Компания “Яндекс” попросила АвтоВАЗ, а также китайских производителей BAIC Group и Chery о поставках машин для лизинговых компаний, с которыми работает “Яндекс.Такси”. По данным Forbes, для обновления автопарка “Яндексу” ежегодно нужно 50 тысяч автомобилей, а таксомоторная отрасль столкнулась с дефицитом машин и запчастей для них.

В “Яндексе” заявили “РГ”, что сервис “Яндекс.Такси” и таксопарки-партнеры не испытывают острой нехватки автомобилей, но компания ведет переговоры с различными производителями для пополнения автопарков на следующие годы. “Яндекс” в этой ситуации выступает посредником между производителями машин и таксопарками, так как может вести переговоры от имени коллектива потенциальных покупателей. Тем самым “Яндекс” обеспечит компании возможность сбыта более крупных партий автомобилей, нежели каждый конкретный таксопарк по отдельности.

Продукция BAIC Group не представлена на российском рынке, но у нее широкий модельный ряд. Chery активно развивается в России, она представлена двумя марками – Chery и Exeed. Скоро появится бренд Omoda, который должен стать альтернативой японским и немецким автопроизводителям. В Chery заявляли, что в 2023 году собираются привезти к нам два седана. При этом отмечалось, что большой интерес к этим моделям уже исходит от корпоративных клиентов.

Автомобили в таксопарках следует обновлять максимум через три года

Директор по развитию и корпоративному управлению компании “Нижегородец” Алексей Макаров считает, что задача по обновлению парка такси стоит очень остро. “Машины в парках такси стоит менять через три года максимум. Связано это с тем, что через три года интенсивной эксплуатации автомобиль требует значительных вложений. И для перепродажи этот срок и пробег наиболее оптимальны. Но учитывая то, что два предыдущих года был дефицит машин, а сейчас их полное отсутствие, то задача по обновлению парка такси стала очень острой у большинства перевозчиков этого рынка. У многих автомобилей неудовлетворительное состояние. И в данной ситуации владельцы таксопарков будут рады закупке абсолютно любых машин. А то, что они могут быть без ABS или подушек безопасности, это уже другой вопрос. И их отсутствие будет компенсировано более низким тарифом на перевозку”, – говорит Макаров.

Гендиректор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль отмечает, что парк машин “Яндекс.Такси” в основном представлен Kia, Skoda, Volkswagen. “Если китайский автопром может гарантировать надежность и безопасность своих моделей, то российский АвтоВАЗ, попавший под ограничения в поставках необходимых комплектующих, пока выпускает упрощенные версии большинства своих моделей. В конце августа АвтоВАЗ заявил о том, что нашел нового поставщика подушек безопасности, и теперь ими будет оснащаться как минимум место водителя в Lada Granta. Однако последние два месяца данные модели выпускались без них, а также пока не было заявления о решении вопроса с оснащением авто ABS. Если именно эти модели будут поставляться в таксопарки, возможен рост количества ДТП”, – уверен он.

Независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов отмечает, что у китайских компаний нет проблем с комплектующими и они поставляют модели, оснащенные всеми опциями безопасности. “После ухода в мае бренда Renault осталось только 800 штук Lada Vesta с ABS, ESP и подушками безопасности. При этом их стоимость составляет около 2,4-2,6 млн рублей, что слишком невыгодно для обновления таксопарков”, – говорит эксперт.