Публикация группы “Старый Ульяновск. Brandergofer”.

175 лет назад – 1 (13 по новому стилю) января 1847 года было торжественно открыто здание Дворянского собрания, ныне Дворца книги. История Дворянского дома, одного из красивейших зданий Симбирска, вобрала в себя многие вехи истории города.

Дворянское депутатское собрание – выборный орган дворянского общества – существовало в Симбирске с 1781 г. Первые выборы губернского и уездных предводителей, депутатов от каждого уезда прошли в декабре 1780-го, с образованием наместничества. Затем собрания проходили регулярно. Заслушивались отчеты, проверялись списки дворян, раз в три года проводились выборы. Собрания сопровождались балами и зваными обедами.

В 1838 г. открыт дворянский клуб – Благородное собрание, имевшее целью «общественное препровождение времени и занятие благопристойными разговорами, дозволенными играми и чтением периодических изданий». Проводились балы, концерты, но большинство членов клуба коротало время за картами и бильярдом. Жили симбирские дворяне широко, и клуб процветал. После крестьянской реформы и пожара 1864 года наступил упадок. Одни дворяне разорились, другие уехали из Симбирска. В 1870-х еще бывали танцевальные вечера, но из-за малолюдства их перестали проводить. В 1884 г. Благородное собрание закрылось.

Дворянские собрания были во всех губернских городах и имели собственные дома для заседаний и увеселительных мероприятий. Как ни странно, но симбирское дворянство, отличавшееся сплоченностью и большим влиянием, долгое время своего дома не имело. Дворянское собрание размещалось в здании главного народного училища (с 1809 г. гимназии), построенном «иждивением дворян» в 1790 г. по проекту И.П. Тоскани. В нем также находились Приказ общественного призрения, типография, квартиры… Дворяне с 1820 г. начали собирать деньги на постройку собственного дома, но дело шло вяло.

Все изменил визит Николая I в августе 1836 года. Автор статьи в Симбирском сборнике 1868 г. с пафосом писал: «…Дом Дворянства… возник по Царственному слову Монарха. «Я желаю, – сказал он, – чтобы дворянство имело дом, своему сословию приличный», – и ветхие остатки прежнего архива… как по волшебству обратились в великолепное здание, которым не погнушалась бы и столица». Волшебство – не волшебство, но оплеуху симбирские дворяне получили изрядную.

Осмотрев город, император дал ряд указаний по приведению его «в приличнейший вид»: устроить благоустроенный спуск к Волге и набережную, создать площадь для установки памятника Карамзину и т. д. В числе прочего государь усовестил дворян: «Стыдно симбирскому дворянству иметь такое помещение». Для постройки он тут же пожаловал дворянству место, где стояло ветхое здание архива присутственных мест, типографии и чертежной. Перед отъездом Николай I начертал на плане города свои идеи и велел немедленно приступить к их осуществлению.

Дворяне взялись за сбор средств; в 1838 г. создали комитет по постройке своего дома; открыли дворянский клуб. А Дворянское собрание (по П.Л. Мартынову) было переведено в бывший дом Н.А. Дурасова (Мясниковых) в Троицком переулке, подаренный в 1785 г. дворянству. В нем останавливалась в 1767 г. Екатерина II; в конце XVIII – начале XIX вв. находился первый городской театр…

Многие авторы полагают, что Дворянское собрание занимало дом Дурасова и раньше, одновременно с театром. Но…! Во-первых, есть ряд свидетельств о размещении Собрания в этот период в здании главного народного училища (гимназии). Во-вторых, к 1830-м гг. особняк Дурасова обветшал, но оставался одним из самых больших и роскошных зданий Симбирска. Вряд ли государь стал бы стыдить дворян таким домом. Потребовать ремонта – другое дело, но зачем же строить новый? Похоже, прав П.Л. Мартынов, и Дворянский дом разместился в Троицком переулке в одно время с открытием Благородного собрания.

В 1837 г. в Симбирск приглашен архитектор Иван Адольфович Бенземан. Выпускник Академии художеств прозябал в Петербурге на должностях землемера и помощника архитектора. Он с радостью согласился приехать в Симбирск, где открывалось широкое поле творчества по реализации поставленных императором задач. Главной среди них являлась работа над проектом дома Дворянского собрания.

Это было время расцвета классицизма в России. В столицах творили Воронихин, Захаров, Росси… В Симбирске, где в первой половине XIX века построены Троицкий собор, здания присутственных мест, гимназии, городской управы, Дворянского собрания и т. д., тон задавали М.П. Коринфский и И.А. Бенземан.

Прибыв зимой 1837 г. в Симбирск, И.А. Бенземан с головой ушел в работу. Составленный за два года проект дома Дворянского собрания получил высокую оценку в Петербурге. Но строительство было отложено до сноса старых зданий.

Иван Адольфович занялся возведением других объектов. В Симбирске им построены здания гимназического пансиона, лютеранской кирхи; ряд церквей и зданий в губернии; реконструировано здание Дома трудолюбия (Елизаветинского училища); разработан проект перестройки дворянского дома в Троицком переулке под почтовую контору; он руководил постройкой удельной конторы по проекту М.П. Коринфского и т. д. В ряде случаев об авторстве Бенземана можно лишь предполагать. В 1839 г. ему присвоено звание академика.

Главный шедевр И.А. Бенземана – Дворянский дом – возводился в 1843-1846 гг. К Рождеству 1846-го завершены отделочные работы, и здание предстало в всем великолепии. Строительство обошлось дворянству более чем в 300.000 руб. при смете в 256.000.

1 января 1847 г. состоялось открытие дома Дворянского собрания. Торжество описывали Губернские ведомости (11.01.1847). После литургии в Троицком соборе дворяне и служащие отправились в новый дом, где епископ Феодотий освятил помещения. Вечером «в пышной и великолепной зале сего Собрания дан был… роскошный бал, на котором присутствовало до 400 особ. Наружная отделка сего дома отличается великолепием; внутренность изящностью и роскошью. Потолок большой залы Собрания весь чрезвычайно тонкой лепной работы, исполненной, с чрезвычайным искусством, мастерами Симбирскими, по рисункам, произведенным с тем же вкусом и отчетливостью, строителем сего дома, Архитектором Бенземаном»

Б.В. Аржанцев писал о «дворце над Волгой»: «Богат и лаконичен образ здания, в архитектурные формы которого включено глубоко человеческое содержание… Симметричное построение отдельных объемов постепенно нарастает к центру, где на втором этаже расположен великолепный парадный зал… С южной стороны зала расположены в два ряда окна, через которые вливается солнечный свет. В центре потолка, у основания большой люстры, по кругу расположены лепные рельефы, изображающие герб Симбирска и его уездных городов.

Между верхними рядами окон и на противоположной стене в переплетении лент – рельефы, изображающие атрибуты воинской славы и вечный союз различных родов искусств. По бокам зала на изящных коринфских колоннах – огражденные балюстрадой хоры, откуда в праздничные дни, многократно отражаясь от сочных карнизов, поясков и рельефов, в обширный зал лились звуки музыки.

Две высокие двери вели из зала на просторный балкон, совмещенный с навесом над парадным входом. Отсюда можно было любоваться Волгой и заволжскими далями, полной грудью вдыхать свежий воздух, напоенный ароматом садов и волжской прохладой…».

В 1850 г., в 8-м номере журнала «Москвитянин», издававшегося академиком М.П. Погодиным, опубликовано письмо «Симбирск во время дворянских выборов 1850 года». В описании эти две недели предстают сплошной чередой увеселений, изредка прерываемых заседаниями. Завершил выборы бал, данный в доме Дворянского собрания:

«Представьте себе великолепную беломраморную залу, шириною в 6 сажен, исполненную в Афинском вкусе, всю изукрашенную лепною работою самого высшего стиля и удивительной отчетливости, освещенную тысячами свеч в пяти огромных хрустальных люстрах и 28 бра отличной работы. В кружевном плафоне залы… помещены все десять гербов Симбирских уездов; остальные части плафона в лепных кругах, овалах, розетах и в множестве арабесков, которые соединяются орнаментами с карнизом и опускаются, как бы пышным фестоном, вниз по мраморным стенам и пилястрам… Зала соединяется шестью арками, против которых устроены портики с хорами, с пышною по убранству гостиною и с аванзалою; …первая для дам, вторая для любителей виста и, весьма часто, для вечернего пиршества или ужина, на котором 250 человек могут свободно поместиться…

Здание это, замечательное по своему строгому и вместе великолепному фасаду, выполнено по плану и под надзором нашего талантливого архитектора Ивана Адольфовича Бенземана».

В июле 1863 г. Симбирск посетил цесаревич, Великий князь Николай Александрович. Вскоре вышла книга профессоров К. Победоносцева и И. Бабста «Письма о путешествии Государя Наследника Цесаревича по России от Петербурга до Крыма». Подробно описав пребывание в Симбирске, авторы особо остановились на бале в Дворянском доме:

«…Бал Симбирского дворянства, по общему отзыву, был таков, какие не часто бывают и в Петербурге… К 10 часам вечера осветилось разноцветными огнями все здание Симбирского дворянского собрания… Залою и убранством ее нельзя было налюбоваться. Есть, без сомнения, в других городах залы более обширные и пышнее отделанные; но симбирская зала дворянского собрания отличается изяществом постройки и пропорциональностью частей, которые не часто встречаются. Она вся белая; плафон отделан тоже белою лепною работой, нисколько не нарушающей общей простоты. Присмотревшись к физиономии многих других зал, мы были поражены видом этой, и всякий пожелал узнать имя ее строителя. Оказалось, что строитель ее архитектор Бенземан…».

Кроме большого зала в здании имелись малый бальный зал, «Зеркальный» зал для дам, гостиные, бильярдная, «карточные», газетная комнаты, буфет и др. – более 30 помещений площадью свыше 2000 кв. м.; большой подвал. На обширном дворе находились каретник, конюшня, ледники и другие хозяйственные постройки.

18 (30 по н. с.) апреля 1848 г. в доме Дворянского собрания открылась Карамзинская общественная библиотека, созданная трудами лучших представителей симбирского общества на пожертвования многих россиян. Планы создания библиотеки обсуждались давно, а с постройкой Дворянского дома появилась возможность их реализовать. В 1846 г. в здании выделено помещение для библиотеки и получено Высочайшее соизволение наименовать ее Карамзинской.

О торжественном событии писали «Московские ведомости»: «1848 года, 18 апреля происходило в Симбирске открытие Карамзинской общественной библиотеки, торжество, столь же достопамятное…, как и день открытия памятника Российскому Историографу Н.М. Карамзину. Оно положило начало постоянному чтению для всех сословий, города… совершенно безвозмездно… Великолепная зала Дворянского собрания избрана была для этого торжества, полного благодетельных предзнаменований и надежд!..».
Первым председателем комитета Карамзинской библиотеки стал Петр Михайлович Языков.

И книжные богатства, и великолепное убранство бального зала – все погибло в пламени страшного пожара 1864 года. От здания остались лишь обгорелые стены. Дворянское собрание временно разместилось в доме Ермолова на Московской улице, и в мае 1865 г. начались восстановительные работы. В 1866 г. было отстроено здание, в 1867-м произведена внутренняя отделка и меблировка.

Проект восстановления Дворянского дома разработал архитектор М.С. Купинский. Вместо крыльца появился парадный вход с портиком и балконом. Прежде желтое с белым здание было оштукатурено и окрашено в белый цвет. Другие изменения незначительны.

10 декабря 1867 г. состоялось освящение восстановленного дома Дворянского собрания. «Помещение отделано с большим вкусом, роскошно и изящно. Особенно хороша большая зала… Она вся белая, с лепными украшениями и устроена в два света; на потолке красуются гербы всех 8 уездов губернии…» («СГВ», 12.12.1867). Прежде гербов было 10, но изменилось число уездов. По сей день зал украшает люстра, установленная после пожара 1864 года.

За труды по восстановлению Дворянского дома 14 декабря 1869 г. чествовали губернского предводителя дворянства А.И. Ермолова и члена губернского присутствия А.А. Астраханцева, руководившего строительством. В честь последнего поэт Д.П. Ознобишин зачитал на торжественном обеде стихи:

…Тому мой тост хвалебный,
Кто этот дом и этот зал,
Как силою волшебной
Из пепла в краткий срок возвел
В роскошную обитель,
Свой труд тяжелый скромно вел
Бессребреник – строитель!..

Возродилась и Карамзинская библиотека. Сразу после пожара ее комитет начал публиковать и рассылать призывы о пожертвованиях. Книги и деньги поступали отовсюду. Библиотека временно разместилась в доме библиотекаря И.И. Благодарова, а в конце 1865 г. уже вернулась в наполовину отстроенный дом Дворянского собрания. К столетнему юбилею Н.М. Карамзина была объявлена всероссийская подписка, и к 1870 г. библиотека имела свыше 15.000 томов – больше, чем до пожара.

В здании также размещались квартиры губернского предводителя дворянства (с отдельным входом со стороны Волги) и секретаря; канцелярия и архив; губернская земская управа (до 1903 г.); музей архивной комиссии (в 1895-97 гг.), Общество сельского хозяйства. В зале, кроме дворянских собраний и выборов, проводились различные торжественные акты, традиционные святочные балы. Здесь же проходили выборы депутатов Государственной думы от Симбирской губернии. Западное крыло использовал Дворянский пансион-приют (позже 2-я мужская гимназия); с 1932 г. – пединститут.

После закрытия Благородного собрания помещения арендовали различные организации для проведения мероприятий и концертов. Зал Дворянского дома слышал выступления композиторов А.Н. Скрябина и Л.Л. Сабанеева, братьев Венявских – скрипача и пианиста, оркестра С.А. Кусевицкого и многих других известных исполнителей. Здесь выступали местные музыканты; часто проводились благотворительные концерты и спектакли. В 1898 г. в зале Дворянского собрания была организована юбилейная выставка к 250-летию Симбирска. В январе 1896 г. проходила выставка-бал Общества любителей охоты. Вестибюль, лестница и зал были богато украшены оружием, чучелами птиц и зверей, еловыми ветками и гирляндами. Бал изобиловал зрелищными эффектами; публика танцевала до упада («СГВ», 10-13.01.1896). Подобное мероприятие Общество охотников провело в 1912 г.

После революции здание бывшего Дворянского дома занял Губпродком. Карамзинская библиотека была объединена с Гончаровской, книги перевезены на Покровскую улицу. В 1921 г. на базе этих двух библиотек создано губернское книгохранилище. В марте 1924 г. принято решение о создании Дворца книги и передаче ему всего здания бывшего Дворянского собрания. Торжественное открытие Дворца книги состоялось 21 января 1925 г., но часть отделов начала работать уже в 1924-м. С образованием Ульяновской области в 1943 г. Дворец книги получил второе название – областная библиотека им. В.И. Ленина.

В 1933 г. здание взято под охрану государства, как памятник истории и культуры, что не уберегло его от частичных перестроек. В 1940-х, 1960-х и 1980-90-х гг. проводилась реставрация, в результате зданию практически возвращен исторический облик. Хотя, например, в 90-х мраморные барельефы в зале были покрыты белой водоэмульсионной краской; хрустальные подвески люстры заменены на стеклянные и т. д.

26 апреля 1990 г. открыт мемориальный музей «Карамзинская общественная библиотека». Три ее комнаты восстановлены в том виде, в каком они выглядели во 2-ой половине 19 века.

Долгое время считалось, что дом Дворянского собрания построен М.П. Коринфским. На здании висела доска, сообщающая об этом. Авторство И.А. Бенземана было установлено Ж.А. Трофимовым в 1960-х гг. Но гораздо больше сил ему пришлось приложить, чтобы заставить чиновников и историков признать этот факт. Коринфский, как более известный архитектор, устраивал всех. Лишь через три десятилетия на здании Дворца книги появилась доска с именем Ивана Адольфовича Бенземана.

Б.В. Клевогин. Здание Дворянского собрания и Карамзинской библиотеки. УОНБ.

Вверху: Здание главного народного училища (архитектор И.П. Тоскани, 1790), с 1809 г. гимназии, в котором размещалось Дворянское собрание.
Внизу: «Старое» Дворянское собрание – бывший дом Н.А. Дурасова (Мясниковых), пожертвованный им в 1785 г. дворянству. Вероятно, Дворянское собрание размещалось в нем в 1838-1846 гг. ЦГИА. Копии, архив КО УОНБ.

Генеральный план гимназии и окрестных строений в Симбирске. 1838 год. ЦГИА.
Копия А.И. Титовского. ГАУО.
Красным кружком выделены старые здания архива присутственных мест, губернской типографии и чертежной. На их месте в 1843-1846 гг. построено здание Дворянского собрания.

Проект дома Симбирского Дворянского депутатского собрания. 1840 год. Архитектор И.А. Бенземан (подпись в правом нижнем углу).
Архив КО УОНБ. Фотокопия с чертежа из фондов ЦГИАЛ (Ленинград) получена в 1975 г. Б.В. Аржанцевым и передана во Дворец книги.

Проект дома Дворянского собрания. 1840 год. Фрагмент: главный фасад.
Архив КО УОНБ. Фотокопия А.С. Сытина, 1988 г.

Дворянское собрание и Карамзинская библиотека. 1868 год. УОКМ

Карамзинская библиотека. 1880-ые годы. УОКМ

Здание Дворянского собрания. УОКМ

Бальный зал Симбирского Дворянского собрания.
Журнал «Москвитянин», 1850, № 8. Гравюра А.М. Шелковникова.

Зал Дворянского собрания. Начало ХХ века. Архив КО УОНБ.

Зал Дворянского собрания, украшенный к выставке-балу Симбирского общества любителей охоты. 1912 год.
Архив КО УОНБ.

Потолок зала с восемью гербами городов Симбирской губернии.
Альбом фотографий памятника архитектуры Дворца книги. Облпроект, 1949 год. УОНБ.

Плафон в центральной части потолка зала и люстра.
Альбом фотографий памятника архитектуры Дворца книги. Облпроект, 1949 год. УОНБ.