Несмотря на то, что обязательный техосмотр для частного транспорта в 2022 году переведен на добровольную основу, существует ряд случаев, когда проходить ТО все-таки необходимо. В связи с этим “РГ” разобралась, где именно следует получать диагностическую карту и какие есть подводные камни в этом вопросе.

Как ранее писала “РГ”, техосмотр все же нужен для “частников”, если они решат продать или купить автомобиль старше четырех лет, при смене собственника ТС старше четырех лет, в случае замены основных агрегатов и внесения в конструкцию машины существенных изменений, а также если авто используется в служебных целях, например, для перевозки грузов или как такси.

Во всех вышеупомянутых случаях придется пройти техосмотр и получить диагностическую карту – документ в электронном виде, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом, также на бумажном носителе.

При этом, вопреки расхожему мнению, что с 1 марта 2022 года якобы изменились правила проведения технического осмотра автомобилей и мотоциклов, в реальности процедура осталась в основном прежней. Добавилось лишь практика обязательной фотофиксации машины при прохождении техосмотра (ТО).

Пройти ТО можно в одном из аккредитованных ПТО (пунктов техосмотра) с обязательным предоставлением транспортного средства. Данные о таких точках во всех регионах страны доступны прежде всего на официальном сайте РСА (Российский союз автостраховщиков). Кроме того, для жителей Москвы работает карта таких центров на сайте Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. Ну и, разумеется, такие пункты упоминаются на массе сторонних веб-ресурсов.

Что касается такого нововведения, как фотофиксация прохождения ТО, она нацелена на искоренение практики получения водителями так называемых серых диагностических карт, без фактического посещения пункта техосмотра. А именно, правовые нововведения обязывают сотрудников пунктов контроля дважды фотографировать автомобиль – до и после проверки, а также привязывать к этим фото геоданные. Осмотр машины при этом занимает, как правило, не менее получаса, а информация о ТО передается для размещения в Единую автоматизированную информационную систему технического осмотра (ЕАИСТО).

В результате пройти ТО на машине, имеющей технические неисправности, после введенной процедуры фотофиксации осмотра по факту вряд ли получится. “На машину уделяется полчаса. Мы осматриваем, фотографируем. Соответственно, по результатам осмотра выдается карта – либо машина прошла техосмотр, либо не прошла”, – сказал наш собеседник на одном московском лицензированном пункте ТО.

Если эксперт выявит ту или иную техническую проблему, он занесет ее в диагностическую карту, и владелец должен будет провести ремонт машины в любом сервисе или самостоятельно в течение 10 дней. После ремонта он сможет вновь обратиться на любой из лицензированных пунктов ТО и, если все недочеты действительно устранены, получить диагностическую карту, подтверждающую полную исправность автомобиля.

Цена прохождения технического осмотра зависит от категории автомобиля и региона, и ее верхний предел устанавливается исполнительными органами государственной власти регионов не менее, чем на календарный год. Как нам удалось выяснить путем обзвона нескольких пунктов проведения ТО в Москве, за ТО “легковушки”, используемой для перевозки пассажиров, просят порядка 1500 рублей. А точнее – в московском техцентре “Автоэкспертцентр” с нас запросили 1250 рублей, а в столичном же пункте техосмотра ИП Ларионова Э.В. – 1500 рублей.

При этом в большинстве столичных пунктов проведения ТО, в которые мы обратились, нам сообщили, что получить диагностическую карту не получится, если у автомобиля имеются даже, казалось бы, незначительные технические изъяны, скажем, поврежден корпус фары или имеется трещина на лобовом стекле со стороны водителя. “Трещины на лобовом стекле быть не должно. Машина в обязательном порядке фотографируется, так что закрыть глаза на такой изъян буквально технически не возможно”, – сказал нам сотрудник одного из московских пунктов ТО.

Впрочем, в некоторых конторах все же предложили приехать и обсудить техническую проблему (наличие небольшой трещины на лобовом стекле) непосредственно с сотрудниками техцентра. Как видно, у персонала есть какие-то варианты решения этой проблемы. “Нужно сделать так, чтобы трещины видно не было. Будем думать, что можно сделать”, – сказал нам один из наших собеседников в ПТО.