24 ноября на заседании Гордумы депутат Сергей Гулькин обратился к прокурору с просьбой проверить администрацию Заволжского района. Парламентарий считает, что зарплаты 13 числящимся за ней квартальным уполномоченным являются нецелевым расходованием бюджетных средств, т.к. каждый из них получает по 20-25 тысяч рублей. Почти сразу после этого глава города Дмитрий Вавилин в сообщении о переформатировании деятельности районных администраций анонсировал “расширение полномочий уполномоченных”. С 2022 года на них “будет сделан упор в части взаимодействия с населением, управляющими компаниями и бизнесом, они также буду наделены полномочиями по составлению протоколов и предписаний в случае выявления нарушений”.  Вопрос по этому невнятному институту мы тоже ставим не первый год. Если эти “уполномоченные” где-то и работают, то крайне незаметно. Даже в релизах мэрии за весь прошлый год мы нашли единственное упоминание о проявлении деятельности одного из них. Без персоналий и скороговоркой. Похоже, о них забыли даже там…

Для нашей редакции Гулькин более подробно рассказал о своих претензиях и сложившейся ситуации с квартальными уполномоченными на примере деятельности Заволжской администрации. Он отмечает, что некоторым депутатам достаются “квартальные”, которые реально работают в администрации и в допнагрузку выполняют обязанности квартальных уполномоченных. Однако есть и такие, кто официально трудоустроен в администрации, но числится там лишь формально и полностью отдан в подчинение местным парламентариям вторыми помощниками, работа которых полностью оплачивается из бюджета.

Игонин “де-юре” завел в штат администрации с соответствующей зарплатой квартальных уполномоченных, которые по факту не выполняют роль сотрудника администрации, а исполняют личные прихоти каждого депутата. По какому-то совпадению вышло так, что я и мой коллега Геннадий Бударин имеют квартальных уполномоченных, которые реально работают в администрации и загружены работой. Все остальные 11 человек работают формально, не имея даже конкретного графика. Игонин должен оказаться в наручниках и попасть под соответствующую статью УК РФ. С точки зрения дополнительной помощи депутатам в виде одного оплачиваемого помощника, институт “квартальных” неплох, но лично мне от него ни горячо и ни холодно. Для бюджета это откровенно лишние траты, – заявил Гулькин.

Мы поинтересовались у коллег Сергея Гулькина из городского парламента, знают ли они об институте квартальных уполномоченных и считают ли его эффективным.

Активный депутат Антон Антипов рассказал, что изначально квартальные уполномоченные были нужны для того, чтобы помочь парламентариям перед выборами сформировать проблемное поле и передать этот перечень главе администрации для их решения. Антипов считает этот институт лишним, т.к. он несет дополнительную нагрузку на бюджет и полномочия “мини-мэров” дублируют полномочия помощников. Разница лишь в том, что “квартальник” не может проводить приемы граждан и писать запросы.

Все зависит от депутата. Как депутат настраивает отношения со своим “квартальником”, такой и результат. Изначально у меня были сложности, однако сейчас у меня такой квартальный уполномоченный, который мне в группе округа скидывает все, что происходит в округе. Я очень доволен тем, что она помогает. Есть и обратная сторона медали. Сам “квартальник” сам по себе сделать вряд ли что-то сможет. Отличие квартального уполномоченного от помощника депутата лишь в том, что “квартальник” не пишет запросы и не ведет приемы граждан. Так получилось, что всем первым лицам я звоню сам, а квартальный просто дорабатывает многие вопросы. Многие депутаты являются коммерсантами и им это неинтересно, поэтому КПД у уполномоченного очень низкое. Слышал не только от Сергея Гулькина, но и от других людей, что некоторые квартальные уполномоченные работают очень плохо. На самом деле этот институт лишний. Во-первых, это дополнительная нагрузка на бюджет, т.к. им официально в месяц еще и доплачивают по 5 тысяч рублей в месяц к основной зарплате, а во-вторых это обычные сотрудники администрации. Все это набюрократизирование снижает управленческую эффективность. Мы же без них как то существовали. Изначально квартальные уполномоченные были для того, чтобы они помогали депутатам формировать проблемное поле для решения и передачи этих проблем главе администрации. 

Депутат Майис Дадашов считает работу института эффективным, т.к. на его личном опыте специалист полностью отрабатывал вопросы, касающиеся администрации района и города:

Тот квартальный уполномоченный, который был по моему округу, работал эффективно. Это было удобно, т.к. приходилось связываться только с одним человеком по любому вопросу, связанному с работой администрации района или города и дальше этот человек в комплексе отрабатывает его. По моему мнению этот институт является эффективным. 

По факту до сих пор “квартальниками” сейчас являются рядовые сотрудники районных администраций с допполномочиями (о них ниже по тексту) и прибавкой к основной зарплате в размере 5 тысяч рублей, которые дублируют и дополняют работу помощников депутатов в части обратной связи и контроля за проблемами конкретных микрорайонов. Судя по словам депутата Гулькина, иногда в администрациях они работают лишь формально, полностью уходя в подчинение депутатам. В администрации города на вопрос о численности “квартальных” и их заработной плате на момент публикации статьи ответ предоставить не смогли.

Отметим, что о деятельности квартальных уполномоченных муниципальные бюджетные СМИ за год упоминали один раз в релизе о коммунальных раскопках. Цитируем:

Квартальные уполномоченные каждый день проверяют микрорайоны на наличие несанкционированных раскопок и нарушений при проведении плановых. 

Напомним, новый институт квартальных уполномоченных, который должен был состоять из 40 специалистов, был одобрен экс-губернатором Морозовым по предложению бывшего главы города Панчина в 2020 году. Как заявлял Морозов, главная его задача – приблизить местное самоуправление к каждому подъезду.

С тех пор сомнения и вопросы относительно эффективности деятельности нового института периодически возникают у парламентариев и нашей редакции. В начале текущего года вопрос об их деятельности перед главой Засвияжского района ставил депутат Сергей Моргачев. Наиль Юмакулов тогда честно признался, что тех, кто хочет работать на этих должностях, нет. Из желающих –  пенсионеры, которые хотят работать номинально. Всего на Засвияжский район на тот момент требовалось 14 “мини-мэров”, обязанности которых исполняли главные специалисты отдела коммунального хозяйства. И, судя по актуальной информации от депутатов, “мини-мэрами” просто назначили работников администраций.

Вот что нам год назад сообщали в мэрии о функционале и структуре института “квартальников”:

Город разделен на 40 микрорайонов (в каждом по 10–15 тысяч человек) и за каждым из них закреплен “мини-мэр”. Уполномоченные на прямой связи и с муниципальными предприятиями: «Водоканалом», «УльГЭС» и с управляющими компаниями. Они же взаимодействуют с «народными думами» и с депутатами соответствующих округов. Уполномоченный имеет право напрямую обратиться лично к главе города.

Это позволяет решать проблему в течение одного рабочего дня если она не решается внутри – на уровне микрорайона. Границы зоны компетенций новых уполномоченных фактически совпадают с границами избирательных округов гордумы. Каждому «мини-мэру» ежемесячно на мобильную связь будет выдаваться по 200 руб. Зарплата «мини-мэров» в сравнении с прежней зарплатой специалистов будет увеличена на 3–5 тыс. руб. У каждого из 40 квартальных уполномоченных должна была быть разработана собственная программа «Мой микрорайон», которую он должен публично защищать перед горожанами, а затем отстаивать перед властью.“, – комментировали в мэрии.

Похоже, весь это креатив Морозова и Панчина остался, мягко говоря, недореализован. Актив если и искали, то не нашли. Функционал прикрепили к тем же районным администрациям.