27 мая на площадке Общественной палаты Ульяновской области состоялось первое региональное общественное обсуждение проекта федерального закона «О российском движении детей и молодежи «Большая перемена».

Законопроект внесли на рассмотрение в Госдуму в преддверии празднования 100-летия пионерии. Планируется, что новое движение объединит уже существующие организации, станет флагманским. Законопроект вызвал бурное обсуждение у специалистов сферы воспитания, родителей и активистов других общественных организаций по всей стране. Обеспокоены названием, судьбой региональных и местных детских и молодёжных НКО, распределением ресурсов. Ульяновская область стала первой площадкой для обсуждения смыслов и содержания законопроекта.

В приветственном слове Председатель Общественной палаты Ульяновской области Ирина Колоткова отметила, что законодательство в сфере молодёжной политики критиковали всегда, но сегодня необходимы конструктивные предложения, основанные на опыте, чтобы существенно скорректировать проект закона.

«Почему Ульяновская область первая? Лидерство в своем регионе мы поддерживаем всеми силами. Сегодня я призываю не к критиканству, а вдумчивому анализу. Опыт Советского Союза – прекрасен. Но слепо все брать оттуда сегодня, наверное, нельзя. Время другое, люди другие. Нам нужно сформулировать то, что нужно не только сегодня, но и завтра, опираясь на наш богатейший опыт и традиции», — сказала Ирина Александровна.

Инициатором обсуждения в регионе выступила председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по делам молодёжи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию Елена Родионова: «Проектировать и моделировать будущее детского движения нужно сегодня. Взрослый от ребенка отличается только количеством опыта, дети талантливее нас. Проект, который мы сегодня обсуждаем, впервые вводит на законодательном уровне поддержку детского и молодёжного движения. Эту инициативу ждали. В изобилии всех организаций и возможностей для детей сегодня трудно разобраться и родителю, и самому ребенку. Сегодня есть вопросы к названию проекта, возможно его определят сами дети. Вопрос о возрасте также открыт, в законопроекте нет верхней планки. По тексту ясно, что он ориентируется на школы, колледжи и допобразование. Нет вузов. Наш разговор шире. Вскрыть проблемные зоны. Важно услышать то, с какими проблемами вы ежедневно сталкиваетесь в регионе, помогая каждому ребенку быть счастливее».

Артем Мирошников, Министр молодёжного развития Ульяновской области, поддерживая законопроект, добавил, что единая организация с единым вектором воспитания и идеологических смыслов должна быть.

«Чтобы это не стало это борьбой за ребенка, мы должны выстроить эту систему, в том числе преемственность между школьниками и студентами», — отметил Артем Мирошников.

Председатель регионального отделения РДШ Наталья Дикова подчеркнула, РДШ сложно входили в образовательные организации, завоевывали доверие и сейчас работают на базе 98 % школ региона.

«Мы опасаемся, что представленный законопроект вызовет «перетягивание» детей. Необходимо работать с неохваченными категориями: дети, находящиеся в местах лишения свободы, дети с ОВЗ, может сделать на этом акцент? Сейчас получается, что структура новой организации дублируется со структурой РДШ в школе», — подчеркнула Наталья Дикова.

Высказаться пригласили и самих ребят, активистов РДШ, Детской общественной палаты, участников проекта «Большая перемена».

Председатель детского совета РДШ Ульяновской области Никита Медведев предложил выбор названия оставить за детьми. Он отметил, что в РДШ уже есть возможности для студентов: лига вожатых, корпоративный университет, возможности стать тим-лидером и другие. Высказал опасения, что пока новая организация войдет в школы и выработает векторы своего развития, можно потерять ребят, которые сейчас являются активными.

Никита Кузнецов, активист региональной команды «Большая перемена», рассказал о том, чем уже сегодня занимаются участники этой программы, какие возможности предоставляет.

Данила Акимов, представитель Детской общественной палаты региона задал один из самых острых вопросов: «Мы в недоумении. Что будет с организациями на региональном и местном уроне? Они будут интегрированы в структуру «Большой перемены»?»

Елена Родионова ответила, что возможность такая есть. Речь о прекращении деятельности всех остальных местных и региональных организаций не идёт. Юристы пояснили, что в законе декларируются рамки. Это вопрос реализации закона и устава, о котором еще не начинали говорить. Нужно оставить возможность выбора. Все опасения сейчас относятся к деятельности, к его реализации на местах.

Ректор Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н.Ульянова Игорь Петрищев отметил недостатки конкретных статей проекта: «Создается впечатление, что всех собираются объединить, но ст. 7.1. четко говорит, что все остальные НКО могут входить в состав новой организации. Статья 6.1. вводит термин наставник, а дальше по тексту «наставник с функцией доброволец». Что касается первичных отделений в статье 10.1. читаем «первичная организация может быть создана в организациях дополнительного образования», но учет членов предусмотрен только в школе и в СПО. Что касается студентов педагогических вузов, то получается, что студенты 1 и 2 курсов не входят в это поле. А в студенчестве такая же проблема, много организаций, которые ими занимаются. Нам тоже нужна координация этой деятельности».

Кандидат педагогических наук, который долгие годы возглавлял молодёжное движение «Ассоциация учащейся молодёжи» Сергей Кузьмин: «Мне видится, что цель движения – ресурсный центр, который формирует идеологическую составляющую. Это позволит охватить если не 100% молодежи, то большую её часть. Мысль заложена правильная – «мы разные, но мы вместе». Хотелось бы уже увидеть Устав, чтобы не переживать за другие НКО. Важно, чтоб дети понимали, что они участник этого движения».

Председатель Ульяновского регионального отделения РСМ Серей Терехин отметил необходимость использования инфраструктуры, которая тоже должна быть единой: «Этим законом можно урегулировать равный доступ к инфраструктуре вне зависимости от принадлежности к образовательной организации».

Заместитель директора по социальным вопросам гимназии № 79 Евгения Елизарова: «Детям нужен простой алгоритм развития и школы лидерства. РДШ — понятная для них организация. Нам нельзя потерять своих лидеров. Нужно ёмкое название со смысловой нагрузкой. РДШ и Юнармиия — это уже бренд. Родители должны быть вовлечены в детское движение. За каждым успешным ребёнком стоит родитель».

Профессор кафедры психологии «Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н.Ульянова» Сергей Поляков: «Судя по данному законопроекту, там те же самые грабли, которые привели пионерию к развалу. Зонтик или организация? Мне представляется, что все-таки зонтик. Движение как ресурс, как зонтик — это сильная идея. Если это новая организация — она обречена на судьбу пионерии. Как сохранить возможность нахождения разнообразных организаций? Чего мне не хватило — правил выхода из организации. Должна быть расширенная добровольность. Странная затея, что правление не входит в организацию. Должна быть система участников организации и друзей организации — тогда открывается много возможностей».

Первый разговор о проекте федерального закона «О российском движении детей и молодежи «Большая перемена» получился очень глубоким. Тема о детском и молодёжном движении снова возникла в повестке — это достижение.

Предложения к проекту федерального закона «О российском движении детей и молодежи «Большая перемена» можно направить  до 31.05.2022. 31 мая в федеральной палате пройдут нулевые чтения законопроекта, Елена Родионова пригласила всех к участию.