Целый месяц жильцы мучаются из-за того, что приходится пешком добираться до своих квартир по лестнице в девятиэтажном доме №5 по ул. Шолмова. Обслуживающая организация готова устранить неисправность, но без решения собственников не может (не имеет права) взять на это деньги. Цена вопроса – 160 тысяч рублей.


В акте о поломке лифта написано: «Причина – естественный износ»

Общее количество лифтов с истекшим сроком эксплуатации в нашем регионе составляет 2693 штуки.

– У всего города Ульяновска можно прямо сейчас взять и остановить все лифты, которые более 25 лет проработали. И пусть собственники сами разбираются, ищут деньги на ремонт, собрания проводят! Формально это правильно, с точки зрения закона. Но ведь это несправедливо по отношению к маленьким детям и немощным старикам, к инвалидам, которые страдают и не могут выйти из дома, так как боятся, что потом не хватит сил подняться обратно по лестнице, – поделился с нами своей болью Олег САДОВНИКОВ, председатель совета дома №5 по ул. Шолмова.

НА СУХАРЯХ И ВОДЕ
Жильцы МКД задаются вопросом: почему нас бросили и ставят в такие условия, когда все должны решать на общем собрании, которое практически нереально быстро провести в огромной многоэтажке?

– Мне уже 79-й год идет, инвалид второй группы. Живу на самом верхнем девятом этаже. Одинокая, но справляюсь, даже помогала соседке – в магазин ходила ей и себе за продуктами, пока лифт работал. А сейчас вот вышла один раз, сухарей насушила и все. Так и живу! А соседка та вообще не выходит, как она справляется – не представляю. Да я бы помогла, но мне даже самой трудно подняться, а уж с сумками совсем никак. И когда починят – не говорят, – рассказала жительница дома Клавдия БАБАНОВА.

Мы не станем приводить другие душещипательные примеры. Хотя есть и квартиры, где не только неходячие, но и лежачие больные. Много сердечников, с давлением. Все это просто ужасно. Скажем лишь, что слезы наворачиваются. Невозможно спокойно смотреть на то, как страдают старики и дети. Отключение лифта в девятиэтажном доме – настоящая катастрофа!


На оборудовании можно заметить табличку со знаком качества СССР. Срок службы превышен в два раза, но двигатель продолжал работать до последнего

ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ НЕ ПОМОЖЕТ
Если периодически заменять и латать детали, можно очень долго поддерживать работоспособность подъемника в многоквартирном доме. Но неизбежно наступает момент, когда износ достигает такой степени, что дальше эксплуатировать оборудование уже нельзя, и не потому, что кто-то запрещает, а потому, что оно само уже полностью сгорело или развалилось на части.

Наступил такой момент и доме №5 по ул. Шолмова. В марте в подъезде №7 вышел из строя электродвигатель лебедки главного привода.

Специалисты обслуживающей организации ООО «Волга Лифт», чтобы ВВД не останавливать W движение подъемника, заменили сломанный ротор на временный, который специально используется для таких экстренных случаев. Это делается на короткий период, пока управляющая организация и собственники МКД решают вместе, как им быть дальше.

– Так как средства по строке «Непредвиденные расходы» на данном доме уже ушли в минус, мы хотели заменить оборудование по текущему ремонту. Но юристы нас вовремя поправили и сказали, что, согласно ГОСТ Р 55964-2014, ремонт или замена одного или нескольких узлов (составных частей), в том числе лебедки главного привода и ее составных частей, относятся к работам капитального характера. Так или иначе, без решения собственников мы не имеем права тратить их средства. Снять их со специального счета по капремонту без протокола общего собрания вообще невозможно. Поэтому мы инициировали общее собрание. Расклеили оповещения. Их содрали. Мы опять еще лучше приклеили, чтобы оповестить всех жильцов, так как для принятия решения нужно две трети голосов. Выходим на очную часть собрания – и никого! Буквально 2-3 человека пришли со всего дома. Даже старший и совет МКД не явились, проигнорировали. Это при том, что мы и устно, и письменно отвечали на запросы жильцов, объясняли, почему нужен капремонт, почему нужно решение собственников. Параллельно то же самое поясняли прокуратуре и Госжилинспекции, которые проверяли нас по обращениям от жителей, – прокомментировал директор УК «Аметист» Андрей ТОЛОЧКО.

Так как на общем собрании собственников не было принято решение, ООО «Волга Лифт» сняло временный ротор, который нужен на других объектах. И с 8 августа лифт встал.

ДЕНЬГИ ЕСТЬ, ДА НЕ ПРО ВАШУ ЧЕСТЬ
На специальном счете у дома порядка 10 млн рублей, из них потратить 160 тыс. рублей на двигатель для подъемника, как говорится, не убудет. Никаких дополнительных платежей при этом с людей собирать не нужно, только проголосовать. Но в этом и проблема. На общем собрании за капремонт проголосовало лишь Управление ЖКХ от имени муниципальных квартир… и все! Кворума не набралось, решение не принято.

– По мнению нашего совета дома, ремонт лифта должны были произвести вообще без голосования, так как мы уже платим за это каждый месяц по строке «Содержание и ремонт лифтового оборудования (хозяйства)» 4,59 рубля с квадратного метра, из которых 1,80 руб./кв. м отводится именно на текущий ремонт лифтового оборудования. Однако в УК нам ответили, что данная строка «не накопительная». Это значит, что деньги с нее списываются в конце месяца, независимо от того, был или не был ремонт. Это неправильно, и так не должно быть! По нашему мнению, если ремонта не было и нет подтверждающих это документов, то и деньги не должны списывать. По нашим оценкам, за год по строке «Содержание и ремонт лифтового оборудования (хозяйства)» у нас накопилось порядка миллиона рублей. Почему из этих средств не производится ремонт?! – сказал Олег САДОВНИКОВ.

Куда уходят деньги за содержание и ремонт? Вопрос очень хороший. Им задаются собственники практически во всех МКД. Ответ тоже многие ищут, с переменным успехом. Можно (нужно) разбираться, требовать акты, сметы, однако есть срок эксплуатации лифта, есть ГОСТ, и есть закон, который требует проведения общего собрания собственников. А если его так и не удастся провести? Если кворума опять не будет или проголосуют против? Что сказать одинокой 79-летней пенсионерке, инвалиду второй группы на девятом этаже? «Извини, Клавдия Александровна, ничего личного, но таков закон – суши дальше сухари!»?

ГОЛОСУЙ, А ТО ПРОИГРАЕШЬ!
За пять месяцев, начиная с 28 марта, когда вышел из строя двигатель подъемника, и по сей день, УК и собственники так и не смогли найти общий язык. Сейчас в доме готовится еще одно голосование о проведении капитального ремонта. Результат еще не известен, но даже сама процедура раздачи, сбора и подсчета бюллетеней займет не менее двух месяцев. Тем временем, напомним, лифт стоит. Возможно, обслуживающая организация найдет возможность опять установить временный ротор, но для этого все равно нужно решение совета собственников или хотя бы письмо с просьбой это сделать.

Данная статья написана для того, чтобы проиллюстрировать систему по управлению МКД, в которую нас всех (и УК, и жильцов) загнали законодатели. Просто лифт – это наиболее чувствительная тема, заметная, а ведь еще масса мелких вопросов, которые годами не решаются в доме из-за того, что требуется решение собственников. Но чтобы его получить, за собственниками надо еще побегать. Мало поймать, надо суметь убедить. Это сложно, особенно когда собственников в высотке около тысячи, а то и больше.