Некачественные коммунальные услуги — очень многие с ними сталкивались. Но дальше жалоб в органы власти, как правило, жители Ульяновска не идут. А уж обращение в суд и вовсе расценивают как что-то жуткое и бесперспективное. Хотя именно этот (а зачастую только этот) способ и является по-настоящему действенным.

Прошлой зимой из-за каких-то неполадок несколько домов по улицам Карсунской, Железнодорожной и 12 Сентября получали теплоноситель меньше нормативного. Происходило это в период с 26 февраля по 5 марта. Все это время люди мерзли в своих МКД и, по сути, не могли жить нормальной жизнью. Невозможно было умыться холодной водой в холодной квартире, невозможно посуду помыть. Приходилось греть воду в тазиках, что, конечно же, доставляло много хлопот и неудобств.

Согласно СанПиН, температура горячей воды в местах водоразбора централизованной системы горячего водоснабжения должна быть не ниже плюс 60°C и не выше плюс 75°C. Разрешаются отклонения до 5℃ ночью (с полуночи до 5 утра) и до 3℃ днем. За каждые 3℃ отступлений сверх того месячная плата снижается на 0,1% за каждый час нарушений. Если же температура ГВС в кране оказалась ниже 40℃, за нее можно платить как за ХВС.

Пунктом 15 Приложения №1 Правил №354 предусмотрено, что качество коммунальной услуги по теплоснабжению должно соответствовать: нормативной температуре воздуха в жилых помещениях — не ниже +18°C (в угловых комнатах — +20°C). Есть требования и к давлению в системе отопления. К примеру, в доме с чугунными радиаторами давление должно быть не более 0,6 МПа. Отклонение от всех указанных требований означает предоставление услуги ненадлежащего качества и ведет к перерасчету.

Согласно пунктам 104, 107, подпункту «а» пункта 111 Правил №354, датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества, является, в частности:

• дата и время обнаружения исполнителем факта нарушения качества коммунальной услуги всем или части потребителей (указанные исполнителем в журнале учета таких фактов);
• дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства РФ о единстве измерений (если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения).

— Произошел порыв, и у нас в подвале затопило лоток, в котором уложены трубы отопления. В результате в квартиры подавался уже остывший теплоноситель. Сейчас подаем в суд. Взыскивается от 5 до 6 тысяч рублей на одного человека. Соответственно, если семья из четырех человек — от 20 тысяч рублей на квартиру. Заседания идут каждый день! По каждому жильцу подаю отдельно, помимо всего, отсуживаю моральный вред и оплату юридических услуг. То есть для самих пострадавших жителей это ничего не стоит, — рассказала Ольга Соколова, председатель совета дома №1 по ул. Карсунской.

Девушка выступает в качестве юриста и защищает права жителей, причем не только своего дома, но и соседних. Чтобы получить компенсацию за некачественные коммунальные услуги, пришлось проделать большую предварительную работу. Вместе с представителями УК и ресурсоснабжающей организации в момент аварии было проведено обследование и составлен акт о том, что температура воздуха в квартире ниже нормы: 14℃ — на кухне и 16℃ — в спальной комнате. Некачественная услуга по ГВС и отоплению также подтверждена ведомостью учета параметров потребления тепла в указанный период, актами параметров температуры горячей воды на вводе в дом, которые не соответствуют нормативам, установленным СанПиН.

Для удовлетворения требований по перерасчету платы за некачественно оказанную коммунальную услугу потребителю необходимо предъявить доказательства, подтверждающие несоблюдение регламентированных требований. Наличие актов и прочих документов играет решающую роль. Увы, не все управляющие компании готовы сотрудничать в этом плане с собственниками жилья.

— Наша управляющая компания «Олимп» пошла навстречу и предоставляет все необходимые для суда документы. А вот, например, в домах №1 по ул. 12 Сентября и №3 по ул. Карсунской, откуда жители ко мне тоже обращались с просьбой помочь, УК «Паритет» отказалась предоставлять данные, — отметила Ольга Соколова.

Впрочем, обращение в суд не обязательно, если исполнитель или поставщик коммунальной услуги удовлетворил направленные к нему претензии в добровольном порядке. Правда, такого практически никогда не происходит. Поэтому, получив отказ, потребитель (в соответствии со ст. 17 Закона РФ №2300-1 и ст. 11 Гражданского кодекса РФ) имеет право подать иск о защите своих прав. Такие иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:

• нахождения организации (ее филиала или представительства);
• заключения или исполнения договора;
• жительства или пребывания истца.

При этом не требуется уплата госпошлины по искам, связанным с нарушением прав потребителей, в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. Кроме того, согласно ст. 15 Закона РФ №2300-1, потребитель вправе потребовать компенсации морального вреда, размер которой определяется судом и не зависит от размера возмещения вреда имуществу.