Бывший лидер партии «Коммунисты России» Максим Сурайкин досрочно складывает полномочия депутата Законодательного Собрания Ульяновской области. Официальной причиной называет свою большую занятость на Донбассе. В общем, те ульяновцы, которые на выборах 2018 года поверили в лозунг «Скумбрия – рыба будущего», остались заведенными в тупик и политически кинутыми.

Тогда, в 2018-м, одни голосовали за «скумбрию», запутавшись в коммунистических партиях. Другие, действительно, считали «Коммунистов России» («КР») более настоящими коммунистами и борцами за справедливость, чем КПРФ. Впрочем, политологи всегда называли «КР» спойлерской партией, призванной оттягивать голоса у КПРФ, которая в Ульяновской области четыре года назад имела высокую популярность на фоне протестных настроений населения. «Скумбрийцы» и оттянули кое-что: на последних выборах в областное Законодательное Собрание партия «КР» преодолела по спискам пятипроцентный барьер и получила один мандат, обладателем которого стал тогдашний председатель Центрального комитета «Коммунистов России» Максим Сурайкин, возглавлявший эту партию 10 лет. Дальше политическая судьба улыбнулась ему еще шире. В ЗС, чтобы не разжигать лишних внутрипарламентских конфликтов, договорились о том, что заместителями председателя станут лидеры всех имеющихся фракций. Таким образом, должность заместителя досталась и Сурайкину, который был сам себе фракция.

Вице-спикер областного ЗС от искусственно взращенной партии – это хохма уровня акции «Роди патриота в День России». Но все обставлялось вполне серьезно. Сурайкин сидел на заседаниях, выступал, давал заключения, когда это требовалось от всех фракций. Порой говорил разумные вещи: например, о том, что в первую очередь бюджетные деньги следует тратить на здоровье людей, на повышение их доходов, а не на клубы в сельской местности или дороги, иначе может оказаться, что ходить в клуб и ездить по дорогам окажется просто некому. Впрочем, проекты документов, вносимые главой региона или областным правительством, депутат Максим при голосовании почти всегда одобрял. Так было и при губернаторстве единоросса Сергея Морозова (вместе с которым Сурайкин иногда появлялся перед телекамерами, чтобы заявить, скажем, о совместно выбитых в Москве миллиардах на ремонт Ленинского мемориала). Так оставалось и при руководстве областью Алексеем Русских. Против предложений исполнительной власти депутат Сурайкин не шел.

Когда губернатором стал командированный в Ульяновск президентом РФ Владимиром Путиным член КПРФ Русских, голосование единороссов и коммунистических фракций в ЗС вообще слилось воедино – по принципу «коммунистическая партия единая Россия» (знаменитая оговорка вице-спикера облпарламента Василия Гвоздева). На днях при обсуждении пресловутого слияния Барышской и Базарносызганской районных больниц глава фракции КПРФ в ЗС Виталий Кузин заявил, например:

– Я всегда выступал против какой-либо оптимизации образовательных и медучреждений, так как в результате это приводило к их ликвидации. Но в данной ситуации правительство нас заверило, что этого не произойдет, что объединение направлено лишь на изменение организационной структуры и улучшение оказания медицинских услуг.

Как оптимизация, то есть сокращение, может повысить качество и доступность медицинских услуг, необъяснимо. Но местная организация КПРФ уже больше года ничему не оппонирует. Ее лидеры, получив теплые места в Москве, притихли, остальные члены партии тоже не поднимают проблемных вопросов. Уже не раз отмечалось, что протестную деятельность областной ячейки КПРФ властям удалось изящно нивелировать. А депутат ЗС от «Коммунистов России» Сурайкин и вовсе сливается с политической арены. Впрочем, единичный голос «КР» в Собрании сегодня перестал что-либо значить, хотя совсем недавно мог являться решающим при борьбе самых крупных фракций.

Напомним, сначала Сурайкин сложил с себя полномочия заместителя председателя ЗС – это произошло в марте 2022 года. Объяснил, что, как патриот, хочет отправиться добровольцем на Донбасс во время спецоперации. Однако записаться добровольцем тогда у Максима не получилось, он сетовал на затянувшееся согласование в военкомате. В итоге депутат ЗС оказался на территории ДНР и ЛНР в группе специалистов военноследственного управления Следственного комитета РФ. Периодически выкладывал в интернете фотоснимки с Донбасса, в том числе на танке где-то под навесом. Сейчас Сурайкин, по его словам, по-прежнему продолжит заниматься содействием военноследственному управлению, гуманитарной помощью. О миссии добровольца больше не говорит, хотя в Ульяновске, как сообщают, сейчас формируются добровольческие батальоны – артиллерийский и инженерно-саперный. Зато Сурайкин решил сдать депутатский мандат, которым владел четыре года: аргументирует тем, что 80 процентов своего времени проводит теперь в командировках на Донбассе и не может полноценно исполнять свои обязанности перед избирателями Ульяновской области.

Между тем многие наблюдатели считают, что причины расставания Максима Сурайкина с ЗС Ульяновской области более просты и реалистичны. Например, связаны с какими-то финансовыми проблемами. Весной мы уже писали, что группа бывших соратников сместила Сурайкина с поста председателя ЦК «КР», проведя чрезвычайный съезд. Бунтари тогда обвинили лидера, что он «попытался связать партию кредитными договорами в свою пользу и в пользу своих родственников», скрывал связь с прозападными финансово-политическими кругами. Все это могло заинтересовать и силовиков. Сторонники Сурайкина, после этого, правда, собрали свой съезд, дали отлуп бунтующим, подтвердили партийную принадлежность Максима, хотя председателем больше избирать не стали. Однако Минюст РФ к тому времени уже зарегистрировал решение чрезвычайного съезда «КР», и теперь сурайкинцы пытаются оспорить эту регистрацию через суд. Рассмотрение иска намечено на октябрь.

Имеет претензии к Сурайкину и комиссия ЗС по контролю за достоверностью сведений о доходах депутатов: глава фракции «КР» якобы предоставлял заведомо неполные сведения о своих доходах. Он это отрицает. Разнообразные финансовые подозрения могут подталкивать Сурайкина к тому, чтобы сдать депутатский мандат и временно затеряться где-нибудь на просторах спецоперации – пока все не уляжется. В Ульяновской области ему уже вряд ли что-то светит. А на Донбассе заодно можно обзавестись новыми связями и, не исключено, перезапустить политическую карьеру в каком-нибудь виде.

Открытым остается вопрос: достанется ли кому-то освобождающийся в региональном ЗС мандат «Коммунистов России»? По регламенту первым на него претендует человек, следовавший в партийном выборном списке сразу за Сурайкиным. И тут включается какой-то коммунистический сюрреализм наподобие лозунга про скумбрию. Потому что сегодня основным претендентом на мандат является тезка отца лидера мирового пролетариата и нашего земляка Владимира Ильича Ульянова-Ленина – москвич Илья Ульянов. 35-летний Ульянов родом из Нижегородской области, экономист по образованию, является гендиректором частной компании. Но пока до конца непонятно, какая из частей разделившейся партии «КР» является легитимной и кому принимать решение.