После распада советской системы жилищно-коммунального хозяйства, почти полной коммерциализации данного рынка в 1990-ые и 2000-ые годы, в настоящее время на государственном уровне осуществляются попытки консолидировать усилия всех участников правоотношений (органов публичной власти всех уровней, ресурсоснабжающих организаций, лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональных операторов капитального ремонта многоквартирных домов, собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов, отраслевых ассоциаций и иных профессиональных и общественных объединений) в целях создания комфортных и безопасных условий проживания граждан.

Отметим, что положительная динамика здесь действительно наблюдается, в том числе на территории Ульяновской области и областного центра, в частности. Так, по данным опроса, проведённого в конце 2021 года участниками партийного проекта «Школа грамотного потребителя» в Ульяновской области, улучшения в отрасли жилищно-коммунального хозяйства отметили почти 73% ульяновцев. Вместе с тем, удовлетворенность граждан качеством предоставляемых жилищных и коммунальных услуг, а также оценкой расходов на их оплату составляет всего лишь 58%.

Сегодня совместно с заместителем Председателя Ульяновской Городской Думы ДЕНИСОМ СЕДОВЫМ, курирующим в городском парламенте вопросы жилищно-коммунального хозяйства и охраны окружающей среды, постараемся разобраться в некоторых особенностях ульяновского ЖКХ.

ТОП-10 главных проблем жилищно-коммунальной сферы:

– высокая степень изношенности систем коммунальной инфраструктуры (наиболее остро данная проблема стоит для систем, находящихся в муниципальной собственности, особенно в отношении систем водоснабжения и (или) водоотведения);

– низкая эффективность управляющих компаний, обусловленная отсутствием взаимосвязи между результатами их деятельности и эффективностью управления МКД;

– низкая эффективность работы ресурсоснабжающих организаций, обусловленная недостатками применяемых методов тарифного регулирования, отсутствием мотивации ресурсоснабжающих организаций к снижению затрат при производстве ресурсов;

– высокий износ основных фондов в жилищной сфере, включая внутренние инженерные коммуникации;

– дефицит профессиональных кадров в жилищной и коммунальной сферах и органах местного самоуправления по причине низкой привлекательности рабочих мест, в том числе из-за относительно низкого уровня заработных плат;

– осуществление социальной поддержки граждан через общее ограничение платы за жилищные и коммунальных услуги вместо применения адресной социальной поддержки на оплату ЖКУ;

– низкая энергетическая эффективность жилищного фонда и отсутствие механизмов, стимулирующих энерго- и ресурсосбережение в жилищной сфере;

– отсутствие у собственников в жилищной сфере мотивации к эффективному управлению своим имуществом , ответственности и заинтересованности в его надлежащем содержании;

– отсутствие обязанности участия собственников помещений в МКД в принятии решений по вопросам содержания общего имущества МКД.

Существуют ли механизмы решения?

Безусловно, вышеуказанные проблемы в жилищной и коммунальной сферах свойственны не только нашему региону или городу, но и всей стране. Остановлюсь на самой важной более подробно. Наиболее эффективным инструментом для решения проблемы с изношенностью систем коммунальной инфраструктуры являются национальные проекты.

Благодаря участия в них за последние два года УМУП «Ульяновскводоканал» выполнено строительство водопровода общей протяженностью 4880 метров, обеспечено по новой схеме водоснабжение с. Подгородная Каменка, д. Протопоповка и с. Лаишевка.

В настоящее время ведутся работы по выполнению 2-го этапа канализования посёлка Пригородный в Железнодорожном районе: на данный момент построены КНС и напорные трубопроводы. Начаты работы по строительству самотечных трубопроводов. Кроме того, продолжаются работы по строительству водопровода в квартале для многодетных семей в Заволжском районе (квартал «Д»), проложено более 3-х км водопровода.

За счёт средств займа, полученного в федеральном Фонде реформирования ЖКХ, в 2023 году планируются работы по капитальному ремонту напорного канализационного коллектора от главной насосной станции Правобережья до городских очистных сооружений; капитальный ремонт централизованной системы водоотведения в с.Баратаевка и в с.Кротовка.

В рамках федеральной программы «Чистая Волга» реализуется первый этап реконструкции сооружений биологической очистки сточных вод (левобережье), а также завершается первый этап реконструкции городских сооружений биологической очистки (правобережье).

Какие инициативные предложения по изменению законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства Вами подготовлены?

Во втором полугодии текущего года по просьбе активных собственников жилья возродили давнюю традицию, когда я работал ещё в Контакт-центре при Главе города – проведение просветительских семинаров для председателей и членов советом МКД.

В ходе подобных мероприятий от активных собственников жилья поступает огромное количество инициативных предложений, которые мной систематизированы. В ближайшее время будут они будут переданы субъектам законодательной инициативы. Среди прочих выделю следующие:

  1. разработка на федеральном уровне программы по модернизации коммунальных сетей, находящихся в муниципальной собственности;
  2. освобождение вознаграждений председателям советов МКД от удержания социальных взносов;
  3. введение института профессионального управляющего (управдома) с возможностью применения в отношении него налога на профессиональный доход;
  4. исключение ограничений для применения непосредственной формы управления МКД для домов, находящихся в сельских населённых пунктах;
  5. изменение порядка расчёта размера платы за ТКО (исключение возможности оплаты услуги в случае её неполучения);
  6. расширение зоны балансовой ответственности региональных операторов (закрепление мест – площадок накопления ТКО).

 Какие задачи на ближайшее время?

Во-первых, стартовал отопительный сезон, поэтому вопросы прохождения отопительного сезона будут находится на особом контроле.

Во-вторых, с 01 сентября вступило в силу Постановление Правительства РФ № 92 от 3 февраля 2022 года, установившее порядок перерасчёта платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома. Будем мониторить начисления со стороны управляющих организаций и формировать необходимую правоприменительную практику.

В-третьих, будем участвовать в принятии бюджета на 2023 год и плановые периоды 2024, 2025 годы. Безусловно, приоритетные расходы в сфере ЖКХ должны найти отображение в главном финансовом документа города.

При этом в качестве приоритетных направлений определены следующие:

– участие в реализации национальных проектов «Жилье и городская среда», «Цифровая экономика», «Экология» и программах по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры со степенью износа более 60 %.

– финансирование мероприятий проектов и программ, в том числе, направленных на повышение качества питьевой воды, на замену водопроводно-канализационного хозяйства и поиск альтернативных источников водоснабжения муниципального образования «город Ульяновск», а также мероприятий, предусматривающих замену (реконструкцию) сетей водоснабжения;

– капитальный ремонт жилищного фонда в рамках исполнения решений судов;

оплата взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, в которых имеются муниципальные помещения;

– строительство, реконструкция, ремонт и содержание внутридворовой ливневой канализации;

– благоустройство территорий кладбищ, в том числе ремонт ограждений и дорожного покрытия;

– содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

– ремонт и содержание малых архитектурных форм;

– восстановление и развитие особо охраняемых природных территорий местного значения.

Какие задачи стоят в долгосрочной перспективе?

Назову одну и самую главную задача. Это формирование на территории города Ульяновска активных и ответственных собственников жилья, обладающих всеми правами на принятие решений относительно своего дома и реальными возможностями реализации этих прав, а также определенным уровнем ответственности за принимаемые решения.