На прошлой неделе в левобережье Ульяновска открылось движение автомобилей по новой развязке с Президентского моста с выходом сквозь лес к парку 40-летия ВЛКСМ, где заварганено здоровенное овальное кольцо на месте соснового участка. Окончательно все работы по проекту планируется завершить позже, но транспорт уже пошел. Появление новых благоустроенных дорог принято хвалить. Однако этот отрезок с его развязками несет в себе много негативных моментов и выглядит неразумной тратой больших денег. Впрочем, возможно, часть денег пошла кому-то на пользу в индивидуальном порядке.

Если же исходить из пользы для города, то сегодня съезд с нового моста через Волгу к входу в лесопарк на Верхней Террасе не очень-то нужен по крайне мере, такой ценой. Новый мост и без того выполнял свою главную функцию для ульяновцев, разгрузив старый, выбив автомобильные «пробки» при пересечении реки, пусть и выходил только на Димитровградское шоссе. Тем не менее несколько миллиардов рублей федеральных средств ускоренным темпом вбухали в развязку к парку 40-летия ВЛКСМ. Эти деньги на дорожное строительство в регионе можно было потратить значительно эффективнее. Участков убитых или проблемных дорог, требующих срочного решения, у нас великое множество. Да хотя бы на совещании с руководителем Росавтодора Романом Новиковым, которое состоялось в Ульяновске вскоре после открытия движения по новой развязке, прозвучало, что по программе «Безопасные качественные дороги» в нашем регионе планируется построить 15 объектов: семь развязок и восемь участков дорог, которые должны связать город с новыми микрорайонами и решить проблемы «пробок». Среди этих объектов такие насущные, как развязки на Пушкаревском кольце, в Белом Ключе от проспекта Гая, выход с Димитровградского шоссе на улицу Академика Павлова над рельсовой линией, что должно ликвидировать железнодорожный переезд и соседние аварийные участки. Все упомянутые проблемы острее, чем выезд с нового волжского моста к парку на Верхней, однако деньги в первую очередь пошли именно сюда.

Этот проект стал чуть ли не единственным профинансированным из тех, которые еще команда Сергея Морозова презентовала в Совете Федерации на распиаренных Днях Ульяновской области, выбивая столичные средства. Самым выгодным что ли оказался в плане чьих-то интересов?

Зато лесопарк, примыкающий к Президентскому мосту, теперь буквально изуродован новой магистралью. Под снос пошло огромное количество деревьев, преимущественно сосен (тоже кому-то доход). Прямо по Высоцкому, «сколько лесу и веры повалено». Возможно, срубили бы еще больше, не окажись на пути объекты «Водоканала». С увеличением здесь транспортного потока вырастут шум и загазованность, концентрация ПДК в воздухе. Проезжающим, наверное, все равно, а вот жителям ближайших домов Верхней Террасы стало хуже. Как и пациентам Центральной горбольницы (ЦГКБ), обитателям Дома престарелых и Дома ребенка, расположенных рядом.

К парку 40-летия ВЛКСМ, популярному у заволжцев месту прогулок и отдыха, подойти из-за новой развязки стало проблематично. Напротив входа в парк выросло ограждение от дороги. Ограждений разной высоты здесь теперь наставили повсюду. Говорят, что для проникновения в парк построят надземный переход. Вот удовольствие будет по нему тащиться – особенно, бабушкам с внуками, матерям с колясками, инвалидам. Зимой – с лыжами и санками.

Для чего затеяны все семь верст до небес? Если говорить за интересы горожан, то ради сокращения времени в пути с севера до нового города на четверть часа – не более – по сравнению с прежним выездом через Димитровградское шоссе. Да и это сокращение сомнительно: машины со всех мостов будут вставать у светофора на улице Деева – в «бутылочном горле» между Верхней Террасой и новым городом. Там и прежде возникали «пробки» в «часы пик». Недаром озвучена цель сделать в перспективе еще один выезд из нового города на Верхнюю: соединить проспект Ленинского Комсомола с улицей Оренбургской у ЦГКБ. Но когда такое произойдет – неизвестно. Пока запланировано (да и это сказано перед выборами) продлить Ленком от проспекта Туполева до ул. Генерала Кашубы (она проходит между «Лентой» и «Мегастроем»). А потом уж тянуть дорогу до Оренбургской – опять через зеленую зону, для чего потребуется рубить березовую рощу.

Тем не менее новую развязку с Президентского моста открыли с помпой – присутствовал вице-премьер правительства РФ Марат Хуснуллин, врио губернатора Алексей Русских, новый мэр Ульяновска Дмитрий Вавилин. Москвич Хуснуллин почему-то оказался уверен, что эту развязку жители Заволжского района ждали много, лет. Русских заявил, что она позволит интегрировать новый мост в городскую транспортную систему, как будто до сих пор переправа простаивала. В итоге развязку назвали ни больше ни меньше «дорогой жизни», потому что благодаря ей с севера до ЦГКБ можно добираться на 15 минут быстрее. Однако толку-то: ЦГКБ теперь – ковидный госпиталь, другим пациентам там делать нечего. А в правобережье есть свои ковидные лечебницы – ЦК МСЧ, например.

Но чиновники уже вошли во вкус. Вице-премьер Хуснуллин сказал, что при такой развязке Ульяновск должен иметь соответствующую дорогу до Димитровграда, а еще лучше до Самары. Четырехполосную, с объездом города атомщиков и Чердаклов. Сам президент РФ Владимир Путин якобы поручил изучить вопрос (хотя принимая 31 августа Русских, Путин транспортные проблемы Ульяновской области оставил в стороне – по официальной стенограмме). И такую дорогу обещано начать строить. Правда, если полностью профинансировать все дорожные планы нашего региона, то потребуется двойной областной бюджет.

Еще один штрих – с дороги. Нынешним летом в Чердаклах ремонтировали асфальтовое покрытие улиц, по которым райцентр пересекают машины, следующие из Ульяновска в сторону Димитровграда и обратно. Чуть ранее обновили асфальт на трассе при подъезде к Чердаклам со стороны Ульяновска. И между этими ремонтами, возле поворота на фабрику шоколадных изделий «Марс», остался нетронутый кусочек – не больше ста метров. Бугристый, как стиральная доска (была прежде такая вещь в хозяйстве, с железными волнами). Кусочек оказался не охвачен ни теми, кто асфальтировал из поселка, ни теми, кто из поля. Каждый, видимо, сделал до своего рубежа, а дальше хоть асфальт не расти – пусть и на скромных ста метрах. И тот, кто принимал работу, этим тряским кусочком не озаботился, оставив густую ложку дегтя портить картину на отремонтированной дороге. Врио губернатора, думаю, туда тоже возили. А нам говорят четыре полосы, до Самары…