Что есть частичка моей души в этой поистине уникальной и замечательной территории.