С конца прошлой недели общепит в Ульяновской области работает в новом формате. Посетителей туда пускают только с ОР-кодами или сертификатами о вакцинации от коронавируса либо о перенесенном заболевании, или со свежим отрицательным ПЦР-тестом. Заполнение зала при этом не должно превышать 50 процентов от вместимости. Новые требования могут поставить ряд предприятий общественного питания на грань разорения. Хотя по количеству кафе и ресторанов на тысячу жителей Ульяновск и без того занимает последние места среди 50 крупных городов России.

Такие данные показало исследование, проведенное на основе платежной системы SWIР и обнародованное интернет-изданием «Газета.ru». Безусловным лидером в ресторанном сервисе, согласно исследованию, является город-курорт Сочи, где на тысячу жителей приходится более 6 кафе или ресторанов. Второе место занимает Махачкала – 3,8 заведений на тысячу. Далее следуют Калининград – 3,1, Краснодар – 3. Самую низкую насыщенность ресторанами и кафе среди полусотни взятых для анализа городов имеют Ульяновск, Ижевск, Иваново и Оренбург, – по 1,2-1,3 заведений на тысячу жителей.

Наше последнее место в первую очередь говорит о том, что сами ульяновцы рестораны и кафе посещают довольно редко, поэтому сеть невелика – обычно имеющихся точек хватает. Доходы большинства жителей города столь низки, что не позволяют регулярно ходить по ресторанам (а кто-то не бывает там вообще). Наплывы случаются во время предпраздничных корпоративов (на Новый год, 8 Марта и т.п.) или школьных выпускных. Еще здесь играют свадьбы, реже – справляют юбилеи. Ну и горестное событие – устраивают поминки.

Зачастую посетителей отпугивает качество кухни в местных заведениях общепита: ульяновцам жалко тратить свои скромные зарплаты на такую стряпню да еще при кусающихся ценах. Также невысокое количество кафе и ресторанов в городе свидетельствует о редком посещении наших мест туристами. Недаром бесспорное лидерство в стране по плотности ресторанного бизнеса принадлежит Сочи, куда стремятся отдохнуть люди со всей России. У нас же сколько ни твердили о развитии туристической отрасли, о «красном туризме» и миллионах потенциальных гостей из Китая – воз и ныне там. Иначе ульяновский общепит давно бы расширился. Вот и на этой неделе в Москве намечена какая-то встреча в Ростуризме, куда отправился губернатор Алексей Русских, по повышению туристической привлекательности региона. Если эта привлекательность вдруг и правда резко проявится, то для подкрепления потребуется первым делом увеличить в Ульяновске сеть кафе и ресторанов.

Пока же их не только мало, но может стать еще меньше – в связи с нарастающими антиковидными мерами. Отрасль общественного питания полтора года находится под сильным давлением: время работы
ограничено до 23 часов, требуется ужимать количество посадочных мест ради соблюдения социальной дистанции, сотрудников необходимо прививать от коронавируса. По некоторым данным, за девять месяцев 2021 года отрасль потерянные в прошлом году обороты лишь отыграла, да и то в основном за счет роста цен. Ноябрьская неделя мини-локдауна вообще закрыла залы общепита, оставив только работу на вынос или с доставкой. По словам председателя совета директоров Корпорации развития промышленности и предпринимательства региона Руслана Гайнетдинова, местный общепит недополучил за это время 127 млн рублей выручки. Можно едко иронизировать насчет ресторанных излишеств или качества сырья для дорогих блюд, но какой-то общепит (лучше, конечно, доступный и вкусный) в городе должен быть. Перекусить вне дома хоть изредка требуется любому человеку. А введенный с 12 ноября вход в рестораны, кафе и столовые Ульяновской области по 0Р-кодам, кажется, совсем добивает точки общественного питания. Количество клиентов по сравнению с бескодовым посещением существенно сократилось.

Если власть считает заведения общепита опасными местами для заражения коронавирусом, то в Ульяновске есть и опаснее – общественный транспорт в часы пик, бесконечные очереди в поликлиниках. А если с помощью ОР-кодовых ограничений, которые скоро грозят внедрить и по всей России, людей принуждают сделать добровольные прививки, то вот как к такой идее относятся россияне согласно опросу сервиса по поиску работы SuрегjoЬ. Лишь 2 процента невакцинированных представителей экономически активного населения из числа опрошенных готовы пойти на прививку ради возможности попасть в заведения общепита. В целом же отношение опрошенных (привитых и нет) к повсеместному введению ОР-кодов таково. Ограничения для посещения непродовольственных магазинов одобряет только 16 процентов респондентов, кафе и ресторанов – 26 процентов, массовых мероприятий 36 процентов. 26 процентов поддержали возможную посадку по кодам на поезда, 28 процентов – на самолеты. И 42 процента опрошенных высказались против использования QR-кодов для допуска вообще куда бы то ни было. То есть не считают эти меры действенной борьбой с ковидом. Однако высшая власть, видимо, думает по-другому, стараясь в то же время переложить ответственность на регионы и население.


После введения QR-кодов посетителей в ульяновских кафе и ресторанах заметно убавилось

Фото автора