Очень сложно было написать что-то в качестве воспоминания о Диме Ежове сразу после его ухода. Но продолжая линию, заданную Сашей Кошелевым, нельзя не высказаться.

Да, Дмитрий Петрович был не просто другом, а человеком, который делал каждого из нас сильнее. И дело не только в том, что люди шли к нему за помощью. Что одним движением пальцев по экрану он мог за обедом запустить какой-нибудь федеральный медийный тренд. Он был «гвоздём», на который наматывались тысячи тонких «нитей», связывающих людей в Ульяновской области в сообщество.

Этой метафорой можно описать работу лишь двух людей в новейшей истории нашей области, поэтому, безусловно, нужно поддержать инициативу о почётном гражданстве для Димы. Увековечить человека силы в месте силы.

Он искренне любил наш край, был настоящим и деятельным его патриотом. И так уж получилось, что нас с ним во многом связывали именно краеведческие проекты «Улпрессы». По этой причине позволю себе высказать несколько мыслей по поводу того, как нам сохранить краеведческую линию портала, ставшего феноменом для нашего региона.

Тексты воскресенья

Дмитрий Петрович не любил читать длинные исторические опусы, но с удовольствием слушал их пересказы и одобрял. Эти «лонгриды» он завешивал на субботу-воскресенье, когда медийная повестка остывала, а сотрудники отдыхали.

Трафик краеведческих текстов не такой высокий – в лучшем случае статью прочитают 2-3% от аудитории – но эта очень важная для области и страны группа людей, которым интересна история места, где они живут и где они хотели, чтобы жили их потомки. Без этих двух процентов общество превращается просто в население.

Кроме того, краеведческие материалы, в отличие от новостей, не теряют со временем своей ценности. За ними люди приходят на портал не один, а много раз. К ним спустя годы обращаются новые поколения наших земляков: приходят на «Улпрессу», как в библиотеку.

На рубеже тысячелетий мы часто встречались с Димой именно в библиотеке. Я «копал» в прошлое, а он – в будущее, изучал PR-технологии, чтобы создать «Улпрессу». Он назвал её библиотекой, а я, в шутку, называл его самого «библиотекарем».

Диму не воскресить, но у нас есть возможность в воскресенье заглядывать в созданный им храм, чтобы поговорить на краеведческие темы.

Кого я подразумеваю под словом «мы» помимо читателей «Улпрессы»?

Краеведческое со-общество

Одним из моих проектов, поддержанных «Улпрессой», был Первый съезд краеведов Ульяновской области в 2015 году, поэтому я примерно представляю, как устроено краеведческое сообщество, и кто мог бы «генерить» краеведческий «контент».

Во-первых, это большая группа авторов, которая сложилась вокруг журнала «Мономах» и премии «Шапка Мономаха». Историки, литераторы, журналисты, художники, фотографы, музыканты, блогеры и т.д. Часть из этих готовых авторов, публикуя материалы на «Улпрессе», могла бы получить гораздо больший охват аудитории для своих статей.

Во-вторых, у нас есть краеведы-энтузиасты, которые имеют собственную нишу, большой набор публикаций и материала. Есть такие люди в районах, учителя и журналисты, бизнесмены-меценаты, которые занимаются именно местной историей. Есть довольно известные путешественники и фотографы, которые также могли бы выбрать из своего материала фотографии и истории специально для проектов на «Улпрессе».

В-третьих, у нас есть академическое сообщество, историки и археологи, в университетах и НИИ истории и культуры Ульяновской области. Книжные издания материалов весьма ограничены по охвату, поэтому часть их можно перевести в медийный формат и сделать достоянием более широкой публики.

Четвёртая группа – это музейное сообщество. У нас пара десятков крупных музеев и сотни мелких. У нас лучшие в стране экскурсоводы. Если каждый музей расскажет о себе, пригласит на мероприятия, то это будет очень интересно для всех. К этой группе могут присоединиться организаторы городских экскурсий и детских музейных праздников.

Пятая группа – собственно туристское сообщество. Никакой туризм не полетит без интересных историй. Кто в теме, тот знает силу ульяновского колобка или Музея СССР, возникших буквально на пустом месте и во многом ещё не реализовавших себя. Колобок стал самым мощным медийным «транспортом» в новейшей истории региона всего за четыре дня, а иногордние туристы до сих пор не могут поверить, что Музея СССР в Ульяновске не существует.

Шестое. Список был бы неполным без архивистов и работников библиотек, которые буквально «сидят» на краеведческих материалах и среди которых есть ряд выдающихся исследователей с широким кругозором и эрудицией. К этой группе примыкают и букинисты, у которых так часто бывал Дмитрий Петрович в поисках интересных книг или личных архивов известных земляков.

Седьмая группа – это литераторы, которые пишут о родном крае или изучают тех, кто в былое время умел красиво описать просторы Волги, заволжских полей и синеву правобережных гор. Гончароведы поймут. К этой группе примыкают художники, фотографы и исследователи изобразительного наследия наших великих земляков. У нас много неизданных картин и фотографий.

Есть ещё группа профессиональных краеведов из географического и исторического обществ, знаменитые фестивали “Фрегат «Паллада»”, «Волжский путь», объединяющие неравнодушных к малой родине людей. Есть экологическое сообщество, которое по определению должно любить окружающую нас среду: «и тропинку, и лесок», рощу, родники и даже родные болота. Есть урбанисты, архитекторы, рестораторы и «событийщики», которые с неменьшей любовью и трепетом относятся к городской среде.

И, конечно, есть наши ульяновские землячества и диаспоры в других регионах и странах, есть национальные и религиозные сообщества, которые считают ульяновскую землю священной.

Безусловно, есть ещё много людей, кто мог бы красочно писать для всех о нашей области, о своих предках и о самих себе. Из таких вот микросообществ интересных и интересующихся земляков, в которых все друг друга знают, можно собрать целый съезд.

Поэтому на правах организатора первого такого мероприятия и сторонника общего дела призываю авторов из числа краеведов поддержать «Улпрессу» в продолжении краеведческой тематики портала.

Форматы любви

Любовь к месту, в котором живёшь, – это великая мотивация для созидания. Любить Родину можно по-разному, поэтому форматы краеведческих материалов могут быть самыми неожиданными и весьма медийными.

Самый простой и зрелищный формат – это подборка фотографий на ту или иную тему с подписями или короткими историями. На «Улпрессе» можно найти массу таких постов для примера, а конкурс «Земля, дарованная свыше», проведённый на портале, до сих пор наполняет хештег #УлКрай в поиске «Яндекса» красотами Ульяновской области от талантливых фотохудожников.

Можно периодически проводить конкурсы краеведческих фотографий или сделать номинацию в премии «Улпресса года». Можно использовать для этого хэштег #УлКрай, по которому, кстати, можно найти фотографии и Дмитрия Ежова. Дима хранил печатную версию фотографий победителей конкурса 2015 года.

Другой медийный формат – это короткие очерки с фотографиями, рисунками и картами о каком-либо человеке, событии, месте. Тут главный критерий – эксклюзивность написанного и изображённого, рассказ от первого лица, мастерство слова и кисти. Многие ульяновцы хотели бы прочитать что-то о своём селе, посёлке, городе, узнать об интересных и таинственных местах в регионе.

Хорошо заходят подборки типа «байки из склепа» от наших архивистов и книжных червей, которые выкапывают интереснейшие истории из старых томов, судебных дел и газетных вырезок (все помнят рубрику «100 лет назад в газете»). В Симбирске была масса любопытных происшествий, о которых писали журналисты XIX века. В этих материалах была и ностальгия по русской старине, и трэш капитализма, и наблюдения за национальными характерами симбирян.

Многие люди склонны к воспоминаниям. Мемуары наших современников – отличная штука. И для истории полезна. Помнится, Сергей Львович Сытин заставлял своих старших современников писать и публиковать воспоминания о жизни в Симбирске, «когда был Вова маленький», так как сам наш патроним неохотно вспоминал о родном городе, где чуть дважды не погиб в детстве.

Будет уместным и формат интервью с интересными нашими земляками, которые прожили здесь целую жизнь или занимаются чем-то необычным, созидательным и полезным. Интервью с самими краеведами. Родина талантов как-никак.

Событийные анонсы и репортажи. Фестивали и праздники с региональным наполнением, полюбившийся «Бульвар», местный креатив, реконструкторы на булгарской заставе или на русском берегу, девушки на Купала, ночь в музее, день области, экскурсии, поездки и симбирские кругосветки. Каждый день происходит что-то интересное для всех – будь то конкурс красоты, показ мод или распродажа книг.

Хороший контнет – видеоролики о родном крае. Мы много смотрим на работы заезжих блогеров и журналистов, но у нас есть и свои талантливые видеографы, музыканты, артисты, компьютерные дизайнеры, поэты, модели. Есть, кстати, и молодые, совершенно неизвестные широкой публике авторы и блогеры, работающие в краеведческой тематике. Есть 3-d туры. Можно накидать ссылок в обзоры, а можно сделать отдельным постом.

Особый контент – это «интернет места», почитателем которого был Дима. Все знают о его карте Москвы, но не меньше он сделал и для развития цифрового двойника Ульяновска. Он был «мэром» лавочки у Аксаковки, на которой вечерами под закатным солнцем читал купленные днём книжки. Он уделил много своего внимания тому, чтобы в ульяновских «кабаках» говорили «Всё ли Вам понравилось?» и «Выбирайте свободный столик». А собранная им карта завтраков иногда спасает и меня. «Кабаков» в нашей жизни больше нет, но тема должна жить.

В продолжение картографического формата. Есть карты достопримечательных мест с координатами, маршрутами и краткими инструкциями. В том числе, и интерактивные. Дмитрий Петрович сам лично сделал несколько таких и в последнее время работал над картой местности вокруг Шиловки. Есть масса интересных старинных карт губернии, планов городов и населённых пунктов, которые можно разглядывать часами.

Очень тонкая тема – гугл-археология, которую мы так и не запустили, опасаясь «чёрных копателей»: на спутниковых снимках хорошо видны очертания древних городов VIII-XIV веков и защитных полос прошлого тысячелетия, а по карте Ульяновска можно проследить очертания кремля и большого города XVII века. Многие памятники, например, Чёртов городок IX-XIII веков, могут вскоре и вовсе исчезнуть, поэтому есть смысл описать их нынешнее состояние, в том числе, и по космическим снимкам.

Один из таких памятников – на Арбугинской горе – уже срыли грейдерами, хотя спутник всё ещё указывает на линию оборнительного вала, который может восходить аж к VII веку.

Мы с Дмитрием Петровичем задумали серию очерков под названием «Сердце Арбуги», из которых я успел написать из-за нехватки времени только один. Но, перечисляя возможные темы очерков, я озвучил для Димы истории Ингваря Путешественника, видевшего на Волге драконов, и государства унногундуров со столицей на Арбуге.

«Про унногундуров особенно ждём!», – сказал он с иронией, благословляя проект. И серия очерков «Сердце Арбуги» будет обязательно продолжена, потому что теперь мы все знаем, чьё это сердце продолжает биться в месте общей силы.

Вечная память Дмитрию Петровичу!