В психологии существует целая группа так называемых “проективных тестов” или “методов свободных ассоциаций”. Человеку предлагается совершить некое действие, например (самое простое), нарисовать дом. И по деталям психолог считывает внутренние характеристики испытуемого: может очертить его главные черты, выявить какие-то личностные проблемы. Как говорит Википедия, “для таких методик диагностики личности характерен в большей мере целостный, глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных её черт”. Идея применить проективный тест к публичным фигурам родилась в ходе диалога с ульяновским психологом и специалистом по личному бренду Юлией Шулеповой. Мы предложили пройти тест сразу нескольким известным в городе людям. Первыми откликнулись сенатор Айрат Гибатдинов, министр спорта Рамиль Егоров и вице-спикер ЗСО Василий Гвоздев. Кто-то прошёл тест, но отказался представить его публично. Четвертым в нашей рубрике стал руководитель исполкома реготделения “Единой Росии, депутат ЗСО Константин Долгов. Слово психологу:

Мы использовали один из психологических рисуночных тестов – проективную методику, направленную на диагностику личности. Важным преимуществом рисуночных тестов по сравнению с другими исследовательскими методиками является отсутствие страха у тестируемого в процессе его прохождения. Это позволяет дать наиболее точную оценку особенностей его личности.

Напомним, что с помощью данного теста можно, например, выявить следующие свойства испытуемого:
⁃ особенности взаимодействия с окружающей средой
⁃ особенности поведения в группе, самооценка и оценка себя в социуме
⁃ взаимоотношения с противоположным полом
⁃ наиболее часто используемый способ разрешения конфликтов
⁃ представление человека о самом себе и др

Надо добавить, при инструкции делается акцент на то, что эстетика исполнения не имеет никакого значения и не оценивается. Чем проще и схематичнее, тем более показательны его результаты. Это помогает снять дополнительную тревожность с тестируемого.

Итак, в рисуночном тесте Константина неравномерный характер линий. Это может говорить о том, что его уровень работоспособности изменяется, приспосабливаясь к различным условиям жизни. Т.е. в важные моменты жизни – пик напряжения, а потом смена – напряжение переходит в расслабленность.

По тесту:
1. Особенности взаимодействия с окружающей средой (здесь имеется ввиду не только внешнее взаимодействие, но и внутренняя, психологическая деятельность): рисунок Константина говорит нам о том, что он может не замечать и не придавать значения тому, что его окружает, а поведение может протекать вне ситуации.
2. Наличие/отсутствие агрессии: здесь рисунок дает нам понимание о том, что у тестируемого нет ни агрессии, ни подозрительности, ни повышенной восприимчивости и злопамятности.
3. Особенности поведения в группе: стремление быть в центре внимания, при этом для Константина не имеет важного значения мнение окружающих о себе. Ещё видно, что он претендует на большее положение в социуме, чем действующее.
4. По ходу тестирования видно, что перед нами человек с выраженной тенденцией к самоутверждению. А также общительный и легко налаживающий социальные контакты.
5. Личностное восприятие и оценка действительности: наш тестируемый с гибкой системой оценок и способностью воспринимать жизнь такой, какая она есть.
6. Сфера отношений с противоположным полом: по рисунку видна стабильность семейных отношений, а также высокая значимость эмоционально-чувственного аспекта в них.
7. Разрешение конфликтных ситуаций: здесь видна стратегия обострять конфликты для того, чтобы они быстрее разрешались.
8. Часть рисунка, которая определяет автопортрет, может подчёркивать наиболее характерные черты человека, мы видим представление личности о себе, причем не обязательно осознанное. Тут стоит обратить внимание: тестируемый не знает, что он рисует автопортрет.

Как показывает мой опыт, в этой позиции теста часто встречаются неодушевлённые предметы, например, снеговик (помните у министра спорта Рамиля Егорова?), кукла-неваляшка или матрёшка как у Константина. Он описал ее следующим образом: «обычная, детская, добрая, ласковая и тёплая». Тут можно добавить, что кукол-неваляшек, матрёшек часто изображают люди с неустойчивым представлением о себе в актуальный момент времени.

Предположу, что у Константина это связано с кризисом среднего возраста, ему 40 лет.

Для этого кризиса характерна эмоциональная нестабильность, критическая переоценка взглядов и принципов, потеря актуальности старых планов и целей. Но в итоге, после завершения кризиса человек ставит перед собой новые задачи и обретает новые жизненные смыслы.

Напомню, что данная методика не может применяться как единственный метод исследования личности.

Но ее ценность в том, что за достаточно короткий промежуток времени (30-40 минут) позволяет составить представление о характере человека и увидеть наличие актуальных проблем.