В психологии существует целая группа так называемых “проективных тестов” или “методов свободных ассоциаций”. Человеку предлагается совершить некое действие, например (самое простое), нарисовать дом. И по деталям психолог считывает внутренние характеристики испытуемого: может очертить его главные черты, выявить какие-то личностные проблемы. Как говорит Википедия, “для таких методик диагностики личности характерен в большей мере целостный, глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных её черт”. Идея применить проективный тест к публичным фигурам родилась в ходе диалога с ульяновским психологом и специалистом по личному бренду Юлией Шулеповой. Мы предложили пройти тест сразу нескольким известным в городе людям. Первым откликнулся сенатор Айрат Гибатдинов. Кто-то согласился пройти тест, но отказался представить его публично. Вторым в нашей рубрике – министр спорта Рамиль Егоров. Слово психологу:

Мы использовали один из психологических рисуночных тестов – проективную методику, направленную на диагностику личности.
Напомним, что с помощью данного теста можно, например, выявить следующие свойства испытуемого:
⁃ особенности взаимодействия с окружающей средой
⁃ особенности поведения в группе, самооценка и оценка себя в социуме
⁃ взаимоотношения с противоположным полом
⁃ наиболее часто используемый способ разрешения конфликтов
⁃ представление человека о самом себе и др

Рамиль очень активно задавал вопросы по ходу заполнения теста, хотя инструкцией было оговорено, что на дополнительные вопросы психолог отвечать не будет. Это может говорить о том, что у тестируемого включались так называемые психологические защиты, пытаясь понравиться психологу (такое часто бывает при прохождении психологических тестов) и поиск возможного «подвоха».

По тесту:
1. Особенности взаимодействия с окружающей средой (здесь имеется ввиду не только внешнее взаимодействие, но и внутреннее, психологическое): рисунок Рамиля говорит о том, что он стремится активно и адекватно учесть все особенности, элементы окружающего его пространства, у него вектор к полноценной ориентировке.
2. Наличие/отсутствие агрессии: рисунок Рамиля даёт нам понимание о ярко выраженной, не скрытой агрессии. При этом он четко фиксирует и запоминает действия других против него.
3. Особенности поведения в группе: мнение окружающих для него малозначимо. При этом прослеживается поиск самого себя и чувство неудовлетворённости. (прим. – возможно это связано с кризисом 30-летнего возраста, Рамилю – 32 года. Поиски (например, духовные) – это один из определяющих признаков данного возрастного кризиса).
4. По ходу тестирования видно, что перед нами человек общительный, легко налаживающий социальные контакты.
5. Личностное восприятие и оценка действительности: у тестируемого гибкая система оценок, он способен воспринимать жизнь такой, какая она есть в действительности.
6. Сфера отношений с противоположным полом: здесь рисунок малоинформативен, единственное, что можно сказать, что для Рамиля имеет большое значение качественно устроенный быт в личных отношениях.
7. Разрешение конфликтных ситуаций: четко видно желание усилить конфликт до его полного разрешения.
8. Часть рисунка, которая определяет автопортрет, может подчёркивать наиболее характерные черты человека, мы видим представление личности о себе, причем не обязательно осознанное.

Как показывает мой опыт, в этой позиции теста часто встречаются неодушевлённые предметы, например, матрёшка, кукла-неваляшка или снеговик как у Рамиля. Он описал его следующим образом : «добрый, хороший, позитивный. Это такой снеговик, которого не хочется сломать, а хочется сразу обнять и повязать шарфик». Тут можно добавить, что снеговика часто изображают люди, отличающиеся мягкостью.

Напомню, что данная методика не может применяться как единственный метод исследования личности.

Но ее ценность в том, что за достаточно короткий промежуток времени (30-40 минут) позволяет составить представление о характере человека и увидеть наличие актуальных проблем.