На днях у Ульяновского автомобильного завода (УАЗ) сменился хозяин. Бизнесмен Вадим Швецов, 15 лет владевший компаниями, контролировавшими завод, продал все свои акции предприятия «Соллерс Авто», чьим основным активом является УАЗ, и вышел из автомобилестроительного бизнеса. Губернатор Ульяновской области Алексей Русских заявил, что смена собственника УАЗа не должна пугать и анонсировал свою встречу с новыми боссами, чтобы подтвердить социальные гарантии для трудового коллектива и обсудить дальнейшее развитие предприятия. Впрочем, заманчивые перспективы у автозавода возможны, кажется, лишь в том случае, если под давлением санкций Россия окончательно будет вынуждена вернуться к самым простым и дешевым моделям внедорожников.

Вадим Швецов появился на УАЗе в начале 2000-х годов, когда крупнейшим акционером знаменитого, но буксовавшего ульяновского предприятия стал металлургический концерн «Северсталь» олигарха Сергея Мордашова. Швецов входил в руководство «Северстали» и возглавил совет директоров УАЗа. В начале 2007 года Мордашов вышел из автомобильного бизнеса, продав 49,3 процента акций автосегмента «Северстали» Швецову, у которого уже имелось 8,7 процента. Так появилась швецовская группа компаний «Соллерс», завладевшая контрольным пакетом акций Ульяновского автозавода, генеральным директором которого в 2012 году стал сам Швецов. Сейчас в «Соллерс Авто» наряду с УАЗом входят совместные предприятия с «Фордом» (выпускались легкие коммерческие автомобили в Елабуге) и «Маздой» (крупноузловая сборка моделей во Владивостоке), а также Заволжский моторный завод в Нижегородской области. По итогам прошлого года «Соллерс Авто», согласно отчетности, получила 4,5 млрд рублей чистой прибыли против 1,7 млрд рублей убытков в 2020-м, ковидном, году. Капитализация компании на 24 июня текущего года на Мосбирже составляла 5,8 млрд рублей. И вот Вадим Швецов продал весь имевшийся у него пакет из 76,7 процента акций «Соллерс Авто», а с ним и УАЗ.
Продал, впрочем, своим же коллегам – ключевым топ-менеджерам «Соллерс Авто», которые под это дело основали и зарегистрировали в июне компанию «Альтер Инвест». 39,5 процента акций в этой фирме, как сообщает издание «Коммерсантъ», принадлежат нынешнему генеральному директору УАЗа и «Соллерс Форд» Адилю Ширинову, 35,5 процента – генеральному директору «Соллерс Авто» Николаю Соболеву, 20 процентов – заместителю гендиректора «Соллерс Авто» Зое Каике. Кто-то из них давно пересекается с Ульяновским автозаводом, кто-то – не очень. Ширинов, например, был назначен гендиректором в 2019 году. Каика отвечала за связи с общественностью в «Северсталь-авто» еще во времена Мордашова. В любом случае официальным владельцем УАЗа через «Соллерс Авто» теперь становится новая структура -«Альтер Инвест».

Почему Вадим Швецов продал свои автомобильные активы, куда входит и УАЗ? Часть экспертов предположили, что для защиты себя и прочего своего бизнеса от возможных санкций со стороны Запада. Другие эксперты отрицают этот вариант, но первые, вероятно, ближе к истине. Ведь Евросоюз ввел санкции в отношении УАЗа из-за поставок его машин для нужд российской армии. Почему же не подвергнуть каким-то мерам воздействия и владельца предприятия – вот он и дистанцируется от проблемного завода. Наблюдатели обратили внимание, что уже на совещании представителей автопрома у президента РФ в ходе Петербургского экономического форума «Соллерс Авто» представлял Соболев, а не Швецов.

Впрочем, Вадим Аркадьевич давно снижает личное участие в оперативном управлении УАЗом. С 2019 года покинул должность генерального директора автозавода. Возможно, он окончательно разочаровался в потенциале ульяновского предприятия, в его способности работать на будущее. С момента прихода на УАЗ в нулевых годах нынешние инвесторы пытаются обновить модельный ряд ульяновских внедорожников перспективными модификациями, однако желаемого эффекта не достигают ни в одном направлении. Ни «Патриот», ни «Хантер», ни «Пикап», ни новые грузовики и близко не встали по объему продаж с УАЗ-469 или «буханками» советских времен, которые наряду с высокой проходимостью были недороги, просты в эксплуатации и довольно легко ремонтировались в гараже. Наверное, они морально устарели, но достойной смены им на УАЗе так и не находится. Параллельно Швецов ориентировался в автомобилестроении на создание совместных предприятий, сборку иномарок, что в нынешних условиях в России проблематично из-за спецоперации на Украине. Возможно, все вышеприведенные факторы также подтолкнули предпринимателя расстаться с автомобильным подразделением своего бизнеса, сконцентрировавшись на других проектах, представляющихся более выгодными.

Что ждет УАЗ после официальной смены владельцев? Губернатор Ульяновской области Алексей Русских призвал не пугаться перемен, поскольку пакет акций перешел в руки топ-менеджмента, осуществлявшего в последние годы оперативное руководство заводом. Хотя это-то как раз не внушает особого оптимизма, учитывая результаты работы предприятия. Впрочем, губернатор все же намерен для пущей важности встретиться с новыми – собственниками УАЗа, чтобы подтвердить социальные гарантии для трудового коллектива и обсудить дальнейшее развитие предприятия. В «Соллерс Авто» заявили, что акционерное общество «продолжит свою деятельность в прежней структуре принадлежащих компании активов и намерено обеспечивать дальнейшее развитие стратегии по производству и дистрибуции автомобилей, автокомпонентов и выводу на рынок новых сервисов мобильности». В Сети появились сообщения, что к работникам автозавода обратился генеральный директор Ширинов. Сложные, турбулентные времена, как сейчас, названы для «Соллерс Авто» хорошим временем новых начинаний, реализации возможностей построить новую стратегию и успешный устойчивый бизнес на несколько лет вперед. В обращении отмечено, что необходимо переключаться на новых партнеров и поставщиков, обеспечивать стабильную работу. Руководство компании рассчитывает завершить переговоры о постановке производства на УАЗе новых перспективных продуктов и до конца этого года сформировать долгосрочную стратегию развития.

Про новые продукты речь, надо полагать, идет о возможном содружестве Ульяновского автозавода с китайским автопромом: эта тема не так давно активно муссировалась. Однако Китай сегодня по-прежнему занимает выжидательную позицию в отношении России: торговать торгует, но углублять экономическое сотрудничество не спешит. А в плане пользы УАЗу от турбулентных времен… Сколько уж ее было, всякой турбулентности, после того, как автозавод был приобретен «Северсталью»! Однако лучше положение УАЗа почему-то не становилось. И производство машин значительно снизилось, и трудовой коллектив сократился. В мае нынешнего года, по данным Ассоциации европейского бизнеса, в стране продано лишь 1300 «уазиков». Ладно, сейчас трудные времена, реальные доходы россиян упали. Но годом ранее за тот же месяц было реализовано чуть более 2200 ульяновских внедорожников. Это не прорывы, а какой-то тупик.