Во владениях латифундиста и гендиректора Бондарской сельскохозяйственной компании (ООО «БСК») Джона Хаскелла в Тереньгульском районе находится порядка 9 тыс га земли. Участок он взял в аренду на 49 лет под реализацию инвестпроекта, который так и не реализуется. Большая часть земли никак не используется и буквально зарастает бурьяном, в то время как другие местные фермеры остаются без земли. По данным местных жителей, из 9 тыс. га обрабатывается от силы 400, остальное заросло кустами, елями и березами. В итоге фермеры не могут выводить коров на выпас, не могут заготавливать корма и вынуждены вести заготовку в Самарской области.


На фото – Генеральный директор «Бондарской сельскохозяйственной компании» Джон Хоуз Хаскелл

Власти ранее заявляли, что ищут варианты изъятия земли, но отмечают, что на это уйдет более полутора лет. В то же время представитель «БСК» заявил, что землю отдавать компания не намерена и готова дойти до президента России.

Как в июне отмечал бывший гендиректор ОАО «Ульяновский механический завод №2» и ООО “Автокраны Ульяновец”, кандидат экономических наук Наири Чатинян, невысокая стоимость аренды земли не побуждает арендатора ее обрабатывать, но дает возможность переуступать право аренды, например, фермерам, за более высокую стоимость. Согласно закону необработанные земли должны отбираться у их держателей, однако в районе этого никто не делает десятилетиями. Спросили, что изменилось на текущий момент.

По словам Чатиняна, администрация района подала “слабый” иск к Хаскеллу (ООО «БСК») и он легко может выиграть в арбитраже. Если это произойдет, то фермеры снова останутся без долгожданной земли, а область понесет серьезные репутационные риски.

Проблема ведь не только и не столько с землями Хаскелла. На земельную проблему надо смотреть шире. Еще раз акцентирую внимание – в маленьком, исторически несельскохозяйственном Тереньгульском районе не используются и зарастают астрономические 40 тысяч гектаров пашни. При абсолютном попустительстве районной администрации, а может и прямой коррупционной заинтересованности. Иного аргумента, почему районное руководство в упор не видело прямого и явного нарушения закона, у меня нет. Ваша публикация дала определенный эффект, внимание губернатора и прокурора области немного сдвинули проблему – район скрепя сердце вышел с иском в суд к ООО “БСК” (Хаскелл) с расторжением договора аренды. Но на мой взгляд, вышли с крайне слабой подготовкой и большим желанием проиграть. Прошло уже 2 заседания, следующее 15 сентября. Понимая огромный репутационный риск проигрыша американцу, минсельхоз области был вынужден вмешаться своей юрслужбой. Семенкин, несмотря на наши краеугольные разногласия понимает, что американец, загубивший тысячи гектаров русской пашни и победивший в ульяновском арбитраже Ульяновскую область – это и его проигрыш, к тому же параллельный окончательному разорению тереньгульских безземельных фермеров, – сообщил Чатинян.

Он также отмечает, что Хаскелл – это лишь часть существующей проблемы с брошенной землей сельскохозяйственного назначения. В той же Тереньге есть еще и ООО “Молвино-агро”, у которого простаивает порядка 20 тыс га земли.

Однако Хаскелл – это малая часть брошенной земли. Есть еще ООО “Молвино-агро”, которую отчаянно покрывает тереньгульский глава Шерстнев. Многие годы проверки счастливо минуют эту компанию. Больше 20 тысяч га, которые они арендуют у района, продолжают зарастать, а тысячное стадо КРС, у которых они отняли выпас и кормовую базу, уходит в зиму неготовым. Самое интересное, что всем чиновникам это абсолютно фиолетово. Хотя ситуация по мясу и молоку стремительно ухудшается, а цены на эти позиции летят вверх. Федералы, понимая это, вроде подсуетились – с 1 января фермеры должны получать землю в аренду без аукциона. Сильный ход. Наконец-то. Но, чтоб им что-то дать, надо сначала найти свободную сельхозземлю. Физически ее полно, юридически – ни клочка. Область и районы к 1 числу явно не готовы, реестр реально неиспользуемых земель так и не появился. И без жесткой позиции губернатора вряд ли появится. Районные власти жестко вмазаны в нежные отношения с владельцами и арендаторами земли, – рассказывает Чатинян.

В конце 20 года руководитель Корпорации развития Ульяновской области Сергей Васин сообщал изданию «Октагон», что инвестиционный проект американца как таковой свёрнут:

То есть “под американцем” перспектив у этой земли больше нет. Тем более, Уже в 20-м году в Тамбовской области региональный комитет по управлению имуществом пытался через суд вернуть более 5 тысяч гектаров земель в собственность государства, лишив Хаскелла права аренды, также полученной на 49 лет. Региональные власти пытались апеллировать к тому, что Хаскелл является гражданином иностранного государства, – дескать, налицо нарушение статьи 3 Федерального закона № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 года, согласно которой иностранные граждане, иностранные юридические лица могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды. Однако суды указали, что формально учредителем Бондарской сельхозкомпании является не Хаскелл, а российское юрлицо – ООО «Сельскохозяйственная компания “Феникс”».

PS. В июле текущего года после обращения фермеров Тереньгульского района, пожаловавшихся на компанию БСК американца Джона Хаскелла, на личный контроль ситуацию с изъятием в регионе у арендаторов неиспользуемых земель сельхозназначения и передачей их фермерам взял спикер Госдумы Володин.
Также напомним, что, по сообщению того же “Коммерсанта”, в мае этого года губернатор Ульяновской области Алексей Русских на аппаратном совещании заявил, что необходимо возвращать в сельхоз­оборот земли, простаивающие у собственников и арендаторов, и поручил создать специальную комиссию, которая выявила бы всю ситуацию с неиспользуемыми землями и разработала механизмы по изъятию земель в муниципальную или региональную собственность. Сделаем запрос о предварительных итогах её работы.