Градсовет утвердил концепцию развития территории бывшего Суворовского училища. Разработчик проекта Кирилл Штемпель признает, что в интересах архбюро было создать для “лакомого куска” в центре Ульяновска такие правила, за которые застройщики перешагнуть не смогут. Часть сообщества концепцию поддержала, боясь упустить федеральные деньги и оставив территорию пустырем, другие высказались категорически против – уничтожаются слои истории. Главный вопрос – что будет с бывшим Кадетским корпусом, – так и остался открытым. Девелоперы считают, что найти арендаторов на такие площади будет крайне тяжело, да и сам участок Суворовского зажат в угол и не проходной. Разработчики там видят образовательные классы, общежитие для иногородних студентов, офисы и мастерские. Подводя черту, первый замгубернатора Игорь Эдель обещал создать наблюдательный совет и решать возникающие по проекту локальные вопросы, опираясь на большинство голосов. Но на главном этапе “снова выиграли большевики”.

В понедельник на заседании Градсовета в повестке стоял один вопрос – утверждение концепции развития территории бывшего Суворовского училища. Директор компании “Простор” Кирилл Штемпель представил победную презентацию с финала конкурса: про сказочный мир, создание портала от нового здания Художественного музея к кадетскому корпусу, новых площадях, бутик-отеле, филиале Краеведческого, встроенном в рельеф арт-кластере и жилье (подробнее и с референсами по ссылке). Штемпель считает, что нашел компромиссный вариант: закрытую и наименее проходимую территорию отдать под застройку, а деньги от продажи пустить на общественные пространства:

– Мы знаем местных застройщиков и их потребности. Мы понимаем, что это лакомый кусок, которого больше нет и не будет. Многие из застройщиков здесь присутствуют и подтвердят, что многие бы хотели зайти на эту территорию со своим инвестиционным проектом. Наша задача как архитекторов –  понимать это и создать те правила, которые устроили бы всех,  создать те рамки, за которые нельзя заходить частному инвестору.  Здание кадетского корпуса – жемчужина этого места, его нужно сохранить. Нельзя, чтобы вокруг него появлялось жильё. Та территория, которую мы отдаём под жильё, принесёт наименьший ущерб общественному пространству, она даже его дополнит. Жильё – это постоянные люди, территория не будет умирать в ночное время, как это происходит со всеми парками.

Основные споры возникли вокруг Кадетского корпуса. Руководитель военно-патриотического центра Ульяновска Игорь Воеводин опасается, что реконструкцию здания поставят последним этапом реализации проекта и за пять лет объект культурного наследия сгниет и рассыпется – стены уже покрылись грибком и плесенью:   “Мы с августа занимаемся тем, что продвигаем одну концепцию, которую выбрали ещё до конкурса. За три месяца мы бы выработали понимание, что будет с этим зданием, сейчас же речь идёт о консервации. Что с ним произойдёт за 5 лет?

Вице-губернатор Игорь Эдель опровергает: работы по Кадетскому корпусу будут идти в параллель со стройкой: “Просто Игорь Юрьевич хочет очередной пустырь в центре Ульяновска выращивать”. Штемпель слова чиновника подтверждает: “Если посмотреть график, движение по корпусу начинается сразу и длится долго. Нужно провести всестороннее обследование, сформировать ТЗ, найти резидентов, подготовить проектную документацию. Эта все очень серьёзная работа, проще новое здание построить”.

О том, что юг территории пригоден только под застройку, говорит и эколог Лев Левитас: “В свое время на этом участке обслуживали военную технику. Там загрязнений нефтепродуктами не менее, чем в Винновской роще. Снимать нужно минимум 2000 м3 грунта. Эту территорию можно использовать только под застройку”.

Застройщик Дамир Абдрахманов концепцию «Простора» назвал единственно верной, но видит риски в «оживлении» Кадетского корпуса: если на него зайдет государство – получится уныло, а для частника найти ярких контрагентов на такие площади довольно проблематично:

 – Если не будет жилья, то вообще ничего не будет. Но вижу риски в Кадетском корпусе. Я занимаюсь коммерческой недвижимостью и знаю, как тяжело раскачать любое здание. Давайте признаем, что это не самое живое место в Ульяновске, это зажатый угол. Самое главное, на мой взгляд – большое количество ярких контрагентов, чтобы сдать им площади в аренду за три копейки. Это единственный способ раскачать, другое не дано. Здание огромное, локация тугая.

Главный архитектор “Простора” Марина Мороз говорит, что за месяц работы над Кадетским корпусом перебрала варианты от школы до гостиницы, но остановилась на варианте с общежитием на третьем этаже и сдачей помещений в аренду мастерским и   офисам:

– Да, можно сделать здесь Краеведческий музей, но когда ты им показываешь экономику, сколько будет стоить ежемесячное содержание, нам отвечают, что такой ценник на билеты не дадут. В моем понимании здание нужно передавать в аренду, а не одному частному лицу. Одного сильного контрагента я не вижу. Отдать все площади под образование – утопия на светлое будущее с нулевой экономикой. На первых этажах предлагаем разместить мастерские, лаборатории, кружки, которым в договорах пропишут обязательное проведение мастер-классов по выходным. На втором этаже  по пониженной ставке можно разместить офис-центры, которые смогут выступать специалистами по образовательной части. Третий этаж отдать под общежитие.

Перебивая Мороз, Игорь Воеводин пытался доказать, что пять лет без ремонта здание не простоит – там придется сносить все деревянные перекрытия, начнется “второй этап” освоения корпуса.

Председатель регионального отделения Союза архитекторов России Владимир Карпунин спросил об экономическом эффекте от жилой застройки, которая заберет на себя часть возможных общественных пространств.  Советник губернатора, член экспертного совета по формированию комфортной городской среды Минстроя РФ Евгения Муринец отметила “ювелирность” просчетов авторов проекта – концепция с маржой, но на грани:

– Здесь 37 000 м2 жилья при 13 000 м2 ревитализированных площадей. Нам за этот проект нужно схватиться, иначе денег не найдем на реставрацию. Говорю это серьезно, учитывая, что маржа небольшая (у топ-5 местных застройщиков это 20-25%, – Абдрахманов). Здесь прибыль рассчитана по минимуму, наверняка и денег не хватит, поэтому часть придется взять по нацпроекту “Культура”. Область свои деньги, и немалые, тоже вложит, так как софинансирование идет 80/20.

“За” концепцию высказалась директор краеведческого музея Юлия Володина – боится упустить федеральные деньги, как это 10 лет назад случилось с новым корпусом музея:

– От нас уезжает молодежь, а она хочет ходить в современные музеи. Я сегодня не услышала конструктивных предложений и замечаний. Давайте уйдем на 10 лет назад. Помните сквер за домом Языковых? На том месте должно было быть здание краеведческого музея. Была выделена земля, выделено федеральное финансирование, сделан проект, но мы точно так же сидели и думали: сначала здание не понравилось, потом кусты, потом коммунисты сказали, что мы ущемляем права студентов. Я сейчас специально проехала мимо этой территории: там сейчас стоит какая-то будка, облезлые ели, а во время праздников ставят биотуалеты. Прошло 10 лет! Не надо разделять общество, давайте объединимся. Если есть замечания, давайте выскажем и ребята их учтут”.

Министр культуры Евгения Сидорова поддержала концепцию цитатой Карамзина: “Не мешайте другим мыслить иначе”.

Категорически против нынешней концепции архитектор Олег Владимиров: “На мой взгляд, исторические корни игнорировать не стоит. Надо приложить усилия, чтобы музейный комплекс был сформирован с помощью федералов, потому что другого такого здания и места нет и не будет никогда. Место насквозь пропитано историей, о марже здесь говорить не совсем уместно, нужно искать другие источники финансирования. Ближайшие примеры – казанский Кремль и Юнкерское училище, которое переформатировали в филиал Эрмитажа. Сейчас проект игнорирует исторические особенности, которые характеризуют весь период развития нашей страны. На этом участке можно все это сделать с учетом особенностей, а можно относиться к ним как к некой помехе. Я поддерживаю ваше стремление изменить пространство, но с этой концепцией я категорически не согласен”. 

В итоге советник губернатора Ольга Мельникова предложила создать координационную группу, которая “воедино соберёт бизнес, власти и другие действующие лица».   С таким же предложение выступил Эдель. Концепцию приняли большинством голосов. “Большевики снова выиграли! Нужно уметь проигрывать”, – завершил вице-губернатор.