Вице-спикер Законодательного Собрания Ульяновской области и председатель центрального комитета партии «Коммунисты России» («КР») Максим Сурайкин расстался со своей должностью в ЗС. Партия, считавшаяся спойлерской и мешавшая КПРФ под лозунгами о скумбрии, видимо, в нашем регионе сильным мира сего больше не нужна. А Сурайкин может не удержаться и в самих «Коммунистах России».

Политические тучи сгустились над Сурайкиным этой весной. 18 марта, как сообщается, состоялся чрезвычайный съезд «КР», который решил отстранить от должности председателя ЦК партии Максима Сурайкина и исключить его из рядов «КР» – за системную дискредитацию партии и буржуазный образ жизни». Новым лидером «КР» был избран депутат Законодательного Собрания Алтайского края (стал им в 2021 году), уроженец Петербурга Сергей Малинкович, прежде занимавший в партии пост исполнительного секретаря ЦК. В заявлении нового ЦК «КР» сказано, что «делегаты съезда дали принципиальную и суровую оценку деятельности бывшего главы партии Максима Сурайкина», который якобы пытался скрыть «связь с прозападными финансовополитическими кругами недружественных государств, а также попытался связать партию кредитными договорами в свою пользу и в пользу своих родственников». Сурайкин, возглавлявший «Коммунистов России» десять лет, обвинения отверг, назвал чрезвычайный съезд фейковым и заявил, что его как лидера поддерживают многие региональные отделения. В то же время Малинкович сотоварищи направили в Законодательное Собрание Ульяновской области извещение об исключении Сурайкина из членов «КР». В ЗС стала зреть мысль о том, чтобы лишить «скумбрийного депутата» должности вице-спикера – ведь получил он ее как лидер фракции «Коммунистов России», а тут вроде перестал быть членом этой партии.

Вице-сипекерство Максима Сурайкина в парламенте нашего региона стало в свое время для депутата удачнейшим стечением обстоятельств и одновременно выглядело полной несуразицей. «Коммунисты России» на выборах в ульяновское ЗС 2018 года были призваны путать карты КПРФ, которая тогда представляла в регионе реальную альтернативу провластной «Единой России». В то время и появился в наших краях Сурайкин. Область заполонили странные, но запоминающиеся плакаты «Скумбрия – рыба будущего», «Скумбрия полезнее курицы». Прием сработал: на волне протестного голосования избирателей, подзапутавшихся в коммунистах, неизвестные доселе «КР» оттянули часть голосов у зюгановцев и по спискам получили в Собрании одно место. Его и занял лидер партии Сурайкин. А потом в ЗС, чтобы не разжигать лишних внутрипарламентских конфликтов, договорились о том, что заместителями спикера станут лидеры всех имеющихся фракций. Так Сурайкин – сам себе фракция – вышел из спойлеров, как его называли в ходе выборов, в вице-спикеры ЗС. При губернаторстве Сергея Морозова партия власти привечала Сурайкина и после выборов. Лидер «КР» мог появиться где-нибудь вместе с губернатором и заявить, что это «Коммунисты России» пробили в Москве миллиарды на ремонт Ленинского мемориала. Морозов не возражал.

Однако все резко изменилось с приходом к рулю региона члена КПРФ Алексея Русских. Оппозиционная работа КПРФ свернулась: эта партия не дергается уже почти год. В итоге и надобность в «скумбрии» сама собой отпала: кого с ее помощью теперь троллить? А реальной оппозицией «Коммунисты России» не были никогда. В итоге недавно в «КР» начался передел власти. Не исключено, что где-то наверху кураторы партии решили видоизменить ее линию, и имидж Сурайкина для этого не совсем подходит. Кресло вице-спикера ЗС под ним тоже зашаталось.

Впрочем, Максим Александрович не стал дожидаться, когда его попросят с должности в облпарламенте. К заседанию ЗС 23 марта он написал заявление, в котором просил освободить его от обязанностей вице-спикера, аргументируя тем, что хочет отправиться добровольцем на Донбасс. Нужен ли там Сурайкин – вопрос. Но депутат сказал, что принял решение как патриот и намерен на период исполнения долга оставить пост вице-спикера. Его коллеги по ЗС в количестве 33 человек проголосовали «за». Теперь Сурайкин является рядовым депутатом.

За власть в партии «КР» собравшийся на спецоперацию Максим пробует бодаться. 26 марта в Москве был проведен внеочередной съезд «Коммунистов России», который подтвердил партийную принадлежность Сурайкина, не признал решений чрезвычайного съезда от 18 марта, а его организаторов во главе с Малинковичем (всего 21 человек) исключил из партии как предателей. Председателем ЦК внеочередной съезд избрал москвича Чермена Хугаева (по совпадению, как и Малинкович, депутата алтайского Собрания). Сурайкин назначен исполнительным секретарем ЦК. Хотели его якобы оставить председателем, но он отказался по причине сборов в Донбасс. Однако не все так просто. Минюст РФ сообщил, что уже зарегистрировал решение съезда от 18 марта, на котором председателем «КР» избран Малинкович. Сподвижники Сурайкина тоже направили свое решение в Минюст. А еще противоборствующие стороны подали заявления в прокуратуру и в следственные органы в отношении друг друга. Малинкович заявил, что его оппоненты незаконно используют печать организации, а Сурайкин противоправно действовал при оформлении кредитов на партию. В свою очередь бывший вице-спикер ЗС Ульяновской области просит прокуратуру проверить законность регистрации решения чрезвычайного съезда от 18 марта и дать оценку попытке партийного переворота. Вот такие партийные разборки с улетающим запахом «скумбрии».